
Евгений Лиуконен
Старинный дом № 16 по улице Ростовской является типичным для Углича зданием рубежа XVIII-XIX веков. Если приведенная ранее хронология документов соответствовала реальному развитию событий, дом был построен в 1801-1802 годах – в 1803 году он уже существовал.
Здание выдержано в стиле провинциального раннего классицизма с использованием приложенных к генеральному плану 1784 года чертежей – «примерных» фасадов. В соответствии с данными проектами создавались основная композиция и главный фасад, но при реализации они, как правило, претерпевали значительные изменения, происходили заимствования из других проектов и деталировки различных зданий, варьировались этажность и размеры. На раннем этапе реализации генерального плана использование утвержденных проектов имело весьма условный характер.
Здание в настоящее время имеет облик, искаженный несколькими значительными перестройками. По всей видимости, оно сохранилось не в полном объеме – при капитальном ремонте конца 1920-х годов могла быть разобрана правая (северная) часть здания. Следы примыкания четко прослеживаются на дворовом фасаде. В советский период также сделана пристройка со стороны двора, произведена полная внутренняя перепланировка. Первоначально дом мог иметь большее количество окон по фасаду и композиционно напоминать рассмотренный в предыдущей статье дом № 8 по улице Ростовской.
Фотографии здания до перестройки неизвестны – на снимках рубежа XIX-XX веков просматривается только часть дома около улицы Петровской (9 Января). На акварели 1840-х годов В.И. Серебренникова, изображающей вид Богоявленского монастыря, видно двухэтажное здание с тринадцатью окнами по фасаду, но это изображение может быть неточным. Вероятно, в действительности было девять окон. В настоящее время здание имеет лишь шесть осей по главному фасаду и составляет какую-то часть прежнего объема. Южный боковой фасад также содержит шесть осей и за исключением подоконных фартуков повторяет структуру главного.
Около окон верхнего этажа присутствуют профилированные белокаменные подоконники и прямоугольные фартуки с вырезом в нижней части. Возможно, первоначально существовали рамочные наличники, но были стесаны при увеличении размеров окон. В изначальном виде здание могло напоминать дом № 15 по Ярославской улице, снесенный в начале 1990-х годов и замененный примерной копией. Можно было бы назвать и ряд других близких аналогов. В существующем виде прямоугольные проемы окон окаймлены закругленными фасками, применявшимися в архитектуре местных купеческих особняков в период 1810-1830-х годов.
Здание имеет типичный выложенный из кирпича карниз с «городками» или дентикулами, но формы карниза очень схематичны – могли быть искажены при перестройке, нанесении новой штукатурки. Детали карниза первоначально могли быть профилированными. Над дворовым южным фасадом дома со стороны улицы 9 Января сохраняется выступающая из крыши деревянная светелка с дощатым фигурным фронтоном, появившаяся при одной из перестроек. Противоположная северная стена имеет плоскую структуру с поздними оконными проемами и входом. Завершением служит поставленный уступом фронтон-брандмауэр. В сглаженном виде там сохраняются следы утраченного объема.
Можно повторить, что после кончины купца Гаврилы Федотова Ильинского в 1797 году, спустя несколько лет (в июле 1803 года) проводится раздел наследственного недвижимого имения между тремя сыновьями. Петр (1754-1810) и Михайло (1772-1806) получили равные половины каменного дома с прилегавшими деревянными надворными строениями. С лицевой стороны им досталось по 7 саженей (14,9 м) усадебной земли. Старший брат Иван (1752-1803) получил прилегавший участок пустопорожней земли – также 7 саженей по лицевой стороне. По всей видимости, это была земля со стороны треугольной площади на перекрестке с Петровской (9 Января) улицей. Туда он должен был перенести прежний деревянный дом с дорегулярной Нижней Успенской улицы.
На том угловом участке примерно в 1810-1820-х годах возводится каменный флигель – небольшое одноэтажное здание, ныне занятое антикварным магазином. Это соседний дом № 18, выходящий на треугольную площадь. Первоначально он относился к той же купеческой усадьбе, формируя своеобразный архитектурный ансамбль.
По мнению Б.М. Кирикова для оформления фасада флигеля был использован образцовый проект № 68 из части II «Собрания фасадов, Его Императорским Величеством высочайше опробованных для частных строений в городах Российской Империи» – известной серии альбомов 1809-1812 годов. Это фасад парных одноэтажных боковых флигелей с выступающим цоколем, средним окном, углубленным в арочную нишу, и пологой вальмовой крышей. При реализации в местных условиях достаточно точно повторен оригинал. Образцовые фасады с мотивом арочной ниши обычно приписываются петербургскому архитектору швейцарского происхождения Луиджи Руска (1762-1822).
