Евгений Лиуконен
Расположенный в самом сердце города, на территории кремля Угличский музей является основным хранителем исторической и культурной памяти края. За почти 130-летнюю историю в стенах музея были сосредоточены многие уникальные произведения искусства и реликвии прошлого. Стоит ли удивляться, что собрание обширно и разнообразно и помимо типичных для нашей местности предметов заключает в себе немало уникумов. Вот о них – предметах со странной судьбой, пришельцах издалека – и хотелось бы рассказать.
Цивилизации восточной и юго-восточной Азии – Индия, Китай, Япония… Сколь они далеки от нас – и расстоянием, и особенностями культуры. Но случаются странные эпизоды, устраняющие непреодолимые рамки. В июле 1971 года в земле при разборке карьера у деревни Ивановское Ильинского сельсовета была найдена – кто бы мог подумать! – скульптура Будды. Небольшая бронзовая фигурка высотой около десяти сантиметров. Жалко, неизвестны подробности: на какой глубине, в слоях какого столетия. Можно подумать, что в нашей местности в отдалённые времена жили буддисты, а находка – свидетельство их бытования. Но если серьёзно, – очевидно, фигурка была кем-то выброшена в районе карьера и затем обнаружилась при земляных работах. Она могла происходить из разорённой помещичьей коллекции, быть военным трофеем или сувениром. Вариантов слишком много и едва ли возможно установить истину.
Будда изображён сидящим в позе лотоса на стилизованном лотосовом троне. Фигура в орнаментированных одеждах, оставляющих открытым правое плечо. Полусогнутая левая рука (без кисти) опущена на колено. Правая рука (сохранилась до локтя) опущена вниз и слегка отведена в сторону. На голове фигурная причёска с округлыми выступами (ушниша). Одежды и трон вызолочены, а открытые части тела были оксидированы в чёрный цвет.
Похожие фигурки довольно распространены. К сожалению, утрачены детали рук, а потому затруднительно определить разновидность изображения. Поза и символические жесты (мудры) имеют значение, – например, эта фигурка более всего напоминает благословляющего Будду.
Данная скульптура не единственная в собрании музея. Имеются и другие восточные предметы. Например, фигура бога Хотея, вероятно, созданная в Японии. Хотей – один из семи богов счастья Фен-Шуй, японское и китайское божество счастья, богатства, веселья, благополучия. Иногда его называют смеющимся Буддой, воплощением Будды Майтреи. Его прообразом послужил китайский монах Цицы, а прозвище произошло от характерного атрибута – мешка для подаяний. Фигура бронзовая литая. Хотей одет в длинное кимоно, оставляющее открытыми толстый выступающий живот и правое плечо. В левой руке держит большой раскрытый мешок. Предмет с помощью двух штырей крепится к подставке в виде низкого столика с округлой слегка покатой поверхностью и четырьмя изогнутыми орнаментированными ножками.
В наше время никого не удивить символической практикой Фэн-Шуй, широко распространённой и нередко используемой в быту. Повсюду можно увидеть фигурки Хотея и трёхлапой жабы, но раньше такие вещи были экзотикой. При этом можно заметить, что голова старинной бронзовой фигурки весьма затёрта – кто-то к ней нередко обращался.
В сельце Шишкино, принадлежавшем дворянам Опочининым и Тучковым, наряду с многочисленными произведениями искусства и различными диковинками имелся и следующий предмет: «Буддийский божок – бронзовая статуэтка (по виду древняя), покрыта патиною. Фигура со сложенными на груди руками, на голове надето что-то в виде шапки с упирающимися подвесами в плечи; на лбу выпуклость в виде рога. Лицо с плохо сохранившимися чертами; ниже подбородка клинообразная борода. Стан одет в узкую одежду, доходящую до конечностей. Внизу стержень четырехугольный для укрепления в пьедестале».
В 1930 году в музей поступила статуэтка из олова монгольского воина, сидящего с ребёнком на руках. Предмет состоит из множества спаянных между собой деталей, прекрасно переданы детали доспехов и оружия, но, к сожалению, уже при поступлении были отмечены дефекты – утрата головы и ряд поломок.
