Евгений Лиуконен
Современная западная часть города в основном ассоциируется с широким разливом Волги и монументальными сооружениями Угличского гидроузла. Неблагоустроенная, но всё же парадная набережная исторического центра проходит над высоким бетонным откосом берега от «Волжской Ривьеры» до ограды ГЭС. С ней соседствуют парки Детства и «Надежда», тенистый прямой бульвар Спасской улицы, Предтеченская церковь и Воскресенский монастырь.
Оживлённая магистраль улицы 9 Января выходит из старинных кварталов ко въезду на мост ГЭС. На тот же шумный перекрёсток спускается по склону горы Волжская улица. С западной стороны возвышаются опоры линий электропередач. Пустыри между ними заняты секциями гаражей и садовыми участками. Дороги и тропинки ведут к пляжу.
Находясь на тихих улочках как-то сложно представить, что рядом пролегает обширная водная гладь Угличского водохранилища, огромной акваторией ограничивающая город с юго-запада. Конечно, существуют и несопоставимо более крупные водохранилища, но практически постоянный ветер с разлива, бурная рябь на воде уподобляют Углич приморскому городу, создают ассоциации с балтийским побережьем.
Для нынешних поколений угличан описанный пейзаж является привычным и единственно возможным. Прошедшие восемьдесят-девяносто лет практически не оставили свидетелей иного города, иной Волги. Тем интереснее проанализировать масштаб изменений, в очередной раз вспомнить утраченное.
Экскурсоводы, стараясь акцентировать внимание туристов на местных особенностях, практически постоянно говорят о крутом изгибе Волги около устья Селивановского ручья. Как известно, от этого «угла» могло произойти название города. «Угол» обозначают едва ли не «самым крутым» на Волге. При этом как-то забывается, что река делает в районе Углича двойной изгиб. Конечно, сейчас на просторе водохранилища это малозаметно, но старые карты сохранили очертания г-образного русла. В наше время масштабная плотина перекрывает Волгу, суда минуют город по каналу шлюза. Трудно даже представить, что река когда-то равномерно несла свои воды – без разрывов, разливов и перепадов искусственного каскада. Что местность выше по течению Углича принципиально мало отличалась от местности ниже по течению.
Хорошо известно, что Верхняя Волга до строительства ГЭС была довольно мелкой, значительно мелела в летний период. Эта огромная проблема для судоходства, была счастьем для отдыхающих, поскольку практически по всем берегам тянулись обширные полосы чистого мелкого песка. Имелось множество заводей, отмелей, пологих низких берегов. Западная окраина города не зря именовалась посадом Пески, Песоцкой слободой. Это были прекрасные места с широко раскинувшимися полями, холмами, сосновыми лесами. Известный публицист, общественный деятель и философ Алексей Алексеевич Золотарёв (1879-1950) оставил воспоминания о своей малой родине:
«Западная окраина города Углича, где по правому берегу Волги живописно раскинулась Иерусалимская слобода с самою высокою в городе колокольнею, до последних лет, до начала Волгостроя, служила любимым дачным уголком для московских жителей. В самом деле, здесь, кроме щедрой на тихие лирические радости природы: прелестное купание и рыбная ловля, чудесный смолистый запах от древнего бора Рыжечника и обилие с весны до глубокой осени грибов, было ещё одно, манящее к себе, роднящее с собою. Вообще говоря, редкое условие – обилие культурных памятников, насыщенность историко-художественными впечатлениями».
В проникновенной повести «В тысячелетнем Угличе» он писал о предках и собственных ярких впечатлениях: «Мой дед был звонарь в Ерусалимской слободе. Он был на все руки – и кузнец, и столяр, и плотник, даже как воду сыскать, где колодцы копать, где камень глубоко под землёй лежит… А вот, и с таким непоседой и делягой зачастую бывали случаи, что зайдёт он на свою колокольню, отзвонит, – и отзвонит всегда артистически, – что требуется уставом и обычаем, да и не дозовёшься, не дождёшься его с колокольни. «Что ты, Фёдорыч, делал там?» – спросят его. – А на свет Божий любовался сверху-то: как хорошо, таково радостно, что живёшь на свете! Слава Тебе, показавшему нам свет!» «Слава Тебе, показавшему нам свет!» – это была любимая его поговорка, которую он произносил всегда после окончания какой-нибудь особо трудной или долго недававшейся работы, или вот на колокольне, когда он, отзвонив на всю угличскую округу, любовался сверху изгибистой Волгою, куполами угличских церквей, зелёною стеною угличских сосновых лесов…»
Где те уютные берега, ароматные заросли лесов, ровные очертания городских кварталов, живописные силуэты многочисленных храмов?! Среди утраченных, затопленных территорий одним из наиболее примечательных мест была Иерусалимская слобода. Она размещалась близ берега Волги к западу от Углича. От городских земель её отделял Рождественский овраг. Таковым было и первоначальное название. Основание относится к 1476 году, когда князь Андрей Васильевич Большой своей жалованной грамотой даровал право игумену Покровского монастыря Паисию населить слободу, освобождая на определённый срок от разнообразных повинностей. Вплоть до реформы 1764 года слобода входила в состав вотчины Угличского Покровского монастыря – в ней преимущественно проживали ремесленники и работники.
