A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → Рисунки углем в экспозиции «Гетто в Мирском замке» музея «Замковый комплекс «Мир»

Рисунки углем в экспозиции «Гетто в Мирском замке» музея «Замковый комплекс «Мир»

Безносик Юлия Сергеевна, научный сотрудник отдела по научной работе, 

Учреждение «Музей «Замковый комплекс «Мир», Беларусь, Гродненская область, г.п. Мир.

Конференция "Музей в культурном пространстве исторического города"


Во время проведения «Недели памяти» с 27 по 31 января 2021 г. в экспозиции «Гетто в Мирском замке» музея «Замковый комплекс «Мир» были представлены 10 рисунков на еврейскую тематику, переданных по дарственной в 2017 г. жителем г. Москвы Артуром Александровичем Нисимовым. Он был в музее дважды, посещал еврейскую экспозицию, читал книгу Людмилы Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик», где упоминается Мирский замок и гетто на его территории. Артур Александрович решил, что было бы неплохо дополнить еврейский уголок другими экспонатами, более мирными. Это должно было стать напоминанием о многочисленных евреях, которые жили в этих краях. Все рисунки на бытовую и жанровую тематику, передающие дух еврейского местечка. Нисимов собирал эскизы и рисунки малоизвестных еврейских художников 1-й пол. ХХ в., по ним художница из г. Череповец Лариса Селезнева сделала копии. Время создания этих рисунков 2014 и 2015 гг. Размер – 21×30 см.[i]

Основная цель акции – сохранение памяти о трагедии, произошедшей в годы Второй мировой войны с еврейским населением. Только в местечке Мир было уничтожено 2 900 евреев. В замке фашисты устроили гетто, где погибли 650 человек[ii].

Мирная жизнь еврейского населения, то чем занимались евреи до гетто – одна из важнейших тем на этой экспозиции. Данные рисунки помогают окунуться в атмосферу повседневного быта евреев.

Глубже узнать про данные рисунки «подтолкнул» комментарий к новости о «Неделе памяти» на Facebook от одного из подписчиков. Он встречал фотографию, по которой был сделан один из рисунков.

В ходе изучения данной темы были найдены фотографии, по которым сделаны эти рисунки. Установлен автор трёх из них. Это Алтер Кацизне (1885 – 1941) – еврейский прозаик, поэт, драматург, переводчик, публицист, журналист и фотохудожник. Приехав в Варшаву в 1910 г., Кацизне открыл собственную фотостудию. Он делал фотопортреты, снимал памятные события и вскоре стал известным в городе фотографом. Поворотным пунктом в его профессиональной карьере стал 1921 г., когда по заказу ХИАС (Общество помощи еврейским иммигрантам) Кацизне сделал серию снимков, посвящённых жизни евреев в польских городах и местечках, в том числе на восточных землях, входивших в территорию Польши, – Галиции и Волыни. Объехал свыше 120 населённых пунктов. В 1939 г., после оккупации нацистами Польши бежал с семьёй во Львов. Заведовал литературной частью Львовского государственного еврейского театра им. Шолом-Алейхема, работал на радио. Был убит в 1941 г.[iii]

Обнаружены 9 фотографий, по которым были сделаны данные рисунки (Религиозная школа (хедер) для девочек в Ласкажеве; Давид Элье – софер (ритуальный переписчик) за работой с пером над свитком Торы; студенты иешивы на улице Налевки; мальчик (ученик начальной еврейской школы – хедера); в хедере (начальная еврейская школа) на занятиях; евреи и крестьянин в рыночный день; хассидимы и другие в Крыница-Здруй, самом известном курорте Польши; горский еврей в Росахаче, штетле (местечке) в хребте Восточные Бескиды в Карпатах; пожилой сапожник позирует за работой в своей мастерской), названия 9 из них (т.е. вышеперечисленных рисунков углём), год создания 7 (т.е. вышеперечисленных рисунков углём, кроме религиозной школы (хедера) для девочек в Ласкажеве; горский еврей в Росахаче, штетле (местечке) в хребте Восточные Бескиды в Карпатах), место создания 9 из них (т.е. вышеперечисленных рисунков углём)[iv].

Религиозная школа (хедер) для девочек в Ласкажеве (НВФ-02325). Автор и время создания неизвестны. Место создания – польский город Ласкажев Мазовецкого воеводства. Там была еврейская община. 27 сентября 1942 г. немецкие войска перевезли 1240 евреев в лагерь смерти Треблинка[v].

