A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → Волжские перевозы

Волжские перевозы

Евгений Лиуконен

Наш город расположен на берегах Волги. Веками река определяла экономику и быт, значительно влияла на жизненный уклад. Она всегда являлась наиболее удобным торговым путем, соединяя Углич с городами, расположенными за сотни и тысячи верст. Но вместе с тем река разделяла территории, расположенные на правом и левом берегах. Конечно, препятствие не было значительным, но до постройки моста Угличской ГЭС пространство реки было необходимо преодолевать. С отдаленных времен и вплоть до первой половины ХХ века проблема решалась с помощью устройства различных переправ.

В XVII веке волжский перевоз находился в ведении Воскресенского монастыря. По царской грамоте 1649 г. на его содержание ежегодно было велено выплачивать из таможенных доходов 23 рубля с полтиной.

В XVIII-XIX веках наиболее известны три перевоза. Один находился на западной окраине города в Песоцкой слободе – примерно на месте ГЭС. Этот перевоз был важнейшим для Углича. Второй располагался выше по течению в местности Покровского монастыря и предназначался для паломников, а также обслуживал многочисленные пригородные деревни и села. Третий перевоз размещался на западной окраине Угличского уезда, соединяя село Прилуки и деревню Пестово. Помимо этих переправ могли быть и другие.

Перевозы делились на легкие и тяжелые. Первые – это перевозка людей, производившаяся на обычных лодках. Вторые – это паромы, помимо людей перевозившие различный гужевой транспорт, лошадей и скот.

Длительное время в качестве паромов использовалось интересное техническое средство – «самолет». Вот как он представлен в Топографическом описании Ярославской губернии 1803 г., в разделе, посвященном Угличу:

«Через Волгу казенный перевоз на судне, именуемом самолетом. Разность его от обыкновенных паромов не столько в строении, сколько в ходу примечательна, ибо не употребляется ни весел, ни парусов, а только один канат, и то не с берега на берег, а на якоре, положенном посреди реки, выше перевоза саженях в двухстах. Канат поддерживается двумя большими лодками, называемыми третниками. Работников употребляется один, который управляет судном, а переход его от берега до берега производится ударением в нарочно сделанную под дном судна доску».

Паром перемещался с помощью силы течения реки. Работник поворачивал под определенным углом доску-лопасть, задавая направление движения, и судно на длинном канате описывало дугу от одного берега к другому.

Кем обслуживались и содержались переправы? Рассмотрим несколько примеров. В газете «Ярославские губернские ведомости» в 1846 г. публиковались объявления такого содержания: «Угличская Городская Дума приглашает желающих взять в содержание с 1847 по 1850 год в городе Угличе чрез реку Волгу тяжелой и легкой перевозы с рыбною ловлею, платьемойнями и ледокольнею; для чего в Думе назначен торг 16-го числа будущаго Ноября месяца, с положенною чрез три дня переторжкою; желающие торговаться имеют представить в Думу благонадежные залоги или поручительства».

В апреле 1847 г. крестьянин Мышкинского уезда, Гавриловской волости, села Прилук Иван Семенов Тариборин взял с торгов «тяжелый и легкий перевоз чрез реку Волгу, Нефтинскаго общества, под деревней Пестово с правой стороны по течению реки на четыре года, то есть с 1847 по 1851 год, с платою каждогодно 32 рубля 50 копеек серебром». На это дело он заключил контракт с Входо-Иерусалимским волостным правлением.

По контракту И.С. Тариборин должен был иметь свои суда, «твердыя и безопасныя», – паром, два третника и шесть лодок. А также мостки для проезда конных – не менее 15 аршин (10,6 м). Нанять рабочих людей, хорошего поведения и трезвых, не менее шести человек. При перевозе, как проезжающим, так и проходящим, не делать ни малейшей остановки. Излишнего взимания за перевоз, как с конных, так и с пеших, не производить, кроме назначенного по таксе, применяясь к городу Угличу. Таблички с расценками прибить на столбах, поставленных на берегу и на пароме.

