Евгений Лиуконен
Наше внимание неизменно привлекают старинные здания с идеально выверенными пропорциями, строгим или насыщенным декором в каком-либо архитектурном стиле. Застройка исторических кварталов необыкновенно красива, хранит память о прошлом. Великолепные купеческие особняки и общественные здания формируют облик улиц, узнаваемое лицо города. При этом можно предполагать, что далеко не все прежде существовавшие значительные дома сохранились до наших дней. Увы, уходила в небытие, утрачивалась по разным причинам отнюдь не только рядовая застройка, но и яркие своеобразные здания, когда-то украшавшие Углич.
Характерный пример – Спасская улица, в XIX – начале XX веков являвшаяся деловым центром города. На этой улице в результате пожара 1921 года и деятельности Волгостроя почти целиком утрачена прежняя правая сторона с прилегавшей линией Волжской набережной, Зарядским переулком и корпусами торговых рядов Казанской площади. Это одна из крупнейших утрат, понесенных Угличем в ХХ веке, – десятки примечательных своеобразных домов, значительная часть исторической застройки, имевшая важнейшее градостроительное значение. Фактически был потерян целый район города.
В начале Спасской улицы сохраняется трехэтажное здание бывшей гостиницы купца А.К. Поснова (№ 2, 1904-1906 годы), в 1930-1950-х годах восстановленное после пожара и превращенное в типичный жилой дом сталинской эпохи. Так или иначе это маленький островок старого Углича, служащий хорошим ориентиром. Далее по улице располагался постоялый двор Пятуниных, занимавший двухэтажный дом в три окна с двухскатной крышей. К нему примыкал следующий дом в семь окон, принадлежавший купцам Жареновым. Затем, продолжая единую линию застройки, заметно выделялся крупный богато декорированный особняк в пять окон по фасаду. Над соседними домами он возвышался не только значительным объемом, но и завершавшими глухие боковые стены треугольными брандмауэрами. Он также принадлежал купцам Жареновым. На этом давно забытом утраченном здании и хотелось бы остановить внимание.
Предыстория здания такова. 31 мая 1867 года угличский купец 2-й гильдии Николай Аристархов Жаренов подал прошение в Ярославское губернское правление. В прошении говорилось: «На принадлежащей мне пустопорожней земле, состоящей в г. Угличе в 1-м квартале, по Спасской улице, желаю я построить вновь каменный двухэтажный дом с задней стороны с антресолями, а во дворе деревянныя службы. Для чего и представляю при сем фасад с планом местности. Всеподданнейше же прошу, дабы повелено было просимую постройку разрешить».
Строительное отделение 12 июня рассмотрело направленные документы и «нашло, что по плану сему предполагается построить в городе Угличе на Спасской улице: 1) каменный двухэтажный дом и 2) таковыя же службы. Между сими строениями назначен двухсаженный разрыв. Проэкт, приложенный к прошению, составлен в архитектурном отношении удовлетворительно. План на означенные постройки сделан архитектором Савельевым. На оном плане означены требуемые законом разрезы и часть плана города Углича». Вследствие всего перечисленного принято решение: «означенные каменные постройки купцу Жаренову разрешить».
Вскоре 27 июня из Угличского уездного полицейского управления рапортовали в Губернское правление, что «план на постройку каменнаго 2-х этажнаго дома и во дворе таковых же служб угличскому купцу Николаю Аристархову Жаренову выдан и следующие с него за бумагу деньги 1 рубль 20 копеек взысканы».
К прошению приложен проектный чертеж, в правом нижнем углу которого стоит подпись: «Составлялъ Архитекторъ А. Савельевъ». Небезынтересны сведения об этом человеке, спроектировавшем для Углича некоторые значительные здания. Александр Калистратович Савельев (1837-1868) в 1850-1858 годах получил образование в Строительном училище Главного управления путей сообщения и публичных зданий, в Петербурге. После выпуска работал во Владимире, а затем в Ярославле.
