Евгений Лиуконен
В числе наиболее известных достопримечательностей Угличского края село Заозерье. Старинное село с более чем пятисотлетней историей неразрывно связано с именами князей Хворостининых, Одоевских и Волконских, писателем Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным и немалым числом других славных личностей, оставивших след в отечественной истории и культуре.
Когда-то крупное торговое село, известное широко развитыми промыслами и ремёслами, предприимчивостью жителей, скромно разместилось в равнинной местности чуть в стороне от дороги, ведущей в Переславль-Залесский и Москву через Нагорье. Но и с дороги отчётливо видна широко раскинувшаяся застройка и внушительный храм, поднимающийся из-за линии горизонта. Церковь образует нетипичный для традиционной архитектуры причудливый силуэт, который помимо пятиглавия храмовой части формируют завершённая классицистической ротондой трапезная и круглая громада колокольни с многочисленными колоннами и фигурным шпилем. В предыдущей публикации уже говорилось как формировался Казанский храм, как изначальное здание 1720-х годов – замечательный образец «нарышкинского барокко» – постепенно дополнялось и расширялось пристройками. Апогеем этого процесса стало возведение новой обширной трапезной в 1860-х годах по проекту московского архитектора Николая Ивановича Финисова (1830-1893). Проектный чертёж был рассмотрен и утверждён в епархиальных и губернских учреждениях в декабре 1860 года. Следующим этапом стала реализация.
Заказ на строительные работы принял подрядчик каменных дел, романово-борисоглебский мещанин Кондратий Ефимович Никитин. По условию от 10 апреля 1861 года с церковным старостой угличским купцом 2-й гильдии Василием Гавриловым Серебряковым, с согласия священно- и церковнослужителей и приходских людей, совместно с братом крестьянином Ярославского уезда Матвеем Ефимовым Никитиным он обязался построить вновь теплую трапезную «настоящей Казанской церкви из церковных материалов, по плану, рассмотренному в Ярославской строительной и дорожной коммисии, на церковную кошельковую и пожертвованную сумму, ценою за четыре тысячи двести рублей, на нижеследующих условиях: 1-е) Никитины обязаны выкопать и сделать новый бут, скласть всю теплую трапезу, не отступая ни в чем от плана, а равно обтесать белый камень. И всю работу, как кирпичную, так и из белого камня, как то цоколь, колонны, пилястры и карнизы, производить с совершенною прочностию и представить в самом лучшем виде, без всякой фальши, а ежели где таковая будет усмотрена, должны переделать. А белый камень под всю трапезу должны положить в четыре ряда».
Далее уточнялись сроки и различные работы: «2) Теплую трапезу в сем 1861 году Никитины должны разобрать по рядам со всевозможною осторожностию, всемерно старясь сберегать кирпич и оный очистить. Ежели же будет замечена небрежность Никитиных при разборке трапезы, то Серебряков может нанять вольных работников на счет Никитиных. Или же сделано будет какое повреждение во колокольне или настоящей Казанской церкви от неосторожности Никитиных при разборке трапезы, то они обязуются поправить поврежденное на свой счет. 3-е) Работу начать с половины маия сего 1861 года и к половине октября того же года стены трапезы выкласть до окошек и совершенно окончить постройку с обеих сторон колокольни, а внутри трапезы выкопать и сделать бут под столбы. Всю же каменную работу окончить к половине октября 1862 года…»
На основе приведённого документа устанавливается подрядчик – глава артели каменщиков, выполнявший работы по возведению новой трапезной. Таковым был романово-борисоглебский мещанин Кондратий Ефимович Никитин с братом Матвеем. Очевидно, оба происходили из крестьян Ярославского уезда, где были издревле высоко развиты строительные промыслы. Как известно, далее были финансовые трудности и приостановка работ – и пока точно не установлено эта или другая артель в дальнейшем завершала строительство.
