Углич XVII века был преимущественно торговым городом. Во второй половине столетия край в основном оправился после трагических событий Смутного времени. Помимо торговли в городе существовало и ремесленное производство, определявшееся давно сложившимися традициями и специализацией, – кожевенное, скорняжное, крашенинное, кузнечное, солодяное и др. Но эти производства были незначительны по объему и осуществлялись несколькими десятками мастеров.
Итогом реформ петровского времени стало активное развитие промышленности по всей стране, внедрение новых отраслей и технологий. Не остался в стороне и Угличский край. Помимо традиционных кожевенного, полотняного и сального производств в XVIII веке получают развитие и другие, ранее невиданные отрасли. Одной из них явилось писчебумажное производство. Наиболее известна Угличская фабрика на реке Корожечне, но помимо нее были и другие.
«Отцами-основателями» бумажной промышленности в Угличском крае явились купцы Переславцевы, по преданию обучившиеся этому делу у англичан. В 1735 г. они подали в Угличскую Коммерц-контору прошение о разрешении строительства бумажной фабрики. В ответ 30 сентября был дан указ города Углича купцам Максиму Григорьеву Переславцову с детьми его Иваном, Михаилом, Васильем и Григорьем, коим велено им «собственным своим коштом в Угличе на посадской или в Угличском уезде на наемной или купленной земле, сыскав удобное место для содержания, завести бумажную фабрику, которую содержать сильною рукою и бумагу делать книжную, писчую и прочих рук самым добрым мастерством». Указ давал Переславцевым значительные льготы в налогообложении, их делами должна была ведать исключительно Коммерц-контора, которой следовало рапортовать дважды в год о порядке производства и качестве бумаги.
Помимо фабрики на Корожечне Переславцевы заложили еще две на реке Улейме. Одна из них находилась в 4 верстах от города около деревень Бараново и Потопчино, а другая в 14 верстах, за деревней Тчаново. По старому делению – «в Городском стану, на берегу реки Улеймы, на пустоши Тершино, в поместьях полковника Михаила Михайлова сына Волынского».
Правда, не все изначально пошло гладко – в августе 1736 г. бургомистры угличской ратуши А. Прянишников и М. Чуксанов подали донесение, в котором писали, что Улейминская фабрика не достроена и не работает и по этой причине освобождением Переславцевых от податей, постоя и прочих очередных гражданских служб угличскому купечеству чинится напрасная обида, а потому им надлежит наравне с другими купцами «по прежнему их обстоятельству» выполнять все службы и платить подати.
Но фабрика была введена в строй. По описанию середины XVIII века при ней на реке Улейме находилась плотина длиной 105 саженей (224 м). Около плотины стояли черпальный и рольный амбары с водяным колесом и железным передаточным механизмом. Колесо приводило в действие железный молот и рольные ящики, в которых перемалывалась тряпичная масса. В черпальном амбаре находились два чана с медными печками, восемь форм из медной проволоки, которыми черпали и формовали бумажную массу, девять сечек для измельчения тряпок, пять больших котлов и шесть желобов для прохода материи и воды. Над черпальным и рольным амбарами были надстроены три этажа для просушки изготовленной бумаги, где имелись многочисленные окна и протянутые волосяные веревки.
При фабрике было немало других строений: поварня, клейня с очагом, амбар для хранения тряпок, кузница, избы, баня, амбары, сараи, скотный двор и др. Над некоторыми зданиями также сделаны надстройки для сушки бумаги. В числе многочисленного оборудования имелась медная доска со станком для печатания строчек. Был и значительный запас материалов: тряпок разных сортов 1500 пудов, 40 пудов английских квасцов, 150 пудов мездренного клея, 20 000 бараньих ног, 5000 сальных свечей, 30 пудов волосяных веревок. Для перевозки материалов содержалось пять лошадей.
Владельцем Улейминской фабрики был Иван Максимович Переславцев, позднее его сын Михаил. Примерно в 1790 г. фабрику продали кашинскому помещику Колотильщикову. К этому периоду относится интересный документ о строительных работах на предприятии – возведении нового трехэтажного сушильного сарая. Работы осуществил подрядчик плотничных дел Алексей Яковлев – крестьянин Угличского уезда деревни Иванисово, экономического ведомства, бывшей вотчины Алексеевского монастыря.
28 октября 1792 г. приказчик бумажной фабрики коллежский асессор Алексея Алексеевича Колотильщикова Степан Михайлов Кузнецов заключил договор с Алексеем Яковлевым и его сыном Андреяном Алексеевым «с товарищи» – группой крестьян из окрестных деревень, очевидно, составлявших плотницкую артель: «Угличского уезду Економического ведомства деревни Калининской с Васильем Ивановым, Федором Васильевым, Герасимом Васильевым, деревни Новоселок Иваном Ивановым, Лукьяном Ивановым, деревни Яковлевской Иваном Васильевым, деревни Крапивны Никитою Васильевым, деревни Кривцов с Семеном Тимофеевым, деревни Пономариц с Агеем Никифоровым». Это очень редкий случай, когда в договоре приведен полный поименный состав артели. Все перечисленные крестьяне были выходцами из бывших вотчин Алексеевского и Покровского монастырей, получившими свободу в результате секуляризационной реформы 1764 г.