Примечателен один факт – с большой долей вероятности А.К. Савельев был внуком прославленного баснописца Ивана Андреевича Крылова (1769-1844), сыном его внебрачной дочери Александры. К судьбе последней И.А. Крылов проявлял значительное участие, выдал замуж за чиновника Штаба военно-учебных заведений Калистрата Савельева. В последние годы они жили одной семьей, составляя окружение баснописца. Будущий архитектор А.К. Савельев с сестрой Надеждой провел при нем детство и оставил воспоминания. Ярославский литератор и журналист Л.Н. Трефолев, будучи знакомым с архитектором, отмечал значительное внешнее сходство с И.А. Крыловым.
В составленном незадолго до смерти духовном завещании, при отсутствии родственников, единственным наследником всего движимого и недвижимого имущества, а также прав на издание литературных произведений был назван чиновник Калистрат Савельев. Таким образом, биография малоизвестного провинциального архитектора оказывается далеко незаурядной – детство при великом деде, в гуще культурной жизни Петербурга!
Профессиональная деятельность А.К. Савельева практически не изучена и едва ли за короткую жизнь он успел многое построить. Но в Угличе был еще один проект – в 1866 году спроектирован дом для купца Ивана Васильевича Истомина в 22-м квартале на углу Московской и Петербургской улиц (ул. Ленина, 21/13, ныне – Дом детского творчества), являющийся одним из наиболее значительных и заметных зданий исторической части города. Небезынтересен еще один факт – оба проекта были утверждены губернским архитектором Андреем Михайловичем Достоевским (1825-1897) – младшим братом великого писателя.
На чертеже дома Н.А. Жаренова представлен фасад в пять осей. Нижний этаж обработан рустом. Три окна завершены лучковыми перемычками. Слева два окна заменяет арочный проезд во двор, запираемый двумя глухими створками ворот. Окна парадного второго этажа высокие, арочные. В нижней части стены выполнена имитация парапета с нишами и тумбами. Углы акцентированы рустованными лопатками. В центре намечен ризалит. Три средних окна имеют пышные лепные обрамления с прямыми сандриками. Завершением служат карниз с нишами и фигурный аттик с круглым слуховым окном, боковыми консолями в виде листьев и завитков. Крыша здания, как уже было отмечено, двухскатная, с боков ограниченная брандмауэрами.
Фасад выполнен в характерном для второй половины XIX века эклектичном стиле, сохраняющем классическую основу, но с преобладающей плоскостной композицией и насыщенным разнообразным декором. Необходимо воздать должное архитектору – проект высоко профессионален, облик здания выразителен, наделен красотой выверенных пропорций. При этом надо понимать, что это всего лишь проектный чертеж – в ходе реализации многое могло подвергнуться переработке, учитывавшей вкусы заказчиков и реальные технические возможности.
План здания достаточно прост. Там обозначены деревянные перегородки, прямоугольные и угловые печи, входы внутри проездной арки. В задней дворовой части расположена широкая поворотная лестница с двумя маршами и промежуточной площадкой. С самого начала дом предполагалось снабдить антресолями – дополнительным полуэтажом, введенным в объем второго этажа и понижавшим высоту задних комнат. Туда должна была вести узкая лестница. По фасаду располагались два парадных зала с высокими потолками, образующие небольшую анфиладу.
Повторим, что первым владельцем дома в 1-м квартале по Спасской улице был угличский купец 2-й гильдии Николай Аристархович Жаренов. Через нескольких лет он умирает. Указами Угличского сиротского суда от 22 и 27 марта 1874 года для распоряжения оставшимся имением назначаются опекуны из числа родственников: купецкий сын Аристарх Николаев Жаренов, купец Александр Аристархов Жаренов, купчиха Екатерина Михайлова Жаренова и купец Дмитрий Николаев Скорняков. Ими при посторонних свидетелях и члене Сиротского суда Богданове была составлена «Опись недвижимому имению…, состоящему в г. Угличе и заключающемуся в каменном двухэтажном доме с надворным строением и землею».