Давид Элье – софер (ритуальный переписчик) за работой с пером над свитком Торы (НВФ-02326). Автор неизвестен. Год создания – 1912. Место создания – польская деревня Аннополь-Рахув, расположенная недалеко от города Аннополя, на восточном берегу р. Висла. История Аннополя-Рахова и Аннополя тесно переплетена, часто они связаны друг с другом и совпадают в письменных источниках. В период между двумя мировыми войнами в Аннаполи проживало 1300 евреев. Они в основном занимались ремеслами, мелкой торговлей и добычей фосфора. Летом были те, кто зарабатывал себе на жизнь производством комплектов одежды, которое процветало на берегу близлежащей реки Вислы. В декабре 1941 г. в Аннополе было создано еврейское гетто. В ноябре 1942 г. евреев перевезли в лагеря смерти и трудовые лагеря. Многие из мужчин сбежали в леса, но большинство из них были переданы поляками[vi].

Студенты иешивы на улице Налевки (НВФ-02327). Автор неизвестен. Год создания – 1928. Место создания – польская столица Варшава. В начале 30-х гг. в Варшаве проживало более 350 тысяч евреев, что составляло почти одну треть населения столицы. Именно там и находилась улица тысячи магазинов, складов и прилавков – Налёвки. Помимо выше перечисленного там были рестораны, книжные магазины и несколько редакций[vii].

Еврей с книгами (НВФ-02328). Автор неизвестен. Год создания неизвестен. Место создания неизвестно. К сожалению, по данному рисунку углём пока не удалось ничего выяснить.

Мальчик (ученик начальной еврейской школы – хедера) (НВФ-02329). Судя по изображению, скорее всего ученик 1-й ступени – от 3-5 до 9-10 лет. Автор неизвестен. Год создания – 1938. Место создания – польская столица Варшава[viii].

В хедере (начальная еврейская школа) на занятиях (НВФ-02330). Автор – Алтер Кацизне. Год создания – 1924. Место создания – польский город Люблин. В хедере учились только мальчики, на 1-й ступени – от 3-5 до 9-10 лет, на 2-й ступени – до 13 лет. Хедер был частной школой, и его учитель (меламед, т.е обучающий) получал плату от родителей. Перед поступлением в хедер мальчик проходил через специальные «проводы» в синагоге, где ему читали вслух 10 заповедей. На следующий день его отводили в дом учителя (меламеда). Тем не менее, община контролировала обучение в хедере и устанавливала определённые правила и ограничения частной инициативы меламеда. Согласно школьному статуту Кракова 1511 г., в хедере не могло обучаться одновременно более 40 учеников. У учителя могли быть специальные помощники. Однако на практике нагрузка учителя была значительна; в одном классе одновременно могли обучаться ученики трёх возрастных групп. Светские учебные дисциплины в хедере не изучались. Занятия проходили с раннего утра до семи-восьми часов вечера. Практиковались телесные наказания строптивых учеников, для чего существовал специальный кнут (канчик). Считалось, что преподавание не требовало специальных знаний, и труд учителя ценился невысоко. По окончании хедера юноша мог под руководством раввина или образованных членов общины продолжить изучение Талмуда в училище при синагоге или поступить в иешиву. Однако для значительной части жителей местечка (штетла) образование ограничивалось учёбой в хедере. В межвоенный период, в Люблине жило около 40 000 евреев, которые составляли более трети населения города. В городе действовали различные религиозные учебные заведения, такие как хедеры (начальные школы для мальчиков)[ix].

Евреи и крестьянин в рыночный день (НВФ-02331). Автор неизвестен. Год создания – 1937. Место создания – польский город Отвоцк. Он находился примерно в 23 км от центра столицы. В ноябре 1940 г. немцы создали в городе гетто для еврейского населения. Оно было ликвидировано 19 августа 1942 г., когда евреи Отвоцка были депортированы и затем убиты в лагере смерти Треблинка. За два года через гетто прошло около 12 тысяч евреев[x].

Хассидимы и другие в Крыница-Здруй, самом известном курорте Польши (НВФ-02332). Автор неизвестен. Год создания – 1930. Место создания – польский город Крыница-Здруй. Курорт минеральных вод, на его территории открыто несколько источников различного состава. В 1912 – 1914 гг. польский геолог Рудольф Зубер нашёл в Малопольском воеводстве в районе города Крыница-Здруй несколько мощных источников минеральных вод. На их базе был открыт бальнеологический курорт. Хасидизм (путь пра­вед­но­сти) – ре­лигиозно-мис­тическое дви­же­ние в иу­да­из­ме, воз­ник­шее в нач. XVIII в. сре­ди ев­ре­ев, про­жи­вав­ших на тер­ри­то­рии современной Западной Ук­раи­ны. В ос­но­ве хасидизма ле­жит пред­став­ле­ние об аб­со­лют­ном все­про­ни­каю­щем пан­те­из­ме: всё су­щее – есть фор­ма су­ще­ст­во­ва­ния Все­выш­не­го, по­это­му к ка­ж­до­му че­ло­ве­ку сле­ду­ет от­но­сить­ся как к по­тен­циаль­но­му пра­вед­ни­ку. Муж­чи­ны-ха­сидимы но­сят спе­ци­фи­че­ский кос­тюм, со­стоя­щий из чёр­но­го длин­но­по­ло­го каф­та­на или паль­то, чёр­ной фет­ро­вой или ве­лю­ро­вой шля­пы, сме­няе­мой в празд­нич­ные дни на чёр­ную бар­хат­ную ер­мол­ку с ме­хо­вой ото­роч­кой («штраймл»)[xi].

