A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → Забытые зарисовки Углича

Забытые зарисовки Углича

Евгений Лиуконен

Углич как один из древнейших русских городов всегда привлекал ценителей старины, сокровищ отечественной культуры. А.Н. Греч в 1920-х годах писал, характеризуя образ города: «В Угличе чувствуется веками развивавшийся и складывавшийся организм города… Шатры и маковки старинных церквей… колонны и львы на воротах дворянских особняков и усадеб, аркады рядов с лавками, наполненными целым бакалейным миром, скобяным и колониальным товаром; древний терем, живописные звонницы «ростовского» типа; широко раскинувшиеся посреди садов и оград дома углицкого купечества, обывательские деревянные домики, несущие на себе черты удивительно живучего классицизма…»

И словно подводя итог многообразному проникновенному перечислению особенностей, он констатирует: «насыщен Углич стариной, насыщен ею так, как маленькие города Италии…» То время столетней давности пролегло роковой чертой в истории страны – Алексею Николаевичу довелось наблюдать последние годы (если не месяцы) целостности и полноты отечественного культурного наследия, которое изрядно пострадает в бурных событиях ХХ века. Углич также растеряет большую часть своих культурных богатств, оставив потомкам лишь жалкие крохи. В том числе опустошённую, лишённую традиций и живительной энергии созидания архитектурную среду. В близкое А.Н. Гречу время наш город посещали многие художники и архитекторы, также стремившиеся прикоснуться к местным культурным богатствам. Они создавали зарисовки памятников старины. Эти факты давно забыты, но одни лишь имена посетителей заставляют задуматься о том, сколь многим мы обладали.

В 1945 году в Угличе побывал архитектор, теоретик и педагог Владимир Фёдорович Кринский (1890-1971), который известен участием в проектировании таких знаковых объектов как станция метро «Комсомольская»-радиальная, Северный речной вокзал, шлюзы № 7 и 8 на канале Москва-Волга. При посещении Углича он выполнил серию карандашных рисунков. Что же заинтересовало столичного архитектора? Помимо наиболее знаковых памятников на рисунках можно видеть лишь недавно замеченный исследователями дом Меховых-Ворониных и пребывавший в крайне обветшавшем состоянии дом Калашниковых, а кроме них характерный образец провинциального классицизма – дом № 10 по улице 9 Января с тщательной прорисовкой деталей.

Также он приметил ещё сохранявший исконный облик юго-восточный корпус Богоявленского монастыря в соседстве с живописным силуэтом Фёдоровской церкви. Другие два рисунка имеют не меньшую документальную ценность. Например, дом № 8 на Красноармейском бульваре тогда ещё сохранял благородный классический фасад с фигурным карнизом, филёнчатыми нишами и мезонином. Дома № 24 и 28 по улице Ростовской также запечатлены до губительных капитальных ремонтов. Особенно дом № 28/1 – внушительный особняк, построенный купцами Орешниковыми на рубеже XVIII-XIХ веков. В 1945 году был ещё цел изысканный фасад с центральным ризалитом и двумя ярусами пилястр. Здесь вновь и вновь можно задаться вопросом – как при последовавших перестройках 1960-х годов можно было столь варварски обезличить здания, служившие украшением города, выделявшиеся на наиболее видных местах? Откуда такое пренебрежение к облику города?! Отнюдь не единичное внимание к ним авторитетных специалистов доказывает несомненную ценность и то, что Углич в итоге потерял уникальные памятники архитектуры.

Ещё одна серия рисунков в собрании Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева позволяет установить факт посещения нашего города другими выдающимися личностями. В заголовках инвентарных карточек упоминается экспедиция 1919 года под руководством И.В. Жолтовского. Это имя способно привлечь особенное внимание – ведь речь идёт об одном из крупнейших и наиболее авторитетных отечественных архитекторов ХХ века. Иван Владиславович Жолтовский (1867-1959) известен как признанный мастер неоренессанса и неоклассицизма, последователь Андреа Палладио. Его талант и профессионализм были признаны ещё в начале ХХ века. В сталинский период им проектировались или под его руководством создавались многие знаковые здания, блистательные архитектурные ансамбли Москвы и других городов. Его признавали наиболее тонким знатоком классической архитектуры.

Девять рисунков с видами Углича выполнил коллега Жолтовского Николай Яковлевич Колли (1894-1966). Его имя также входит в число крупнейших советских архитекторов. Среди множества проектов достаточно вспомнить станции Московского метро «Кировская», «Смоленская», «Парк культуры», «Павелецкая-Кольцевая», планы послевоенного восстановления городов Калинина (Твери), Минска и Риги.