Такие документы всегда представляют огромный интерес и по прошествии столетий позволяют проследить состав и структуру типичной купеческой усадьбы, узнать многие особенности прежнего городского быта. В первую очередь было описано главное здание: «Каменный двухэтажный с подвалом дом, состоящий в г. Угличе лицом по Спасской улице… крыт железом. Дом этот внизу имеет по лицу три окна, вверху пять окон, во двор как внизу, так и вверху по два окна, а с другой стороны вверху в капитальной стене три окна с летними и зимними рамами. При входе из подъезда во двор два крыльца, одно каменное, а другое пристроенное к дому деревянное. Оба ведут в нижний этаж, в котором две комнаты с изращатой лежанкой; один коридор и одна кухня с изращатой лежанкой. Полы окрашены желтой краской, шпалеры в комнатах подержанные. В нижнем этаже пять дверей, из них трои столярной работы с медными замками и двои слесарной с медными ручками. При русской печке и лежанке имеются все принадлежности как то: отдушники, вьюшки и заслонки».
Здесь можно остановиться и пояснить, что подъездом здесь поименована проездная арка во двор, из которой вели входы на нижний этаж. При строительстве была изменена структура планировки. Так, на старинных фотографиях виден выступающий во двор объем, – очевидно, крыльцо, куда была перемещена лестница. Это позволило увеличить число помещений. Примечательны две двери слесарной работы, – вероятно, железные, служившие для защиты ценностей. Продолжим обзор, перейдя на второй этаж:
«Из низу вверх идет деревянная лестница – со двора вверх парадная, окрашенная желтой краской с перилами столярной работы. В площадке наверху крыльца один чулан с деревянной дверью, разделанной под дуб. С площадки крыльца на двор имеются пять окон с одними рамами. При входе в комнаты верхняго этажа из парадного крыльца двои двери – одни створные, а другие стеклянные. Затем коридор. В этом этаже пять комнат. Полы окрашены желтой краской, шпалеры подержанные, три лежанки изращатыя с медными отдушниками, вьюшками и дверками чугунными. Одиннадцать дверей столярной работы с медными ручками и замками. Из них пять растворных и шесть одиноких». В качестве итога отметим, что во внутренней отделке этого купеческого дома не было особых изысков – полы и лестницы, вероятно, окрашены масляной охристой краской. Под шпалерами, очевидно, подразумевались бумажные обои. Можно предположить, что дом с самого начала предназначался для сдачи квартир в наем.
Второй этаж включал парадные комнаты с высокими потолками и растворными двойными дверями. Оттуда из коридора по деревянной лестнице столярной работы вел ход в «андриоль», под которой подразумевалась антресоль – низкий полуэтаж с дворовой стороны. В антресоли находились три комнаты и четыре коридора. «Полы окрашены краской, шпалеры в них подержанныя, две изращатыя лежанки с медными отдушниками, вьюшками и заслонками чугунными. В андриоли этом восемь окон с летними и зимними рамами. Пять дверей столярной работы с медными ручками». Цена дому по описи 4000 рублей.
Далее перечислены надворные строения: «Каретник, кладовая, погреб, дровяник и конюшня бревенчатые, крытые тесом под одну связь. Полы и потолки в первых трех тесовые, двери на крюках и петлях железных. Строение это поставлено в длину на шестнадцати саженях, в ширину три сажени (34х6,5 м). Цена ему триста рублей.
Баня бревенчатая, крытая тесом, со светелкой о двух окнах. Печь в ней кирпичная с железной коробкой и медным крантом. В означенной бане двери простыя на крюках и петлях железных. В ширину восемь аршин, в вышину девять аршин (5,7 и 6,4 м). Цена сто двадцать пять рублей».
Можно представить высокий декорированный лепниной фасад дома, вплотную смыкавшийся с соседними каменными зданиями. Ворота в расположенной слева проездной арке вели во двор. В правой боковой стене арки находились основные входы в дом. Внутри располагались комнаты, оклеенные обоями, с лепными карнизами по периметру потолков. В помещения, в зависимости от назначения, вели двойные или одинарные филенчатые двери. Все печи были изразцовые, очевидно, выложенные типичным для XIX века белым кафелем или с кобальтовым рисунком, среди разновидностей которого наибольшее распространение имели цветы в вазонах или ромбовидных рамках. В заднем помещении нижнего этажа находилась кухня с русской печью. Все остальные печи, видимо, были голландские с выступами-лежанками. Можно представить блестящие круглые отдушники на изразцовых поверхностях. После топки печи их открывали, чтобы теплый воздух шел в помещение. Обычно они имели фигурные латунные крышки с цепочками.