Горский еврей в Росахаче, штетле (местечке) в хребте Восточные Бескиды в Карпатах (НВФ-02333). Автор неизвестен. Год создания неизвестен. Место создания – польское местечко Росахач в хребте Восточные Бескиды в Карпатах. Штетл – городок или еврейское местечко – небольшое, как правило, поселение полугородского типа, с преобладающим еврейским населением. Таких штетлов было бессчётное множество по всей западной оконечности Российской империи на территории современной Украины, Беларуси, Польши, Литвы, Молдовы. Штетлы с их еврейскими общинами являлись во многом изолированными от внешнего мира, придерживающиеся своих традиций. Они были поселениями, в которых проживали в основном небогатые (даже иной раз очень бедные) евреи. Проживание евреев в штетлах продолжалось до Второй мировой войны, во время которой почти все они погибли[xii].

Пожилой сапожник позирует за работой в своей мастерской (НВФ-02334). Автор Альтер Кацизне. Год создания – 1927. Место создания – польская столица Варшава. В межвоенной Польше квалифицированный труд был важным источником дохода для еврейского населения. Половина ремесленных мастерских Варшавы принадлежали евреям[xiii].

Таким образом, изучение рисунков углём помогло дополнить информационную базу по данным музейным предметам, но не заполнила все пробелы, имеющиеся по этой теме. В перспективе планируется поиск автора или авторов остальных рисунков углём и уточнения по их описанию.


[i] Во время проведения «Недели памяти»… // Официальная страница музея «Замковый комплекс «Мир» на Facebook [Электронный ресурс]. – 2021 – Режим доступа : https://www.facebook.com/zamakmir/posts/3670731523024648. – Дата доступа : 01.10.2021.

[ii] Новицкая, О. 27 января – Международный день памяти жертв Холокоста. Около 1,5 тысячи евреев были расстреляны вблизи Мирского замка / О. Новицкая // Официальный сайт газеты «Полымя [Электронный ресурс]. – 2021 – Режим доступа : http://www.polymia.by/2021/01/27-yanvarya-mezhdunarodnyj-den-pamyati-zhertv-xolokosta-okolo-15-tysyachi-evreev-byli-rasstrelyany-vblizi-mirskogo-zamka/. – Дата доступа : 01.10.2021.

[iii] Кацизне Алтер // Электронная еврейская энциклопедия [Электронный ресурс]. – 2020 – Режим доступа : https://eleven.co.il/jewish-literature/in-yiddish/12027/. – Дата доступа : 30.09.2021.

[iv] Kacyzne, Alter (1885-1941). Papers. Photographs of Jewish life in Poland in the 1920s-1930s // YIVO Institute for Jewish Research [Электронный ресурс]. – 2014 – Режим доступа : http://polishjews.yivoarchives.org/archive/?p=collections/classifications&id=1314390253&q. – Дата доступа : 30.09.2021.

[v] Польские евреи глазами фотографа Альтера Кацизне // STMEGI Media Group [Электронный ресурс]. – 2021 – Режим доступа : https://stmegi.com/posts/30585/polskie-evrei-glazami-altera-katsizne-potryasayushchie-snimki/. – Дата доступа : 28.09.2021.

[vi] Аннополь-Рахув // Яд Вашем - Мученики и герои Холокоста [Электронный ресурс]. – 2021 – Режим доступа : https://www.yadvashem.org/yv/he/research/ghettos_encyclopedia/ghetto_details.asp?cid=10. – Дата доступа : 28.09.2021.

[vii] Еврейская культурная жизнь в довоенной Варшаве // История и традиции [Электронный ресурс]. – 2019 – Режим доступа : https://culture.pl/ru/article/evreyskaya-kulturnaya-zhizn-v-dovoennoy-varshave. – Дата доступа : 25.08.2021.

[viii] Евреи Люблина в период Второй мировой войны // Яд Вашем - Мученики и герои Холокоста [Электронный ресурс]. – 2021 – Режим доступа : https://www.yadvashem.org/ru/education/projects/phoenix/holocaust/ghettos/lublin.html. – Дата доступа : 25.08.2021.

