A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
+7 (800) 2507317
ГлавнаяО музее → История музея

История музея

Угличский музей принадлежит к числу старейших музеев России. Его открытие состоялось 3 (15) июня 1892 г. и сопровождалось пышными торжествами, на которых присутствовали члены царской фамилии – Великий князь Сергей Александрович и его супруга Великая княгиня Елизавета Федоровна.

Созданный по инициативе угличского купечества и названный Музеем отечественных древностей, он с самого начала сформировался как учреждение общественное, «являясь достоянием города». Размещался в Палатах удельных князей и передавался в ведение Императорского Московского Археологического общества, заведование музеем поручалось особому Комитету, в составе которого в том числе были ярославский губернатор А.Я. Фриде – председатель и угличский предводитель дворянства Я.С. Колмогоров.

Основу первой экспозиции составили небольшие коллекции и отдельные предметы, пожертвованные различными слоями населения. Одним из самых ценных памятников являлся знаменитый угличский набатный колокол, возвращенный из далекой сибирской ссылки в мае 1892 г.

С июня 1892 г. Угличский музей древностей был открыт для посетителей и работал ежедневно с 9 часов утра до 13 часов дня. С 1894 г. была установлена обязательная входная плата в размере 15 копеек, кроме учащихся и нижних чинов. Десять дней в году (пасхальная неделя и дни памяти царевича) музей был открыт для посещения бесплатно.

Помимо одиночных посещений ознакомление с экспозицией велось и через организацию экскурсий, которые проводили члены Музейного комитета. Их число было ограниченным и не превышало 11 в год.

На содержание музея на протяжении всего дореволюционного периода Городская Дума выделяла 300 руб. в год.

На основании декрета Совета Народных Комиссаров от 5 октября 1918 г. руководство музеем было возложено на специальный подотдел по охране памятников искусства и старины, созданный при Отделе народного образования в августе 1919 г.

В нач. 1920-х гг. ряд угличских церквей перешел в распоряжение музея, с целью создания в них антирелигиозных экспозиций: Воскресенский собор и Смоленская церковь Богоявленского монастыря (1923 г.), церковь Царевича Димитрия «на крови» (1924 г.) и Спасо-Преображенский собор (1928 г.).

Согласно положениям, разработанным музейным отделом Главнауки о профилировании музеев, Угличский музей был отнесен к категории краеведческих. Только в 1930-е гг., когда была собрана небольшая часть «естественноисторических памятников», началась перестройка экспозиции.

Соответственно изменилась и структура музея, теперь он должен был состоять из следующих отделов:

Экспозиционная работа требовала систематического пополнения музейного фонда. В 1920-е гг. комплектование в основном проходило за счет предметов, поступающих из церквей и помещичьих усадеб.

В 1919 г. музейный подотдел обследовал усадьбы Шишкино, Екатериновка и Родичево, с целью вывоза из них памятников, представляющих историческую и художественную ценность. Две первые усадьбы принадлежали потомкам героев Отечественной войны 1812 г. Тучковых и фельдмаршала М.И. Голенищева-Кутузова – угличским дворянам Опочининым-Тучковым.

В результате из этих усадеб музею были переданы 1012 предметов и семейные архивы, в которых хранились документы XVI, XVII, XVIII вв..

Всего в 1920-е гг. в фонды поступило более 4020 экспонатов. Среди них наиболее ценными являлись автографы М.Е. Салтыкова-Щедрина, М.П. Чехова, И.С. Аксакова, дневник вдовы фельдмаршала княгини Е.И. Кутузовой, семь рукописных книг К.Ф. Опочинина на русском и французском языках, рукопись «Кантата Авроры» Дж. Россини, коллекция оружия Тучковых, собрание живописи и графики известных европейских художников XVIII-XIX веков.

В 1920-х гг. из закрытых угличских церквей и монастырей поступило большое количество икон, деревянной скульптуры, утвари, шитья – замечательных произведений древнерусской живописи и декоративно-прикладного искусства.

В военные годы важнейшей задачей в работе музея являлось обеспечение сохранности музейного фонда. С этой целью в 1941 г. экспонаты из драгоценных металлов были эвакуированы в г. Галич.

В 1950-е гг. большое внимание в деятельности краеведческих музеев уделялось изучению местного края и созданию краеведческих экспозиций. В эти годы сотрудниками Угличского музея была проведена значительная научно-исследовательская работа, результатом которой стали два сборника «Исследований и материалов по истории Угличского Верхневолжья», изданных в 1957-1958 гг. совместно с архивом.

В конце 1958 – начале 1959 гг. Угличский краеведческий музей был реорганизован в историко-художественный.

В начале 60-х гг. сотрудники музея работали над созданием художественного отдела, который открылся в 1963 г. В его состав вошло 360 памятников древнерусского декоративно-прикладного и народного искусства, купеческие портреты угличского художника И.В. Тарханова. В 1964 г. была закончена работа над тематико-экспозиционным планом к советскому отделу и начато строительство экспозиций. Новый отдел открыли в 1967 г., его экспозиция включала 1398 экспонатов.

В 1970 г. на территории Алексеевского монастыря открылась Угличская картинная галерея. Экспозиция размещалась в 4 залах, где было представлено 110 работ ленинградского художника-академиста, профессора живописи, выходца из Углича Петра Дмитриевича Бучкина и около 60 экспонатов мемориального характера.

В начале 1980-х гг., в связи с окончанием реставрации Богоявленского собора, музей приступил к строительству отделов «Древнерусского искусства» и «Русского искусства XVIII-XIX вв.», они были открыты в 1985 г. С появлением новых отделов увеличилась и посещаемость, которая в 1980-е гг. составляла более 300 тыс. человек в год.

Начиная с 1990-х гг. важным направлением в деятельности музея стала издательская работа. Она велась в нескольких направлениях – это выпуск краеведческих сборников из серии «Исследования и материалы по истории Угличского Верхневолжья», переиздание трудов старых угличских краеведов Н.Ф. Лаврова, Л.Ф. Соловьева, К.М. Ярославского и др., публикация монографий, написанных музейными сотрудниками, и рекламно-туристические издания.

Так, в 1994 г. состоялось переиздание работы известного угличского краеведа Ф.Х. Кисселя «История города Углича», одной из первых краеведческих монографий в провинциальной историографии России. В 1996 г. совместно с журналом «Ярославская старина» и ЯГПУ им. К.Д. Ушинского было подготовлено издание памятника местной историографии и письменности XVII-XVIII веков «Угличского летописца».

В 2000-е гг. были выпущены альбомы «Иконы Углича», «Сокровища Углича», в которых представлены памятники древнерусской живописи и декоративно-прикладного искусства из собрания музея.

В настоящее время Угличский музей располагается в пяти зданиях на территории Угличского кремля и на центральной площади, его коллекции насчитывают более 30 тыс. экспонатов основного и научно-вспомогательного фонда. В их числе собрание древнерусской живописи, деревянной скульптуры, живописи и графики XVIII-XX веков, оружия, нумизматики, предметов декоративно-прикладного и народного искусства, материалы, отражающие историю Углича и Угличского края.​ Музеем осуществляется активная выставочная работа. ​В 2008 г. Угличский музей вышел на международный уровень, проведя выставку икон в итальянском городе Тревизо в окрестностях Венеции.

С 24 декабря 2004 г. Угличский историко-художественный музей преобразован в Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей.

Он продолжает выполнять свою поистине благородную миссию, ради которой создавался – это собирание, сохранение и изучение памятников истории и культуры нашего народа, используя богатые, более чем вековые традиции.

В.А Колганова