A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации575-лет со Дня рождения угличского князя Андрея Большого → Из истории Спасо-Прилуцкого Вологодского монастыря

Из истории Спасо-Прилуцкого Вологодского монастыря

Русские монастыри рассматриваются нами как центры духовности и книжности, образцовые хозяйства, памятники фортификационной архитектуры. Но это только одна сторона медали. Были у монастырей и другие функции. Одна из них – изоляция «неудобных» людей. Постриг символизировал социальную смерть. Пострижением в монашество можно было избавиться от нелюбимой жены или политического противника. Уже в средневековой Руси монастыри стали использоваться в качестве специализированных тюрем для неблагонадежных лиц.

Использование монастырей в пенитенциарных целях (как мест наказания и исправления) было распространенным явлением в истории России, корнями уходившим еще в православную традицию Византии. "Пенитенциарный" в переводе с латинского означает "покаянный, исправительный".

Наиболее широко была распространена практика ссылки в северные монастыри, отличавшиеся отдаленностью от Центра, строгостью быта, уставным порядком и суровыми условиями существования. Вологодский край не был исключением.

В Вологде имелись три православные обители: Спасо-Прилуцкий мужской монастырь, Свято-Духов мужской монастырь и Горний Успенский девичий монастырь.

Первым из них для ссылки стал использоваться Спасо-Прилуцкий монастырь. С XV века в нем содержались опальные представители знатных княжеских родов. В конце XV века в него заточили детей удельного князя угличского Андрея Васильевича Большого - Иоанна и Димитрия.

Известно, что они были сосланы в монастырь по приказу Ивана III. Причиной ссылки стала борьба московского князя Ивана и угличского Андрея за великокняжеский престол. Опасаясь захвата трона, старший сын Василия Темного Иван III в 1491 году приказал взять под стражу в Москве своего брата Андрея с сыновьями Иоанном и Димитрием. По собственному признанию Ивана III, это была вынужденная мера, так как "Андрей неоднократно замышлял против него зло, а потом каялся". Дети князя Андрея были арестованы из-за опасения, что они могут стать причиной новой феодальной войны с сыновьями Ивана III. Иоанн, вместе с братом своим Димитрием Андреевичем, сослан сначала в Переяславль Залесский, потом на Бело-озеро и, наконец, в Вологду, где и пробыл тридцать два года.

В данном случае монастырскую ссылку можно рассматривать как форму политической расправы, осуществляемой государственной (великокняжеской, царской) властью. Она была рождена вне поля церковного права. Не случайно Церковь, видя страдание и смирение узников, признала их святыми.

Содержание Иоанна и Димитрия в Спасо-Прилуцком монастыре было очень тяжелым, они находились в "узкой темнице" и были скованы тяжелой цепью. Княжич Иоанн принял здесь постриг под именем Игнатия Прилуцкого, после смерти был канонизирован. Его могила находится в Спасском соборе монастыря. Рядом с ним погребен его брат - княжич Димитрий. Мощи святых благоверных

князей Угличских – Игнатия и Димитрия – покоятся в нижнем храме собора. Сохранились упоминания о наших княжичах в книге

«Описание Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря», издание 1902 года, автор Павел Иванович Савваитов.

В главе VIII «Достопримечательные предметы» п.2: «Мощи Благоверного Князя Углицкого Иоанна, в монашестве Игнатия. Ежедневная молитва услаждала жизнь его во время тридцати двухлетнего заточения; безвинное страдание напоминало ему о награде в жизни будущей. Перед смертью он пострижен в монашество Спасо-Прилуцким игуменом Мисаилом, и, приняв схиму, скончался в 1522 году, мая 19 числа, в которое церковь, ублажая добродетели Игнатия, и совершает память его до ныне.»

В главе книги П.И. Савваитова «Достопримечательные предметы» п.7 указаны «Вериги Благоверного Князя Игнатия из железных полос: поломанные цепи с четверо конечным крестом». До наших дней не сохранились.