Практически со времени основания в слободе был храм. В 1766 году завершено строительство каменной церкви с тремя престолами: во имя Входа Господня в Иерусалим, Рождества Пресвятой Богородицы и великомученицы Екатерины. Это был сравнительно небольшой храм типа «восьмерик на четверике». В первой половине XIX века к нему пристроили трёхъярусную колокольню в классическом стиле. Наряду с Филипповской она считалась наиболее высокой в нашей местности, хотя известная из документов высота 47 аршин (33,5 м) не выглядит значительной. Вероятно, измерение выполнялось без завершения – высокого шпиля, существовавшего в 1832-1882 годах, а затем чашевидной главы со шпилем. Имелась каменная ограда с изящными классическими воротами, построенная в 1859-1861 годах подрядчиком из Ярославского уезда Прокопием Степановичем Грачёвым. Окружность ограды, окаймлявшей приходское кладбище, составляла 120 саженей (256 м).
В XIX веке в слободе находилось пятнадцать дворов, проживало около восьмидесяти человек. Благодаря расположению в окрестностях Углича она фактически являлась пригородом. Как было отмечено выше, вплоть до 1930-х годов там селились дачники, ценившие прекрасную местность, живописные пейзажи берегов Волги.
Как известно, в период строительства ГЭС слобода попала в зону затопления. На месте выступавшего правобережного мыса при изгибе Волги образовался почти прямоугольный в плане залив, в котором расположены пляж и грузовой порт. Место слободы определяется практически посередине открытой акватории, северо-западнее пляжа. Входо-Иерусалимская церковь находилась напротив линии Большой Троицкой (Интернациональной) улицы, примерно в километре от конца улицы.
А.А. Золотарёв с горьким сожалением отмечал: «А сейчас дедовские могилки, да и вся дедовщина погрузятся на дно Углицкого моря, и дедовская колокольня будет разбита на щебёнку!»
Ещё одним важным объектом западных окрестностей города было Воскресенское или Георгиевское кладбище. В конце XVIII – первой трети XX веков крупнейший погост Углича, где нашли упокоение многие горожане. Кладбище имело давнюю историю – могло возникнуть в первые века существования города при расширении посадской застройки и появлении слобод. Тогда оно именовалось Убогим домом и пользовалось дурной славой. «Убогие дома» (божедомья, скудельницы) были принадлежностью практически всех древнерусских городов – обычно располагались в стороне от окраин, предназначались для погребения неизвестных покойников, бродяг и умерших насильственной смертью. По народным поверьям этих людей нельзя было хоронить в земле во избежание несчастий. Обычно их бросали где-нибудь в неудобной болотистой местности подальше от жилья. С распространением христианства под влиянием Церкви эта языческая традиция должна была сойти на нет. Но в данном случае Церковь вынуждена пойти на компромисс с народными верованиями и установить особый обряд погребения. При городах заводились отдалённые места – «убогие дома», где копалась яма, прикрытая навесом или срубом. В неё в течение года складывали покойников, затем один раз в год, в Сёмик (четверг на седьмой неделе после Пасхи, за три дня до Троицы) производили общее погребение и готовили новую яму. Удивительно, но столь страшная, на современный взгляд, традиция сохранялась до второй половины XVIII века, когда после чумного бунта в Москве 1771 года правительство предприняло решительные меры по ликвидации «убогих домов». Тогда же стали закрывать кладбища при посадских церквах и создавать общегородские.
