A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → Создатели театров

Создатели театров

Татьяна Ерохина

Век ХVIII. Великая императрица Екатерина II всячески покровительствовала театральному делу. «Театр, - провозгласила она, - есть школа народная и должна быть непременно под моим надзором, я старший учитель в этой школе, и за нравы народа мой ответ». Еще она считала, что «народ, который поет и пляшет, зла не думает».

И создавались театры…

Необыкновенной, яркой личностью предстает Яков Васильевич Щукин – создатель сада и театра «Эрмитаж» в Москве. На старом фото изображен элегантный мужчина с гордой осанкой, на груди звезды орденов Российской империи, большая звезда соответствует ордену Святого Станислава 1 степени. За какие же заслуги бывший заозерский крестьянин получил Императорский и Царский орден, установленный в награду заслуг, способствующих общему благу государства?

В течение четверти века Яков Щукин, уроженец деревни Вяльково (родился в 1856 г.) неподалеку от села Заозерье развлекал разнообразными концертными программами и диковинными зрелищами московскую публику. Деловитость, целеустремленность, способность перенять все полезное помогли ему быть на голову выше своих конкурентов, создать уникальный комплекс, включающий сад, Летний и Зимний театры, ресторан.

Программы в театре менялись каждый месяц. Они могли удовлетворить вкусы и запросы разных слоев московского общества. Отечественный театр в «Эрмитаже» был представлен спектаклями Московского художественного театра. На сцене выступали Вера Комиссаржевская, Мария Савина, Мария Ермолова, были гастроли Сары Бернар, великого итальянского трагика Росси. Не прекращались в «Эрмитаже» и музыкальные представления, там пел Шаляпин. На сцене блистала «несравненная» Анастасия Вяльцева, исполнительница романсов, цыганских песен. Многих посетителей привлекали опереточные спектакли, в которых участвовали русские знаменитости и выдающиеся иностранные гастролеры. Балетные дивертисменты, танцевальные номера, всевозможные национальные пляски – все это входило в программу «Эрмитажа». В 1896 году Щукин первый познакомил своих посетителей с синематографом братьев Люмьер.

Яков Васильевич разъезжал по разным странам – известно, что он бывал в Англии, Германии, Австрии, Франции, Испании, Италии – искал «звезд», способных поразить воображение зрителей.

С любовью и почтением спустя годы вспоминала своего знаменитого мужа самый близкий ему человек – жена Анна Григорьевна:

« Яков Васильевич Щукин за 25 лет своей работы на месте старого развалившегося театра с протекающей крышей, провалившимися полами, окруженного на 4 десятины диким пустырем и свалками, вырастил новый «Эрмитаж», который знает не только вся Россия, но и вся заграница, и нет, наверное, человека, который в нем не побывал, и не было знаменитости, которая в нем не играла бы, но очень редко кто знает – сколько упорного труда, сколько тяжелых и не только тяжелых минут, но и месяцев (но никогда не было разочарования) было прожито, прежде, чем было воздвигнуто и создано такое грандиозное здание не одного театра, а нескольких театров: зимний, летний, открытая сцена, веранда, ресторан, электростанция и все хозяйственные постройки, тоже грандиозные, со всеми удобствами и раскинут сад на протяжении 4 десятин».

Выполнить дальнейшие грандиозные планы по развитию театра помешала первая мировая война. С ее началом остановились все строительные работы. Прекратился приток капиталов, так как нарушился вывоз из-за границы новых аттракционов и стали невозможны приезды гастролеров. Кредиторы категорически требовали срочной уплаты долгов. Зажатый в финансовые тиски, в 1916 году Щукин был вынужден расстаться с «Эрмитажем» – продать его. Щукины уехали в Крым, в Евпаторию. Там Яков Васильевич тяжело заболел и умер.

Родное Заозерье хранит память о знаменитом земляке, который заботился и о самом селе. Вновь обратимся к воспоминаниям Анны Григорьевны: «Яков Васильевич помогал селу-общине деньгами, а, когда строился храм, то прислал от себя колокол большой, звон которого раздавался далеко-далеко и на зов, которого жители даже из дальних деревень стекались в храм божий, а раньше при колоколе и, не имея часов, а живя по солнцу, то опаздывали, а то слишком рано приходили». Тот ли колокол звучит в наши дни в возрожденном храме?

В Угличе корни единственного в Советском Союзе физкультурного театра, который был создан в 1934 г. в Ленинграде Михаилом Дмитриевичем Бучкиным, братом известного художника. Театр не удалось сохранить в блокаду, он просуществовал до 1942 года, когда все его сотрудники ушли на фронт. Воевал и сам Михаил Дмитриевич.

А все началось в Угличе, в физкультурном обществе «Спарта», созданном в 1920-е годы, в нем Михаил Бучкин принимал самое активное участие. «С детских лет я «отравился» сладким ядом искусства и заболел сценой» - так писал о себе артист балета, хореограф, журналист, писатель, известный в театральных кругах как «Михаил Углич», автор пьесы «Углече Поле» о событиях в Угличе в конце ХVI-начале ХVII вв. «Углече Поле» - моя лебединая песнь о любви к родному городу, о страданиях, пережитых им и благодарность за то, что я родился на Углече Поле».

x
Подписаться на новости
X