А также, согласно преданию, в Вологодском тюремном замке был чудотворный образ Богоматери – Радости всех скорбящих, принадлежавший Игнатию.

Из жития Преподобного Игнатия Прилуцкого известно, что он преставился не в самом монастыре, а в темнице.

Из книги «Описание Спасо-Прилуцкого Вологодского монастыря» также следует: «Брат же его Димитрий Андреевич, пожив после него несколько времени добрым и богоугодным житием, скончался и погребен при ногах его. Над мощами Игнатия деревянная с резьбой гробница, на которой положен писанный в рост образ его в схиме. На образе венец и цата чеканные из позолоченного серебра; оклад серебряный басменного дела, также позолоченный; риза чеканная медная отбеленная.»

В XVII столетии над могилой его существовала такая же деревянная, покрытая шелковой пеленой, гробница, как и над могилой брата его благоверного князя Игнатия. В описи монастыря 1623 года сказано: «Да над благоверным князем Димитрием гробница деревянная, поволочена мухояром зеленым, покров тафта багрова, крест нашит тафтян бел». Может быть, и над гробом князя Димитрия в свое время совершались панихиды. При ремонтах нижнего этажа соборной церкви в последствии гробница была снята и место погребения князя Димитрия Андреевича не

было ничем обозначено до 1896 г., а в этом году устроена деревянная гробница с живописным изображением князя «на верху ее».

Какова же история монастыря, в котором дети угличского князя Андрея Васильевича Большого провели большую часть своей жизни?

Спасо-Прилуцкий монастырь был основан в 1371 году, к северу от Вологды, по дороге в Белоозеро, на левом берегу реки, у села Выпрягово. Основал его Димитрий Прилуцкий, игумен Никольского монастыря в г. Переславле-Залесском, прославленный русский святой, небесный покровитель Вологды. Стремясь к уединенным подвигам, святой Димитрий решил подвизаться на суровом Севере. Он построил в монастыре деревянную церковь и около нее деревянные кельи для иноков.

В период XV века, монастырь находился под покровительством московских великих князей — Василия Тёмного, его сыновей - Андрея Меньшого, удельного князя Вологодского, и великого князя Ивана III, которые устанавливали для монастыря и его вотчин льготные пошлины. Монастырь располагался на пересечении

водных и сухопутных путей, ведущих в важнейшие русские центры международной торговли - Холмогоры и Архангельск.

В 1528 году в монастыре молились о даровании наследника Василий III и Елена Глинская. Впоследствии их сын Иван IV Грозный своей грамотой 1541 года освободил монастырские вотчинные сёла и деревни на 5 лет от всяких податей. В 1537—1542 годах в монастыре Спасский собор был возведён в камне. Иван Грозный впервые посетил монастырь в мае 1545 года, а в 1552 году брал в поход на Казань Киликийский крест из Спасо-Прилуцкого монастыря.

Игумены монастыря присутствовали на «избирательных» соборах для утверждения на Московском престоле нового царя: в 1598 году Бориса Годунова, в 1613 году Михаила Фёдоровича.

Монастырь существенно пострадал в годы Смуты. В 1612 он был сожжен и разорен польско-литовскими войсками. Разграблена монастырская казна, сожжены архивы. В 1615 году монастырь был разорён сибирским царевичем Арасланом Алеевичем с дворянами, детьми боярскими и казаками, пришедшими на Вологду «для оберегания». В 1619 году монастырь вновь подвергнут разграблению со стороны литовцев и «русских воров». 18 (31) декабря 1619 года в монастыре была сожжена трапезная с находившимися в ней людьми. В этот день было сожжено 59 и убито 32 монаха, а всего погибли более 200 человек. С 1651 года монастырю было даровано управление архимандритом.