[ix] Хедер // Российская педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – 2010 – Режим доступа :https://rus-pedagog-enc.slovaronline.com/1780-%D1%85%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80. – Дата доступа : 25.08.2021.

[x] Кубяк, К. Очерк истории Отвоцка в 1407–1944 года / К. Кубяк. – Варшава: Книга и знания, 1972, с. 8.

[xi] Хасидизм // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. – 2019 – Режим доступа : https://bigenc.ru/religious_studies/text/4730734. – Дата доступа : 23.09.2021.

[xii] Акулич М. Еврейские штетлы (местечки) на уникальных цветных снимках. Часть первая. / М. Акулич // Google play. Книги традиции [Электронный ресурс]. – 2020 – https://play.google.com/books/reader?id=qsUVEAAAQBAJ&pg=GBS.PT4_193&hl=ru. – Дата доступа : 23.08.2021.

[xiii] Ремёсла // Институт еврейских исследований YIVO [Электронный ресурс]. – 2010 – https://yivoencyclopedia.org/article.aspx/Crafts. – Дата доступа : 20.08.2021.

Список литературы

1. Во время проведения «Недели памяти»… // Официальная страница музея «Замковый комплекс «Мир» на Facebook [Электронный ресурс]. – 2021 – Режим доступа : https://www.facebook.com/zamakmir/posts/3670731523024648. – Дата доступа : 01.10.2021.

2. Новицкая, О. 27 января – Международный день памяти жертв Холокоста. Около 1,5 тысячи евреев были расстреляны вблизи Мирского замка / О. Новицкая // Официальный сайт газеты «Полымя [Электронный ресурс]. – 2021 – Режим доступа : http://www.polymia.by/2021/01/27-yanvarya-mezhdunarodnyj-den-pamyati-zhertv-xolokosta-okolo-15-tysyachi-evreev-byli-rasstrelyany-vblizi-mirskogo-zamka/. – Дата доступа : 01.10.2021.

3. Кацизне Алтер // Электронная еврейская энциклопедия [Электронный ресурс]. – 2020 – Режим доступа : https://eleven.co.il/jewish-literature/in-yiddish/12027/. – Дата доступа : 30.09.2021.

4. Kacyzne, Alter (1885-1941). Papers. Photographs of Jewish life in Poland in the 1920s-1930s // YIVO Institute for Jewish Research [Электронный ресурс]. – 2014 – Режим доступа : http://polishjews.yivoarchives.org/archive/?p=collections/classifications&id=1314390253&q. – Дата доступа : 30.09.2021.

5. Польские евреи глазами фотографа Альтера Кацизне // STMEGI Media Group [Электронный ресурс]. – 2021 – Режим доступа : https://stmegi.com/posts/30585/polskie-evrei-glazami-altera-katsizne-potryasayushchie-snimki/. – Дата доступа : 28.09.2021.

6. Аннополь-Рахув // Яд Вашем - Мученики и герои Холокоста [Электронный ресурс]. – 2021 – Режим доступа : https://www.yadvashem.org/yv/he/research/ghettos_encyclopedia/ghetto_details.asp?cid=10. – Дата доступа : 28.09.2021.

7. Еврейская культурная жизнь в довоенной Варшаве // История и традиции [Электронный ресурс]. – 2019 – Режим доступа : https://culture.pl/ru/article/evreyskaya-kulturnaya-zhizn-v-dovoennoy-varshave. – Дата доступа : 25.08.2021.

8. Евреи Люблина в период Второй мировой войны // Яд Вашем - Мученики и герои Холокоста [Электронный ресурс]. – 2021 – Режим доступа : https://www.yadvashem.org/ru/education/projects/phoenix/holocaust/ghettos/lublin.html. – Дата доступа : 25.08.2021.

9. Хедер // Российская педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – 2010 – Режим доступа :https://rus-pedagog-enc.slovaronline.com/1780-%D1%85%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80. – Дата доступа : 25.08.2021.

10. Кубяк, К. Очерк истории Отвоцка в 1407–1944 года / К. Кубяк. – Варшава: Книга и знания, 1972, с. 8.

11. Хасидизм // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. – 2019 – Режим доступа : https://bigenc.ru/religious_studies/text/4730734. – Дата доступа : 23.09.2021.

12. Акулич М. Еврейские штетлы (местечки) на уникальных цветных снимках. Часть первая. / М. Акулич // Google play. Книги традиции [Электронный ресурс]. – 2020 – https://play.google.com/books/reader?id=qsUVEAAAQBAJ&pg=GBS.PT4_193&hl=ru. – Дата доступа : 23.08.2021.

13. Ремёсла // Институт еврейских исследований YIVO [Электронный ресурс]. – 2010 – https://yivoencyclopedia.org/article.aspx/Crafts. – Дата доступа : 20.08.2021.

x
Подписаться на новости
X