Важно особо подчеркнуть, что работы в заозерском храме всегда выполнялись на высоком уровне. Уже изначальная храмовая часть 1720-х годов являлась замечательным, хоть и запоздалым, образцом «нарышкинского барокко» столичного уровня. Достойны внимания формы круглой колокольни 1812-1813 годов, не имеющей аналогов в Угличском уезде. С чрезвычайными совершенством и качеством осуществлено строительство трапезной, – причем, эти определения в равной степени применимы к технической и художественной сферам. Для всех частей храма типично широкое использование белого камня (известняка), что вовсе нехарактерно для местных сельских церквей, где зачастую все детали выполнялись из кирпича.
В оформлении фасадов трапезной привлекают внимание вытесанные из белого камня изящные профили цоколя, подоконного пояса, базы и капители пилястр, вставки наличников, широкий профиль карниза. Перечисленные детали гармонично сочетаются с лепниной. Помимо декора достойны внимания конструктивные элементы системы сводчатых перекрытий – вставками белого камня укреплены опорные столпы, пяты и дуги подпружных арок, «паруса» и опорное кольцо купола. Широко применено армирование железными связями, большинство которых имеет скрытое расположение, не портя композицию интерьера. Совершенство конструкции, высокое качество работ позволили обширному пространству трапезной выстоять в годы разрухи и запустения советского периода, когда разорённый храм нещадно и грубо использовался на износ.
Следующим этапом формирования облика Казанской церкви стала пристройка нового алтаря – вместо прежнего, пришедшего в ветхое состояние. 30 января 1878 года Ярославская Духовая Консистория направила на рассмотрение в Строительное отделение Губернского Правления проектные чертежи. Комиссия Строительного отделения изучила вопрос и в своём протоколе от 7 февраля отметила, что проект «в архитектурном отношении составлен удовлетворительно, а потому полагает… постройку алтаря в техническом отношении разрешить, но с тем, чтобы для наблюдения за работами был приглашён, на основании циркуляра Министерства внутренних дел от 26 сентября 1867 года, техник, имеющий на то законное право».
Итоговая резолюция Губернского Правления была следующей: «…план на постройку алтаря вместо пришедшего в ветхость… утвердить, о чём и сделать надпись на плане, который с пояснительною запискою препроводить в Ярославскую губернскую консисторию, прося её сделать распоряжение, чтобы строители… пригласили для наблюдения за производством работ техника, и кто будет приглашён, Губернское Правление уведомить».
Скорое и простое согласование не вызывает удивления, поскольку «Фасад и план церкви во имя Казанския Божией Матери в селе Заозерье Угличскаго уезда с показанием проектируемой постройки нового алтаря вместо пришедшего в ветхость старого» и пояснительную записку составил в конце 1877 года архитектор Андрей Михайлович Достоевский (1825-1897), в тот период исполнявший обязанности губернского инженера. Важно, что прихожане изначально обратились с заказом на подготовку проекта к авторитетному профессионалу, и он же по должности занимал ключевое положение в Строительном отделении.
Нетрудно догадаться, что это был не кто иной как младший брат великого писателя, на протяжении четверти века (1865-1890) работавший в Ярославле, в ходе своей профессиональной деятельности оставивший немалый след и в Угличском крае. Становится известным его участие в формировании облика заозерского храма. Наряду с Николаем Ивановичем Финисовым, спроектировавшим новую трапезную, это второе имя значительного архитектора. В многочисленных перестройках могли участвовать и другие, чьи имена ещё предстоит установить.
Работы по возведению алтаря были осуществлены в 1879-1880 годах. Апсида получила типичную пятигранную форму, вероятно, с некоторым увеличением повторив прежнюю структуру. Внешнее оформление в упрощённом виде воспроизводило формы трапезной с характерными наличниками и поясками. В интерьере выполнен традиционный свод с распалубками над окнами, едва ли отличающийся от бывшего прежде. Таковы особенности перестроенной алтарной апсиды, гармонично включенной в масштабный и сложный комплекс здания храма.