В собрании музея хранится китайский фонарь, имеющий каркас из тонких спаянных металлических трубок, между которыми вставлены белые расписные стёкла с изображениями фигур в национальных костюмах. Фонарь украшен типичными шнурами со свисающими кистями, но система подвеса с раздвижными цепочками и штампованными из тонкого металла розетками, как у распространённых в XIX веке светильников, заставляет предположить, что фонарь может быть европейской стилизацией, – как бы странно это не звучало в наше время.
Восточные предметы встречались в самых неожиданных местах. Например, из Богоявленского монастыря в 1926 году поступило кадило довольно необычного вида. При внимательном изучении оказывается, что оно переделано из китайской настольной курительницы. Предмет имеет литое бронзовое тулово в виде чаши с плоским дном, плавно переходящим в три округлые ножки. Стенки с шестью выступами в виде лепестков. На каждом выступе прямоугольные углублённые филенки с горельефными изображениями растительных побегов. В двух местах между выступами закреплены скульптурные львиные головы с оскаленными зубами. На дне и верхней кайме тонкий гравированный орнамент в китайском стиле – побеги, плоды, цветы, лодка на волнах, порхающие птички. В новом назначении предмет дополнили прорезной крышкой с крестом и цепями с держателем.
В заключение отметим собрание традиционных восточных монет, какие обычно держит во рту трёхлапая жаба Чань Цу – символ богатства. В музее имеются отлитые из жёлтой бронзы монеты 10 цяней второй половины XIX века, изготовленные на Пекинском дворе и в провинциях. Они круглые с квадратным отверстием в центре. По краям широкая кайма. Поверхность среднего поля зернистая. На аверсе крестообразно расположены четыре иероглифа, из них два боковых обозначают ходячую монету. На реверсе по сторонам отверстия маньчжурские надписи.
Ещё более необычны японские монеты 100 мунов 1830-1843 годов (эры Тэмпо), имеющие овальную форму и также квадратное отверстие в центре. Через отверстие их нанизывали на шнурок или металлический прут.
В более позднее время монеты приняли более привычный вид, изготавливались по западным образцам, но при этом сохранили восточную специфику. Например, выполненные из красной бронзы японские монеты 1 сен 1873-1888 годов. У них на аверсе по верхнему краю иероглифическая надпись, включающая обозначение эры Мэйдзи (1868-1911). По нижнему краю номинал: «1 SEN». В центре в точечном ободке извивающийся дракон. На реверсе венок из ветвей. В средней части иероглиф, вверху стилизованная хризантема. Монета 5 сенов конца XIX века выполнена из никелина и содержит крупное изображение хризантемы. На алюминиевой монете 1 сен времени Второй мировой войны представлена гора Фудзияма.
На китайской монете 10 вэней 1903-1906 годов Северо-Восточных провинций (Дунбэй) размещён традиционный дракон. По верхнему краю надпись: «FUNG-TIEN PROVINCE». По нижнему краю номинал: «TEN CASH». Как можно заметить, наряду с иероглифами применялся английский текст, что было в немалой степени связано с колонизацией Китая. Характерен облик монеты 1 цзяо 1933-1937 годов образованного японскими оккупантами государства Маньчжоу-Го. На аверсе в центре изображение цветка хризантемы. По верхнему и нижнему краям надписи из четырёх иероглифов. Между ними, по сторонам звёздочки. На реверсе в центре два вертикально расположенных иероглифа, по сторонам два дракона. Можно ещё отметить монету Монголии – 5 мунгу 1928 года. На аверсе размещён герб – многоярусная композиция соёмбо. Внизу дата – семнадцатый год независимости.
Таковы особенности обширного музейного собрания, включающего немало экзотических предметов, отражающих отнюдь не только местную историю. Но и в нашем крае они тоже определённым образом бытовали – в руках путешественников и коллекционеров, в виде случайных находок и сувениров.