29.03.2020
Иван Иванович Соловьёв (1915 – 2002 гг.) из тех
художников, которые «не учились», все свои открытия и находки он сделал сам. Не
писал с натуры – зорко и памятливо видел природу, время дня и время года, любовался,
цепко схватывал и…. переделывал по-своему («Я теряюсь, когда мне диктуют. Без
натуры я хозяин, у меня свои законы, я свободен»). Писал против света – лучи
будто продолжаются в зал, к зрителю, из картины – как из окна. Выбирал цвет и
доверял ему смысл картины.
Художник родился в деревне Поповичево, окончил школу в Климатино и уехал в Ленинград – в семнадцать, в 1928 году. Учился в Художественно-педагогическом техникуме в почтенных стенах Академии художеств, но занятия пришлось оставить и искать работу. Вечерние занятия в изостудии Дворца культуры им. Горького оставили короткий, но важный след, только кисти опять пришлось надолго отложить.
Летом 1941 года он был призван в батальон связи Ленинградского фронта: «Обслуживали городскую телефонную станцию. Она насчитывала около десяти тысяч номеров в Кировском районе, но, конечно, во время войны основная задача – обеспечение связи между батареями. Я конкретно отвечал за электросиловую установку станции…»
Победа несла радость и обещание новой жизни, но оказалось, что война имеет свойство длится дольше себя самой, от неё предстояло внутренне отойти, утвердить мир в себе.
Счастливая память детства теснила пережитое и всё сильнее тянула домой. В 1957 году они вернулись, только прежней деревни уже не было, и Соловьёв, как он говорил, остановился на полпути, в Угличе.
Окрестности Углича – это дымка над Волгой, светлые берёзовые леса, любимые художником, дороги среди одуванчиков, по которым катятся маленькие автобусы, резные наличники изб. Это времена года и «времена весны» - «Весна света», «Весна воды», «Весна травы». Предвесенний свет в морозном лесу, будто поток из глубины картины – «против правил», но в согласии с ощущением этой слепящей радости.