Можно заметить, что в непродолжительном времени после раздела имения в 1803 году Иван и Михайло Гавриловы Ильинские умирают. Немного дольше прожил средний брат Петр. После них не осталось сыновей – прямых наследников. Пока затруднительно проследить судьбу имения после 1810 года. Возможно, им наследовали семьи сестер.
В середине XIX века недвижимое имение делилось на две самостоятельные части – были разделены и каменный дом, и земельный участок. Одна часть принадлежала мещанке Елизавете Карамышевой. Владельцем более значительного углового участка был купец Петр Кошкин. В первом случае речь шла о супруге мещанина Дмитрия Петрова Карамышева – Елизавете Петровой. Во втором случае, очевидно, это был Петр Михайлов Кошкин (1815-1851), чьей вдове Серафиме Гавриловой некоторое время принадлежал уже рассматривавшийся каменный двухэтажный дом № 8.
В период переписи 1897 года имение делилось уже на три части. Среди них одна треть каменного дома была во владении мещан Карамышевых – Натальи Васильевны и ее свекрови Елизаветы Петровны, которой уже исполнилось восемьдесят лет. Они сдавали квартиру семье дворянина Федора Генриховича Войниловича, который происходил из города Шклова Могилевской губернии, получал средства от частных занятий по письмоводству. Его супруга происходила из Порховского уезда Псковской губернии, а две дочери родились в селе Георгиевском Мышкинского уезда, что, вероятно, отображало географию мест службы. Супруга занималась вязанием чулок, старшая дочь – вышиванием по канве и вязанием кружев, а младшая дочь – обучением детей грамотности. Таким был состав жильцов одной части недвижимого имения и каменного двухэтажного дома.
Вторая часть недвижимого имения, составлявшая две трети, принадлежала мещанке Марии Эдуардовне Чуксановой, которая помимо того, что была хозяйкой довольно обширного имения, являлась вольнопрактикующей акушеркой. В той части дома одну квартиру снимала мещанка Варвара Дмитриевна Пигасовская, бывшая швеёй. Вторую квартиру арендовал известный врач Александр Михайлович Росс. Он был личным дворянином, происходившим из города Вильно, избирался гласным Угличского уездного земского собрания, состоял в должности врача при городском трехклассном училище. Проживал с сыном и прислугой (горничная, кухарка и кучер).
Участок земли с небольшим одноэтажным флигелем (№ 18) также был выделен в отдельное имение, которое принадлежало мещанину Михаилу Михайловичу Чистякову, который служил конторщиком одного из местных торговых домов, заведовал мешочным производством.
Вскоре большая часть городской усадьбы, бывшая во владении М.Э. Чуксановой и М.М. Чистякова, перешла в собственность купца Дмитрия Ивановича Мозжухина. В дальнейшем имение выкупил его родственник – купец Игнатий Иванович Мозжухин, который занимал должность старосты Спасо-Преображенского собора. Он приобретал с целью пожертвования соборному храму, чтобы решить давнюю насущную проблему отсутствия причтового дома.
Как явствует из публикации в «Ярославских епархиальных ведомостях» 1911 года «Указом Святейшего Синода, от 20 мая текущего года за № 6671, дано знать о Высочайше воспоследовавшем в 29 день минувшего месяца апреля соизволении на принятие Спасо-Преображенским собором г. Углича недвижимого имения, состоящего в г. Угличе, в 11 квартале, на углу Ростовской и Петербургской улиц, и заключающегося в праве на 2/3 части каменного двухэтажного дома и участке земли, сколько показано в акте укрепления, с исключением из оной 4 сажен 1 аршина по Петербургской улице и во внутрь двора 5 сажен, с каменным флигелем, покупаемого под причтовые помещения за 4800 рублей у купца Дмитрия Иванова Мозжухина, с израсходованием на эту покупку 2400 рублей, пожертвованных церковным старостою И. Мозжухиным и 2400 рублей из церковно-причтовых вкладов, и с отнесением расходов по купчей крепости на счет тех же церковно-причтовых вкладов».
Так на короткий период недвижимое имение становится владением Спасо-Преображенского собора – используется для размещения квартир многочисленного причта соборного храма. Это происходит благодаря трудам старосты Игнатия Ивановича Мозжухина, немало сделавшего для улучшения состояния собора. При этом во флигеле размещалась просфорня. Другая часть, составлявшая одну треть, оставалась в собственности наследников Елизаветы Петровны Карамышевой.
Вскоре после революции имение было национализировано. В дальнейшем произошли неустановленные пока изменения, связанные с разборкой северной части каменного дома. Вероятно, это случилось при одном из капитальных ремонтов, могло быть связано с обветшанием. На фото конца 1920-х годов виден частично разобранный объем, у которого внутренняя капитальная стена стала внешней. В дальнейшем здание неоднократно перестраивалось, утрачивая изначальный облик.