Евгений Лиуконен
В южной части Угличского района расположено старинное село Курышино. Оно находится в нескольких километрах от дороги в Заозерье и Нагорье, по соседству с сёлами Ильинским и Троицким. Затерявшийся в лесах населённый пункт сохраняет застройку из когда-то значительных богатых домов и давно заброшенные руины церкви. Сколько ещё таких забытых сёл разбросано на просторах российской глубинки! На погибающие руины уже мало кто обращает внимание – тем удивительнее прямая связь местности с великими именами отечественной истории и пока ещё зримые памятники.
В древности данная территория входила в состав Верхоусецкого стана Ростовского уезда, граничившего с Угличским, Кашинским и Переславским. В Писцовых книгах 1629-1631 годов сообщается: «За Ларионом Дмитреевым сыном Лопухиным в вотчине за царя Васильево московское осадное сиденье… из ево ж поместья, что ему дано Степановское поместье Басёнкова сына Верещагина – Село Курышино на пруде. А в селе церковь Николы Чюдотворца, древян, клетцкии. А церковь и в церкве образы и свечи, и книги, и ризы, и сосуды церковные, и на колокольне колокола, и всякое церковное строенье вотчинниково… В селе двор вотчинников да двор люцкой…» В состав вотчины также входили деревня Третьяковская на ручье, пустоши: Хмельники и Билбякино на пруде.
На основе этих сведений устанавливается, что поместье прежде принадлежало служилому человеку Степану Басёнкову Верещагину – сыну дипломата второй половины XVI века, дьяка Дворцового приказа Никиты Никитина Басёнка Верещагина. Затем за участие в обороне Москвы при царе Василии Шуйском имение в качестве вотчины передано Иллариону Дмитриевичу Лопухину (1589-1676). Это был выдающийся государственный деятель своего времени, состоявший на службе более шестидесяти лет. При царях Михаиле Феодоровича и Алексее Михайловиче проявил себя как военачальник и видный дипломат – возглавлял московское стрелецкое войско, в 1630 и 1633 годах направлен послом в Венгрию и Османскую империю, в 1651 году вёл переговоры с гетманом Богданом Хмельницким, участвовал в присоединении малороссийских земель. В чинах думного дьяка и думного дворянина служил в приказах Посольском, Казанского дворца и Новгородской четверти.
Государи высоко ценили И.Д. Лопухина и в награду за службу наделили множеством земельных владений. При этом село Курышино являлось одним из первых пожалований. Учитывая, что там находился вотчинниковый двор, хозяин мог периодически посещать владения. Лопухиным в селе была построена деревянная церковь клетского типа. Существует утверждение, что храм прежде находился на Благовещенском погосте между деревнями Цылино и Сухмень, но так ли это? Курышино уже на рубеже XVI-XVII веков имело статус села. Около Цылина действительно располагалась Благовещенская пустошь, принадлежавшая церковнослужителям. Возможно, это был соседний упразднённый храм, приход которого в XVII веке присоединён к Курышину.
Село стало родовым владением Лопухиных, передавалось по наследству. При них в 1775 году проведено генеральное межевание. В XIX веке, перед отменой крепостного права, Курышино принадлежало помещице М.В. Львовой.
Очевидно, в селе на протяжении длительного времени существовала деревянная церковь. В 1796 году в соответствии с грамотой архиепископа Арсения прихожане начали строить каменный храм. Вероятно, в 1805 году был освящён придел во имя Святителя Николая Чудотворца – в трапезной по правой стороне. В 1808 году завершено убранство летнего храма во имя Сретения Господня. 28 апреля причт и приходские люди подали прошение архиепископу Ярославскому и Ростовскому Антонию, где, в частности, говорилось: «…которая церковь строением уже и кончена, и как иконостасами украшена, так и утварию, до церкви принадлежащею, снабжена довольно. Чему прилагая при сём опись, Всеподданнейше просим оную церковь благоволить повелеть освятить на новом атласном антиминсе».
Благочинный со своей стороны засвидетельствовал: «Построена во всём сообразно положению грекороссийских церквей, иконостасами украшена и прочею утварию снабжена довольно и в оных иконостасах образов, неискусно и неисправно писанных, и запрещённых, не постановлено». В тот период в приходе находилось 84 двора, а прихожан насчитывалось 617 человек – 304 мужского пола и 313 женского.