Такса за перевоз была следующей: «В полую весеннюю воду, по 1-е июня, брать серебром с пеших по 1 коп., с лошади в упряжке, в каретах, колясках, бричках, дрожках и экипажах по 6 коп., с лошади верховой и упряжке в телеге или повозке с кладью и без клади по 6 коп., с телеги или повозки, перевезенной с товарами на руках по 11 коп., с карет и колясок, кои принадлежат проезжающим, перевозимых без лошадей по воле проезжающих или для того, что они, оставляя лошадей на одном берегу, получают новых на другом, по 22 коп. С бричек и дрожек, перевезенных на таком же основании, по 11 коп. С порожних телег и повозок по 3 коп., с лошади без упряжки, коровы, быка со штуки по 3 коп., с мелкого скота, исключая перевозимого на лодках, по 1 коп. С 1 июня до покрытия реки льдом, то есть до настоящего зимнего времени и переезду по льду, со всего получать половинное количество».

Казенный транспорт, воинские команды и тяжести, служащих чиновников и должностных лиц волостного и сельского управления следовало перевозить бесплатно. С государственных крестьян Угличского округа получать половинное количество, а крестьян деревни Пестово во всякое время перевозить безденежно.

В марте 1858 г. угличский мещанин Федор Филиппов Мехов взял с торгов содержание вновь учрежденного в Угличе легкого перевоза и заключил с Городской Думой контракт на три года с ежегодной платой в пользу города 62 рублей серебром.

Для перевозки Ф.Ф. Мехов должен был содержать три легкие лодки и при них на обеих сторонах Волги прочные мостки с перилами. Для обслуживания нанять трех рабочих людей. За перевоз на лодках следовало взимать плату по таксе, утвержденной министром внутренних дел:

«В полную весеннюю воду, по 1 число июля, с пеших людей без тяжести при них по одной копейке, с тяжестию примерно в пуд по 1 ¼ коп., с тяжести без людей за пуд ¼ коп. В летнее время с пеших людей без тяжести по ½ коп., с тяжестию примерно в пуд ¾ коп., с тяжестей без людей за пуд ¼ коп. В осеннее время до покрытия реки Волги льдом получать такую же плату, как платиться должна в полную весеннюю воду».

Во время ледохода и ледостава запрещалось принуждать содержателя производить перевоз. В весеннее и осеннее время лодки для сохранности позволялось вводить в Троицкий ручей. Кроме собственно перевоза Ф.Ф. Мехов отвечал за переход по льду и для этого был обязан устраивать мостки через закраины от берегов.

В ведении содержателя также находились платьемойни, водопойни и ледокольни. Для первых в зимнее время требовалось делать и очищать проруби, а в летнее делать плоты – «для мытья обывателям города Углича платья». Их следовало иметь в двух местах – под Предтечевской и Царевской церквами.

За мытье платья хозяева домов должны были платить в зависимости от своего социального статуса: дворяне и разночинцы по 15 копеек, купцы по 10 копеек, мещане по 5 копеек. В зимнее время за водопой лошади следовало платить по ½ копейки серебром. За выкалывание льда на Волге для набивки погребов каждому кабаку положена плата 1 ½ копейки серебром.

В 1865 г. легкий перевоз в пределах города перевоз был признан излишним, а тяжелый взял в аренду на три года угличский купец 2-й гильдии Алексей Александров Шунаев с ежегодной платой в городской доход 811 рублей серебром. Ко времени весеннего разлития реки он обязался устроить один самолет, два больших третника и легкие лодки, которых весной должно быть 15, а летом 10.

Так и существовала на протяжении десятилетий, столетий переправа через Волгу, подчиняясь сезонным ритмам, регулируемая многочисленными правилами. При постройке Угличского гидроузла в 1935-1950 гг. был возведен автомобильный мост, надежно соединивший берега. Но и нам в 2002 г. во время ремонта моста пришлось вновь вспомнить о переправе.

Многие помнят, что стиральные мостки в Кремле, около церкви Царевича Димитрия, существовали на протяжении всего ХХ века – вплоть до 1990-х гг. Так что многие элементы жизни прошлого совсем рядом, старинный быт длительное время оставался неизменным.

x
Подписаться на новости
X