В конце XVII—XVIII веках монастырь стал одним из богатейших на Русском Севере, крупнейшим землевладельцем и торговцем солью. По штатам 1764 года монастырь становится второклассным. Ко времени составления штатов, монастырь имел вотчины в окрестностях Вологды, Грязовца, Кадникова и Радонежа, а также подворья в Вологде (на месте Дома губернатора) и Москве (дом и каменная церковь Собора Иоанна Предтечи с приделом Димитрия Прилуцкого на Варварском крестце). Всего к этому времени у

монастыря было 9 сёл, в них 7 церквей, 4 сельца и 88 деревень, в них 2819 душ крестьян. Помимо вотчин, с XVI века монастырь владел соляными варницами в Тотьме, Сольвычегодске и при реке Уне в Архангельской губернии, на которых ежегодно вываривалось более 14 000 пудов соли. Вологодское подворье использовалось для складирования и продажи соли. Кроме солеварения, монастырь имел 2 мукомольных водяных мельницы (обе на реке Вологде, одна недалеко от монастыря) и 2 рыбных ловли (на реке Лосте и на озере Оназимском).

17 сентября 1811 года Спасский собор серьёзно пострадал от пожара (по преданию, от забытой «грошовой свечи»). Сгорело всё внутреннее убранство, обгорели некоторые главы.

Перед вторжением французов в Москву в 1812 году в Спасо-Прилуцкий монастырь были эвакуированы драгоценности патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Николо-Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и некоторых московских соборов и монастырей. Драгоценности хранились в сгоревшем Спасском соборе до освобождения Москвы. Спасский собор был реставрирован в 1813—1817 годах.

В 1918 году в монастыре проведены обыск и опись имущества, часть зданий заняли красноармейцы. В башнях монастыря во время Гражданской войны были устроены склады взрывчатых веществ. В монастыре была организована община из жителей Прилук. С 1919 по 1923 годы в монастыре проходили изъятия церковных ценностей, в том числе в помощь голодающим Поволжья. По решению уездного исполкома архимандрит Нифонт (Курсин), монахи и послушники были выселены из монастыря. Весной 1922 года жители Прилук и близлежащих деревень просили разрешения разобрать стены монастыря на кирпичи; ходатайство, по непонятным причинам, было отклонено.

В августе 1924 года договор с общиной был расторгнут, а монастырь закрыт. Произведения искусства были переданы в Вологодский музей, прочее имущество — различным учреждениям. В 1930-х годах в монастыре находилась пересыльная тюрьма для раскулаченных, которых перевозили в северные лагеря ГУЛага, в 1950-х — 1970-х годах он был занят под военные склады. В монастыре располагался кинотеатр, дом инвалидов. С 1950-х годов опустевшие и разрушавшиеся постройки монастыря реставрировали, при этом многим из них был возвращён предполагаемый облик XVI—XVII веков. В 1979 году монастырь стал филиалом Вологодского государственного музея-заповедника.

Повторное открытие Спасо-Прилуцкого монастыря состоялось 16 июня 1990 года, на праздник Сретения иконы Димитрия Прилуцкого. Впервые после закрытия монастыря был проведён крестный ход. В августе 1990 года Русской православной церкви была передана надвратная Вознесенская церковь. В 1991 году вновь открыт мужской епархиальный монастырь. 24 февраля 1992 года, в день памяти Димитрия Прилуцкого (600-летие преставления), монастырь был полностью возвращён Русской православной церкви. Дважды, 13—14 августа 1992 года и 16—17 июня 2007 года монастырь посещал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В монастыре возродилась жизнь. Ежедневно совершается полный круг богослужений. Содержится подворье и монастырская воскресная школа. В обители располагается ставленническое отделение Вологодского православного духовного училища, готовящего будущих священнослужителей Вологодской и Великоустюжской епархии. Ежегодно проводятся Димитриевские образовательные чтения, собирающие духовенство и работников просвещения.

Курнышова Ольга Серафимовна, краевед. 

x
Подписаться на новости
X