A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → 575-лет со Дня рождения угличского князя Андрея Большого

575-лет со Дня рождения угличского князя Андрея Большого

Дорогие друзья! 

Наша встреча посвящена 575-летию со Дня рождения угличского князя Андрея Большого.

Княжение Андрея Васильевича в Угличе пришлось на непростое время правления Ивана III и формирования единого Русского государства. Проблема взаимоотношений братьев, проблема централизации государства, процессы развития Угличского княжества – вот основные темы заседания. Доклады подготовили научные сотрудники музея и краеведы города.




Иван III стал великим князем Московским в 1462 г. Что представляла собой русская земля к моменту вступления на престол Ивана III? Единого государства не было. В правление Василия II Русь пережила период феодальных войн, что привело к ослаблению государства. Иван III стал великим князем Владимирским и Московским. Но это княжество не было самым крупным или самым населенным. Рядом – Тверь, граничащая с Великим Княжеством Литовским (ВКЛ), Новгород, который все больше склоняется к литовцам. Есть Ярославское и Рязанское княжества. Далекая Вятка. Самоё московское княжество поделено на уделы. Василий II поделил его между сыновьями, хотя, да, старшему Ивану, выделил половину всей земли.
Об одном из самых знаменитых правителей Углича – об Андрее Большом (Горяе) известно достаточно много. Немало написано и о его вкладе в отечественную историю и культуру во время почти тридцатилетнего правления в Угличе самого известного нашего князя. Но в этом небольшом докладе мне хотелось бы остановиться на другом аспекте его правления, а именно – о территориальном развитии княжества, о том, какие земли тогда входили в него, а так же привести несколько любопытных фактов.
Русские монастыри рассматриваются нами как центры духовности и книжности, образцовые хозяйства, памятники фортификационной архитектуры. Но это только одна сторона медали. Были у монастырей и другие функции. Одна из них – изоляция «неудобных» людей. Постриг символизировал социальную смерть. Пострижением в монашество можно было избавиться от нелюбимой жены или политического противника. Уже в средневековой Руси монастыри стали использоваться в качестве специализированных тюрем для неблагонадежных лиц.
Мысль о преемстве Руси от Византии, об органической связи между царской и императорской властью (напомним, что само именование «царь» в родстве с латинским caesar, император) оказалась чрезвычайно заманчивой и стойкой. На протяжении нескольких столетий она упорно поддерживалась и развивалась правителями России, принимая разные идеологические формы, а временами распространялась и в широком массовом сознании. «Дела давно минувших дней» не теряют своей актуальности и теперь.
x
Подписаться на новости
X