Подрядчики обязались при бумажной фабрике построить сушильный сарай «о трех апартаментах», т.е. этажах, длиной 15 и шириной 6 саженей (32х12,8 м), на каждом этаже высота от пола до потолка – 4 аршина (2,8 м). Фундаментом должны были служить врытые в землю столбы высотой аршин и расстоянием друг от друга по 4 аршина. На них по периметру сооружался сруб из трех венцов, связанных корабельными узлами. Во второй ряд врубались поперечные и продольные переклады в два ряда. На переклады ставились стойки с укосинами «для крепости, чтоб сушилной сарай ни на которую сторону не мог покачнутся». Внутри к столбам прикреплялись поперечные балки-заборины с насверленными через три вершка отверстиями, в которые продевались волосяные веревки для развески листов бумаги.
Снаружи стены сарая следовало обшить выскобленным тесом «в закрой» с многочисленными окошками. Крышу покрыть по дранке и скале выскобленным «под струг» тесом и каждую тесину продорожить, т.е. сделать бороздки для стока воды. Под тес для плотности и гидроизоляции подкладывались дранка и скала, т.е. береста. Подобные традиционные кровли в городах по причине пожароопасности были запрещены, но в сельской местности строгость указов, очевидно, не действовала.
Пол нижнего «исподнего» этажа должен был укладываться «в притеску», а верхних двух этажей – «в закрой». В середине здания следовало сделать створчатые двери с рундуком и лестницы шириной 2 аршина с балясинами по обеим сторонам.
Образцом для постройки должен был послужить сушильный сарай писчебумажной фабрики купцов Переславцевых на левобережной стороне Углича. Стоимость работ составляла 350 рублей. При этом мастера находились на собственном содержании, но им от фабрики предоставлялись жилье и стряпуха для варки пищи. В случае, если заказчики велят строить сарай более 15 саженей в длину, то сверх оговоренной суммы следовало платить по 23 рубля 30 копеек за каждую лишнюю сажень.
В начале XIX века Улейминскую фабрику приобрел рыбинский купец 1-й гильдии Лаврентий Алексеев Попов. В отличие от двух других угличских бумажных фабрик Улейминская была в действии. Основное оборудование составляли 7 ролей. Еще 10 ролей для перемола ветоши были заведены на двух водяных мельницах. На фабрике работало 68 крепостных людей «мужеска пола». Ежегодно производился следующий ассортимент продукции – до 5000 стоп александрийской, почтовой, голландской и писчей бумаги, до 3000 стоп комментарной и оберточной бумаги, до 8000 листов политурной бумаги, предназначенной для прессовки сукон. Первые перечисленные виды относились к лучшим сортам. Политурой называли гладкий толстый картон.
Л.А. Попов умер в 1828 г. При его наследниках фабрики технически устарели и пришли в упадок. В 1859 г. угличский купец 2-й гильдии Иван Васильевич Выжилов и англичанин Генри Говард совместно приобрели у Поповых Улейминскую писчебумажную фабрику. Предприятие было фактически отстроено заново и оснащено новейшим оборудованием, заменившим ручной труд. В 1864 г. Говард вышел из компании, и фабрика перешла в полную собственность Выжиловых.
В начале ХХ века на предприятии использовалась бумагоделательная машина «Самочерпка» производительностью 3 пуда бумаги в час. Оборудование приводили в действие две паровые машины в 38 сил, оснащенные котлами ланкаширской системы с площадью нагрева 990 квадратных футов и давлением 5 атмосфер. Работали на предприятии примерно 65 человек.
Фабрика состояла из нескольких каменных и деревянных строений: котельной, главного корпуса, разборной, парильной и вейки, резальной, различных кладовых. Также были каретник и конюшня, сеновалы, коровник, сарай для извести, погреб, два дома для рабочих и баня. При фабрике находился дом владельцев – двухэтажный полукаменный с мезонином и примыкавшими обширными садами. Это был загородный дом купцов Выжиловых, и при нем имелась старообрядческая молельня.
Длительное время предприятием владела Анна Ивановна Выжилова. В 1909 г. на фабрике случился пожар, но через год была восстановлена и снова пущена в ход. В начале ХХ века это было одно из немногих успешных и значительных промышленных предприятий Угличского края.
В 1930-х гг., прежняя писчебумажная фабрика была перепрофилирована в льнозавод, который обслуживал весь Угличский район, обеспечивая переработку льнотресты. В 1945 г. льнозавод сгорел, но силами пленных немцев вскоре восстановлен. Старинное предприятие функционировало до ввода в строй крупного льнозавода в Отрадном.
К началу нынешнего века в деревне Партусово, вблизи асфальтовой дороги были заметны развалины искаженных перестройками фабричных зданий. Рядом с кирпичным корпусом лежал на земле стальной котел с крупными заклепками, а в узком заиленном и заросшем русле Улеймы можно было рассмотреть остатки свай когда-то существовавшей плотины.
Давно исчезли и две другие писчебумажные фабрики. Ныне даже сложно представить, что в Угличском крае вплоть до начала ХХ века это была наиболее успешная и технологичная отрасль. Лишь старинные документы, написанные на бумаге с тиснеными клеймами, свидетельствуют, что такое производство существовало.
Евгений Лиуконен