Евгений Лиуконен
Многие составляющие облика города подвержены изменениям, принадлежат не вечности, а конкретным периодам. Всё меняется и будет меняться, каким бы стабильным не представлялось, но при этом, как правило, существует надежда, что изменения окажутся прогрессивными, обращёнными в лучшую сторону. Но всегда ли работает это правило? Не происходит ли так, что быстротечное время незаметно уносит многое, достойное уважения и сохранения? А мы оказываемся слишком беспечны и щедры, позволяя исчезать настоящим богатствам.
Рассмотрим ряд элементов благоустройства советского периода, привычно сопровождавших нас на протяжении десятилетий. В первой половине – середине ХХ века важной и неотъемлемой составляющей облика Углича стал ансамбль гидроузла. Следуя эстетике эпохи 1930-50-х годов, прозаические индустриальные сооружения ГЭС и шлюза были оформлены в монументальном неоклассическом стиле и составили прекрасный единый ансамбль. Уже в описании архитектурного проекта 1939 года сообщалось: «Дамбы и мосты ограждаются чугунными решётками, вдоль шоссе и шлюза устанавливаются фонари, вазы, скульптуры». Правда, на осуществление ушли годы, масштабная стройка пережила Великую Отечественную войну, но тем величественнее и пафоснее было реальное воплощение.
В газете «Коллективный труд» 27 января 1949 года была опубликована статья «Архитектурная отделка ГЭС». Там, в частности, говорилось: «Строители Угличского гидроузла успешно выполнили план 1948 года и дали государству 356 тысяч рублей сверхплановых накоплений. В этом году начинается последняя стадия работ – архитектурная отделка сооружений и, в первую очередь, ГЭС. На строительство прибыли художники и скульпторы. Разрабатываются проекты фресок, барельефов, капителей, художественных панно и других лепных работ. В ряде мест уже начата отделка здания ГЭС. В мастерских изготовляются облицовочные плиты, художественное литьё, уличные фонари.
На строительство прибыло много материалов. Кроме того, инженерно-технический персонал Волгостроя в значительном количестве использует местные материалы: охру, гранитную крошку и прочие материалы… В 1949 году правительством отпущено на строительство гидроузла в два раза больше средств, чем в 1948 году и в том числе свыше миллиона рублей только для архитектурной отделки здания ГЭС и плотины».
В ряду прочих деталей уделялось значительное внимание различным ограждениям, перилам и фонарям. Ими были оформлены мосты ГЭС и шлюза, дорога почти на всём протяжении гидроузла, а также реконструированная улица К. Маркса (Спасская). Рассмотрим данные элементы. Можно вспомнить, что изначально на мосту ГЭС, вдоль здания станции и водосливной плотины по обе стороны дороги имелись пешеходные тротуары. Мост был ограждён решётчатыми перилами с круглыми столбиками и навершиями строгого классического рисунка. Перила перемежались глухими бетонными парапетами и тумбами, на которых установлены фонарные столбы. Расположение последних чётко следовало архитектурным членениям здания ГЭС и эстакады водосливной плотины. По обе стороны моста прежде находилось более двадцати фонарей.
Фонарные столбы не были рядовыми утилитарными объектами – им также придано стильное оформление в духе сталинского ампира, формируемое декоративным чугунным литьём. Так, в нижней части столбов были кубические основания с рельефными пальметтами. Выше классический профиль базы, круглый ствол и каннелированное (желобчатое) завершение, переходящее в чашевидную капитель. Нетрудно догадаться, что опоры выполнены в виде колонн. Над капителями были установлены фигурные кронштейны со шпилями и шарами. Под горизонтальной штангой эффектные листья и завитки. Светильники были подвесные – с белыми сферическими плафонами.
Кронштейны могли быть одинарными, но в оформлении гидроузла преобладали двойные – ещё более роскошные. Аналогичные фонари установлены и на мосту шлюза. На земляной плотине ГЭС и на съезде с моста шлюза нижние части столбов были дополнены вставками в виде каннелированных колонн. На территории шлюза, по сторонам камеры установлены фонари с чугунными тумбами, оформленными карнизами, филёнками и ромбовидными вставками. Даже причальные стенки судоходных каналов были в изобилии снабжены фигурными фонарями с одинарными кронштейнами! На всём протяжении улицы Спасской располагались опоры с чугунными тумбами. От проходной арки ГЭС до площади целый бульвар классицистических фонарей! Более пятнадцати штук!
С 1950 года велись работы по благоустройству и перепланировке площади Коммуны (Успенской). Там вдоль проезжей части были установлены аналогичные фонари на бетонных тумбах, с одинарными и двойными кронштейнами. По четыре фонарных столба также появилось на Никольском и Филипповском мостах. Опоры более простых форм, но также с претензией на изящество, продолжали трассу Ярославской улицы.