Со двора здание выглядело как трехэтажное. Задний фасад, очевидно, не имел какой-либо отделки кроме штукатурки. С северо-восточного угла находился высокий выступ крыльца. Вероятно, вдоль границ с участками соседей располагались построенные единым протяженным корпусом бревенчатые хозяйственные строения: каретник, кладовая, погреб, дровяник и конюшня. Они имели широкие ворота во двор и высокие тесовые крыши. Отдельно находилась баня с небольшой светелкой, встроенной в чердак. Ее печь включала железный бак для воды с вкрученным медным краником. В составе городских имений практически всегда имелись сад и огород, но на Спасской улице среди магазинов и постоялых дворов, в гуще торговой части города могли и отсутствовать.
Таким было имение, оставшееся после купца Николая Аристарховича Жаренова. На рубеже XIX-XX веков оно принадлежало Михаилу Александровичу Жаренову, затем его наследникам. В материалах Первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года обозначено, что в тот период в доме находились две квартиры. В одной проживал мещанин Василий Александрович Опарин с братом Александром. Он содержал буфет при клубе. Также там проживал Я.М. Хорошавин, бывший слугой в клубе. В другой квартире жил крестьянин Владимирской губернии Александровского уезда Афанасий Александрович Первачев, бывший хозяином сапожной мастерской. При нем были семья, пять работников и кухарка.
Среди приведенных сведений обратим внимание на первую квартиру. Можно предположить, что дом Жареновых некоторое время служил зимним помещением клуба – так называемого Угличского общественного собрания, учрежденного в 1890 году. Это была общественная организация, клубное объединение, как сообщалось в уставе, имевшее целью: «доставить членам своим и их семействам возможность проводить свободное от занятий время с удобством, приятностию и пользою. С этой целию собранию предоставляется устраивать для своих членов и их гостей балы, маскарады, танцевальные, музыкальные и литературные вечера и драматические представления, выписывать книги, газеты и другие периодические издания, а также приглашать лиц специальных по разным наукам для чтения лекций, которые служили бы к распространению между членами собрания полезных сведений».
Летним помещением клуба служило деревянное здание на территории кремля, в Городском саду, а в зимнее время арендовался дом на Спасской улице. Возможно, именно в этом представительном и крупном здании с просторными помещениями мог располагаться клуб. Давно забытая организация, несомненно, сыграла видную роль в истории Угличского края, обеспечивая культурный досуг состоятельных горожан. Также важно отметить, что местная публика именно в помещениях общественного собрания могла впервые познакомиться с кинематографом – задолго до обустройства специальных помещений со стационарным оборудованием.
В предреволюционный период на нижнем этаже дома размещалась шляпная мастерская «Пинус и Гольштейн», где изготавливались дамские головные уборы. В рекламных объявлениях сообщалось: «Большой выбор всевозможных новейших фасонов каракулевых шляп, шапок из разных цветных мехов, а также имеются модные фасоны муфт, горжет и капоров». Окна служили витринами, где выставлялись шляпы и парики.
В 1919-1921 годах помещение антресолей занимала под квартиру семья Дикаревых. Любовь Ивановна Дикарева в своих воспоминаниях описывала особенности дома, упоминала жильцов и пустой большой зал на втором этаже, где дети играли и обучались танцам.
История дома Жареновых завершилась в апреле 1921 года. Он стал жертвой большого разрушительного городского пожара. Очевидно, здание не пытались восстановить. Оно было снесено, как и практически вся застройка 1-го квартала. Так ушло в небытие одно из колоритнейших мест города, десятки примечательных зданий с богатой историей.