Одно из городских кладбищ было учреждено около Убогого дома. Там ещё в 1672 году построена деревянная Воскресенская церковь, а в 1744 году возведён каменный храм. Новое кладбище вскоре стало крупнейшим в Угличе – вторым был погост при церкви Царевича Димитрия «на поле». Примечательно, что Воскресенское или Георгиевское кладбище, называвшееся по-разному из-за двух престолов церкви, делилось на три части – около храма находилось общегородское, южнее, ближе к подъёму местности, – кладбище для старообрядцев, а ближе к Волге – преемник Убогого дома.
От окончания Петербургской улицы, от Николопесоцкой церкви извилистая просёлочная дорога вела в Покровский монастырь и в деревню Камышево. Монастырская переправа через Волгу была в районе «песков» (стихийного пляжа рядом с Цветочным) – только необходимо учитывать значительное подтопление берега. На полпути между городом и Иерусалимской слободой как раз и находилось кладбище. Дорога обходила его с северо-западной стороны. К дороге погост был обращён каменной оградой с простенькими воротами. На фоне соснового леса возвышался миниатюрный храм с ярусами восьмериков и классицистической колокольней.
С началом деятельности Волгостроя старинное кладбище оказалось в зоне строительства ГЭС. Вопрос решён быстро и бесцеремонно. В газете «Коллективный труд» 23 апреля 1936 года опубликовано объявление: «Президиум Угличского Горсовета доводит до сведения граждан гор. Углича, что на основании § 17 инструкции «О порядке устройства, закрытии и ликвидации кладбищ» на заседании президиума Горсовета от 17-го апреля вынесено решение о закрытии и ликвидации Георгиевского кладбища, так как на месте расположения данного кладбища Волгостроем будет устроена земляная дамба. Срок ликвидации с 18-го апреля по 1-е мая 1936 года».
А.А. Золотарёв приводит такие рассуждения о трагических перипетиях эпохи: «А теперь вот волгостроевские инженеры так спланировали свой угличский гидроузел, что вся сосновая роща Убогого дома, все памятники наши и все кости наших предков будут выкопаны экскаваторами и окончательно обращены в прах…
Ну, полно грустить, Алексаша! Поверь мне, я много бывал в старых городах, – так лучше! А то, помнишь, разве это было лучше, – в церкви Убогого дома устроили салотопный завод, кресты посшибали, памятники повалили, – право же, лучше уж голое святое лоно мать-сырой земли!.. А в стихах твоих навеки останется Убогий дом.
Ерусалимскую-то слободу тоже снесут с лица земли. А ведь там, на кладбище, лежат все мои предки с отцовской стороны. И отец мой, когда умирал, в последние свои с ясным сознанием ночи, говорил мне о том, что для него не было на свете лучше уголка, как Ерусалимская слобода, где он бегал с ребятишками купаться на Волгу, не было лесу лучше Рыжечника… А что теперь осталось от Рыжечника? Одинокие сосенки, которые не сегодня завтра срубят или просто сожгут!
… В западной части города – там, где огромная петля строительства Угличской плотины распластала и перерезала надвое живое, прекрасное тело города, солнце освещало кипучую жизнь и безостановочное движение: падали вековые сосны Рыжечника, опрастывая место для железнодорожных подъездных путей и станционных построек; гигантские экскаваторы выбрасывали, крошили, испепеляли до конца братские могилы угличан на кладбище «Убогого Дома» и, вплоть до древней красы города, Воскресенского монастыря, сказочно быстро росли берега нового Углицкого моря, воздвигались мосты-эстакады и крепления будущего гидроузла…»
Применительно к современной ситуации Георгиевское кладбище располагалось на изгибе берега Волги в районе территории ГЭС и садов. Четырёхугольник его территории оказался напротив улиц Интернациональной, Февральской и 9 Января за корпусами гаражей, чуть севернее пляжа. Надо полагать, старинный погост частично под насыпной дамбой, железнодорожной веткой и садовыми участками.
Поблизости от Георгиевского кладбища находился ещё один объект, пользовавшийся почитанием горожан, – часовня на месте обнаружения тела младенца Иоанна Чеполосова. Сын богатейшего угличского купца Никифора Григорьевича Чеполосова был похищен затаившим зло на отца приказчиком Фёдором Рудаком в день Сёмика 11 июня 1663 года. Мальчик был спрятан в доме Рудака в Иерусалимской слободе, в течение двух недель подвергался жестоким истязаниям, а затем 25 июня был убит. Рудак спрятал тело Иоанна в болотистом месте недалеко от Убогого дома, закопав во мху. Родители долго и безуспешно искали мальчика, подняв на поиски едва ли не весь город. 2 июля тело младенца было найдено пастухами. Его перенесли в церковь Рождества Иоанна Предтечи и 6 июля погребли на приходском кладбище. В 1689 году при строительстве нового каменного храма мощи Иоанна были обретены нетленными и позднее погребены в особой арочной нише в северном приделе.