Можно ещё отметить своеобразный тип фонарных столбов на территории Кремля. Они имели круглые основания с рельефными листьями и овалами, гранёные сужающиеся опоры и кронштейны ажурного рисунка с подвесными светильниками. Ими были оформлены набережные и основные аллеи.Забытые элементы благоустройства
В немалом количестве применялись и другие элементы благоустройства. Вазоны и чаши классических форм были установлены на территории шлюза, в районе механического завода, около городской бани на улице 9 Января, на площади – по углам фонтана и по сторонам памятника В.И. Ленину. Доску почёта, позднее преобразованную в мозаическое панно, также украшали изящные чаши и шары. Перед широкой лестницей клуба сыроделов на Красноармейском бульваре возвышались чаши на постаментах и фигурные фонари. В конце 1940-х – 50-х годах в Угличе было создано несколько фонтанов, – помимо наиболее известного и значительного на площади, также перед административным корпусом ГЭС, в детском сквере и около городской бани.
Последующее время оказалось беспощадным к перечисленным элементам благоустройства. Сыграли свою роль фактор моды, отсутствие надлежащей преемственности и заботы. Что ни говорить, – бетонные вазоны и чаши утрачивали вид после нескольких покрасок. Недостаточное внимание уделялось содержанию фонтанов – они ветшали и разрушались. Последним на рубеже 1980-90-х годов был утрачен красивейший фонтан на площади, имевший внутреннюю чашу с возвышавшейся фигурной колонной, завершённой скульптурой голубя на шаре.
Примерно в начале 1970-х годов сталинские фонари пережили модернизацию – взамен фигурных кронштейнов чугунного литья установлены обычные типовые. Конечно, эта мера улучшила технические характеристики, но как-то не была учтена эстетика городской среды – утрата важного декоративного элемента. Столбы на причальных стенках судоходных каналов и вовсе демонтированы, – вероятно, из-за обветшания бетонных консолей. Постепенно было заменено большинство фонарей на центральной площади. В дальнейшем процесс утрат неуклонно продолжался.
Можно вспомнить, что в 2002 году был реконструирован мост ГЭС, причём существенно расширена и приподнята проезжая часть. Эта мера привела к полному уничтожению сохранявшихся подлинных перил и фонарей. Взамен установлены современные ограждения и типовые столбы. Понятная и логичная в техническом отношении мера значительно исказила классическую композицию здания ГЭС, – в частности, цокольная часть фасада с профилированным декором оказалась скрытой полотном дороги. Через несколько лет убраны фонари с дороги в районе шлюза – и среди них единственный во всём городе столб, сохранявший фигурный кронштейн. В те же годы демонтирован последний старинный фонарь на Успенской площади (на углу с Ростовской улицей). Слом исключительно прочного основания потребовал огромных усилий.
Пронёсшийся над Угличем ураган 12 августа 2016 года повалил несколько столбов на Спасской улице. Впоследствии произошла замена на бетонные опоры. Понятно, что те фонари были коррозированы, но слишком уж очевидным оказалось обеднение городской среды. Когда-то эстетичный бульвар Спасской улицы без классических элементов стал пустым и безыскусным. Лишь выступающие из земли ступенчатые основания чугунных тумб пока ещё напоминают об утраченных богатствах.
Можно подвести итог – в середине ХХ века наш город с невиданной щедростью был наделён различными высокоэстетичными элементами благоустройства. С не меньшей щедростью Углич распорядился этим богатством – в последующие десятилетия утрачивались и разрушались перечисленные элементы городской среды. В результате практически не осталось старинных оград и перил. Из почти ста пятидесяти фигурных литых фонарей до нашего времени уцелело лишь несколько штук – пять на земляной плотине ГЭС и восемнадцать на территории шлюза, четыре на мосту (лишённые не только фигурных кронштейнов, но и капителей).
Тем ценнее последние два фонаря на Спасской улице – по сторонам дома № 8. По соседству, у дома № 4 ещё сохраняются фрагменты ограждений газонов, выполненные из колец миннозаградительной сети, в годы Великой Отечественной войны установленной в русле Волги для защиты ГЭС. Было бы актуально сохранить эти исторические реликвии, важные для истории и культурной памяти Угличского края.
В качестве итога можно отметить, что в крупных городах и впоследствии устанавливались фигурные фонарные столбы, – в частности, с профилированными тумбами. Центр Москвы по-прежнему украшают литые столбы со сферическими подвесными светильниками. Подобными столичными атрибутами в изобилии обладал и Углич. Тем примечательнее пример Пошехонья, где на мосту в центре города заботливо сохраняются чугунные столбы с колоннами и фигурными кронштейнами.