На одном из карандашных рисунков экспедиции 1919 года запечатлён вид на кремлёвский ров с восточной стороны – здание Городской Думы и Соборный мост, возвышающиеся вдали Казанская церковь и корпуса торговых рядов. Им была выделена, несомненно, одна из наиболее ярких и выразительных панорам Углича. Примечательны зарисовки давно утраченных деревянных домов на углу Большой Богоявленской и Воскресенской улиц (Февральской и Опарина). Ещё одна работа – детально запечатлённая торцевая часть старообразного бревенчатого дома (вероятно, дом Шапошниковых, Букиных и Аксаковых около Благовещенской улицы).

Целая серия зарисовок посвящена торговым рядам на центральной площади Углича. Там можно видеть укромные уголки Малых Гостиных рядов, куда не забирался ни один фотограф. Тем ценнее столь уникальные виды утраченных зданий! Вот широко расставленные столбы галереи с пилястрами и антресолью верхнего этажа. На другом рисунке запечатлён изгиб корпуса напротив живописно возвышающегося Успенского храма. Особенное внимание привлекла дальняя часть Больших Гостиных (Красных) рядов над берегом Шелковки, где запечатлены две одноэтажные лавки с арочной галереей и находившееся рядом древнее «кружало». Один из видов, вероятно, столь понравился, что был расцвечен акварелью.

Возглавлявший экспедицию 1919 года И.В. Жолтовский выполнил два акварельных рисунка. На одном изображён северный фасад собора Воскресенского монастыря. На другом запечатлены храмы Алексеевского монастыря – вид с тогда ещё сохранявшейся колокольни на Предтеченскую и Успенскую «Дивную» церкви. Обозначенные рисунки наглядно свидетельствуют, что он самолично посетил Углич. Данный факт тем более примечателен – ведь речь идёт не о рядовом специалисте. И.В. Жолтовский в 1918 году занял должность руководителя архитектурного подотдела Наркомпроса, фактически став ведущим архитектором страны.

В результате выясняется, что он предпринимал экспедиции не только в Италию (к истокам искусства), но и в российскую провинцию. Что отечественная глубинка привлекала внимание столь авторитетных, академически образованных специалистов, находивших здесь точки притяжения и примечательные объекты. Хорошо известно, что И.В. Жолтовский не только отстаивал традиции, но и старался защитить подвергавшиеся уничтожению памятники архитектуры. Известна его настойчивая попытка спасти от сноса Сухареву башню. Поэтому интерес к старым русским городам видится вполне естественным.

Примерно в то время не только наиболее знаковые памятники Углича, но и приходские церкви XVIII – начала XIX веков, торговые ряды, классицистические особняки были приняты на учёт Главнауки Накромпроса, но это не уберегло их от гибели.

Трагично, что, казалось бы, обыденные зарисовки запечатлевали уходящие достопримечательности древнего города. Роковой 1921 год проведёт свою неприглядную черту в градостроительной летописи Углича, лишив его немалой части своеобразного исторического облика, привлекавшего ценителей прекрасного. Печально, что и по прошествии столетия исторический центр так вновь и не обрёл полноценную целостную структуру, достойную города с тысячелетней историей.

В числе выдающихся деятелей отечественной культуры, напрямую связанных с Угличем, был прославленный архитектор-реставратор Пётр Дмитриевич Барановский (1892-1984). В июле 1921 года он входил в состав комиссии, рассматривавшей состояние сгоревших зданий. Был составлен акт, где говорилось: «Одним из наиболее пострадавших зданий является гостиный двор, окаймлявший своею аркадою с двух сторон центральную площадь города… Ввиду того, что здание бывшего гостиного двора представляло художественный и исторический интерес и давало типичный облик городу, комиссия постановила: прекратить сломку и вывоз кирпича и принять немедленные меры к восстановлению здания с сохранением в реставрированном виде прежнего фасада здания, выходившего на площадь».

Но выводу комиссии и мнению П.Д. Барановского в реалиях того времени не придали значения. В 1928 году заведующий Угличским краеведческим музеем А.К. Гусев кратко и ёмко описал трагическую судьбу уникального архитектурного ансамбля: «Торговые ряды XVIII-XIX столетий, от которых одно лишь воспоминание, – они разобраны на кирпич зимою настоящего года и на месте их лежат груды щебня и мусора, а за ними на большое протяжение видны задворки».

Как здесь не вспомнить рисунок художницы Надежды Сергеевны Бом-Григорьевой (1884-1974), близкий по времени экспедиции 1919 года. На нём изображён внутренний вид аркады торговых рядов – параллельные линии корпусов, прилавки с товарами и помещённый на сводчатой арке иконный киот с лампадой. Такой до боли узнаваемый, ласкающий душу вид русской провинции, но которому остаётся существовать совсем недолго. Как не вспомнить картину Константина Фёдоровича Юона (1875-1958) «Тройка в Угличе» 1913 года – запечатлённый мастером яркий и живой образ города, который в оригинале будет почти целиком утрачен. Так уходили в небытие своеобразие и уникальность Углича!

x
Подписаться на новости
X