1 мая 1808 года направлен указ Ярославской духовной консистории об освящении храма, а 14 мая благочинный Угличской округи священник села Поймашь Лев Алексеев рапортовал, что совершил чин освящения 9 мая.
В данном контексте необходимо отметить, что в различных современных публикациях стойко укоренилось утверждение, что каменная церковь в Курышине построена в 1705 году. Нетрудно догадаться откуда происходит информация – из епархиального справочника 1908 года. Но в действительности это не более чем типографская опечатка, что удостоверяет «Историко-статистический обзор Ростово-Ярославской епархии» 1861 года, где присутствует дата – «1805 год». Храм построен вовсе не на рубеже XVII-XVIII веков, а столетие спустя – в 1796-1808 годах, – что устанавливается на основе цитированных архивных документов. Не менее важное свидетельство – облик церкви, выдержанной в стиле провинциального классицизма с оглядкой на традиции и вовсе не имеющей признаков более раннего происхождения.
Фасады здания обработаны угловыми лопатками, карнизами простого профиля, прямоугольными и ромбовидными филёнками. Прямоугольные окна окаймлены рамочными наличниками. Стены храмовой части завершены небольшими треугольными фронтонами с полукруглыми люкарнами, Примечательная деталь – порталы боковых входов с пилястрами и фигурными вогнутыми аттиками.
В описи имущества 1808 года отмечено, что храм был покрыт тёсом, «глава обита чешуёю и покрыта зелёною краскою, крест железный». «Колокольня каменная, покрыта тёсом, со шпилем». В 1821 году сделаны железные кровли и добавлены ещё четыре главы. В результате храм стал пятиглавым, при этом новые главы оригинально размещены не по углам, а над фронтонами.
В 1879 году в истории села происходит важное событие – проектируется новая более значительная колокольня. 7 июня Консистория направила в Строительное отделение Губернского правления план и фасад на рассмотрение в архитектурном отношении. 15 июня проект найден удовлетворительным, перестройка колокольни разрешена, но с тем, чтобы для наблюдения был приглашён техник. В ответ 5 октября Консистория уведомила, «что наблюдение за работами по устройству колокольни при церкви села Курышина Угличского уезда со стороны священника и церковного старосты поручено: ярославскому губернскому архитектору Андрею Михайловичу Достоевскому и московскому архитектору Димитрию Николаевичу Чичагову, составителю плана на колокольню, как донесли о том священник и староста». Его подпись действительно стоит в правом нижнем углу приложенного чертежа.
Факт весьма неожиданный. Оказывается, здесь в угличской глубинке довелось оставить след одному из крупнейших отечественных зодчих второй половины XIX века! Д.Н. Чичагов (1835-1894) был представителем известной семьи архитекторов, возводивших многие значительные здания. Наиболее известная его работа – здание Московской Городской Думы (1890-1892), расположенное рядом с Красной площадью, Кремлём и Охотным рядом. Замечательный образец неорусского стиля.
Колокольня села Курышина выразительна и оригинальна. В её основе, казалось бы, обычная классицистическая композиция с поярусной расстановкой ордера, парными полуколоннами, арками и карнизами, но привлекает внимание эклектичная интерпретация – романо-византийские капители, древнерусский шатёр с кокошниками. Белокаменные детали карнизов, базы, капители и пояса колонн эффектно смотрятся на фоне краснокирпичной кладки. Безупречные пропорции трёх величественных ярусов выдают руку крупного мастера, который действительно мог бывать на месте строительства. И не надо забывать имя другого наблюдателя – А.М. Достоевского (младшего брата великого писателя), оставившего обширное наследие на Ярославской земле.
Возможно, из Курышина происходил какой-то значительный благотворитель, заботившийся о храме, способный оплатить услуги московского архитектора. В церкви ещё сохраняются фрагменты великолепных росписей, полов из цветных метлахских плиток, входной тамбур безупречной столярной работы. С востока и запада здание фланкируют изящные ворота с остатками ограды. Яркие свидетельства, что жизнь прихода била ключом. В очередной раз горько поражаешься – как такое могло произойти, что расцвет сменился разрухой и умиранием, что буйные заросли поглощают культурное наследие и выброшенные из памяти великие имена.