Младенец Иоанн со времени первого обретения мощей пользовался большим почитанием угличан, особенно в среде старообрядцев. Неоднократно предпринимались попытки официальной канонизации. Место сокрытия и обнаружения тела не осталось без внимания. Одно время оно было обозначено деревянным обитым жестью крестом на каменном основании, обнесённым решётчатым полисадом. В 1880 году по ходатайству Василия Ивановича Серебренникова построена небольшая часовня в виде четырёхгранного кирпичного столба с прямоугольными нишами, завершённого шатровой крышей и чашевидной главкой. В 1903 году возведена ограда на каменных столбах с железными решётками. Там же имелся небольшой колодец.
Часовня находилась в четверти версты к юго-западу от Георгиевского кладбища. В 1930-х годах разделила его судьбу. Пока не удалось установить точное местоположение, но не вызывает сомнений, что это территория рядом с пляжем, – может быть, затопленная, может, скрытая под дамбой.
Отдельного рассмотрения заслуживает утраченная городская застройка. Прежний облик западной части Углича имел существенные отличия от привычного нам. Следует отметить, что Спасская улица проходила только до Предтеченской церкви и Воскресенского монастыря, стоявших на одноимённых площадях, а далее её прерывало обширное устье Троицкого ручья.
Улица Петербургская (9 Января) прежде имела идеально прямую трассу, а не изгибалась в районе волгостроевского здания Горэлектросети. Вблизи перекрёстка с улицей Чернышевского был каменный мост через Троицкий ручей. Сразу за мостом стоял деревянный классицистический особняк с мезонином и портиком по фасаду. Примечательное здание принадлежало дворянам Яминским. В конце XIX века там поселились приехавшие из Калязинского уезда крестьяне Бучкины. Их старинный дом являлся одним из культурных центров Углича. Сейчас уже трудно поверить, но место этого имения прежде находилось по левой стороне улицы в том же 19-м землемерном квартале, где ныне стоят двухэтажные многоквартирные дома. После изменения трассы улицы с целью обеспечения въезда на мост ГЭС место дома Бучкиных оказалось по правой стороне на территории Горэлектросети.
В конце Петербургской улицы находилась прямоугольная в плане Песоцкая площадь, служившая выездом из города. От неё в северном направлении (до берега Волги и устья Троицкого ручья) простирался 17-й землемерный квартал. На берег ручья были обращены представительные фасады здания Духовного училища и особняка купцов Жареновых. Ныне это место парка Детства и Музея гидроэнергетики.
Западнее находился небольшой 16-й квартал. От него до 2012 года сохранялось единственное здание – особняк купцов Истоминых (ул. 9 Января, 48). Двухэтажный каменный дом с прилегавшими постройками и воротами обозначал угол Петербургской улицы и Песоцкой площади. С его сносом потерян ценный ориентир прежней архитектурной среды.
Южную сторону площади определял 18-й квартал. Вместе с соседним 42-м они составляли клиновидную группу, замыкавшую город с западной стороны (ныне там линии электропередач и гаражи). Остатком утраченной застройки является нынешняя Волжская улица. Когда-то там была двухсторонняя Малая Троицкая улица. С внешней стороны кварталов проходила односторонняя Песоцкая, составлявшая западную границу городской застройки. Их уцелевшие фрагменты и составляют Волжскую улицу. Сейчас сложно поверить, но в XIX – начале XX веков все границы города были ровными, геометичными, четко организованными – вовсе не походили на хаотичные расплывчатые очертания современных городских окраин.
Замыкала площадь Троицкая Николопесоцкая церковь (1761), являвшаяся одним из наиболее значительных и примечательных храмов города. Её восьмерики с фигурным завершением, высокая прорезанная арками колокольня со шпилем были видны с дальнего расстояния. Ныне примерно в районе храма, на территории ГЭС, возвышается башнеобразное здание трансформаторной мастерской, замыкающее перспективу улицы 9 Января. От Николопесоцкой церкви к переправам через Волгу, к Покровскому монастырю тянулась широкая фланкированная валами дорога, уходившая в овеянные преданиями старинные предместья, западные окрестности Углича.