A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → Царь Алексей Михайлович в Угличе

Царь Алексей Михайлович в Угличе

Евгений Лиуконен

Более чем тысячелетняя история Угличского края отражена во многих событиях, одни из которых точны и документальны, другие носят смутный полулегендарный характер. К числу последних можно отнести посещение Углича царём Алексеем Михайловичем. Наш город расположен несколько в стороне от основных столбовых магистральных дорог, а потому, в отличие от Переславля, Ростова, Ярославля, его не столь часто посещали правители государства. На такие события самым бедным оказался ХХ век, а наиболее богатым XIX. В других столетиях происходили эпизодические визиты. Так, в XVI веке Углич посетил Иван IV Грозный – ещё молодой правитель, недавно венчавшийся на царство. В XVIII веке – императрица Екатерина II. В XVII веке – царь Алексей Михайлович. Почему последнее событие особенно актуально? В текущем году исполняется триста семьдесят лет со времени того достопамятного визита.

«Пришествие великаго государя царя и великаго князя Алексия Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца» осталось в памяти Угличан, было опосредованно зафиксировано в письменных источниках. Но вот точность и обстоятельства вызывают большие вопросы… Выдающийся отечественный историк С.М. Соловьёв отмечает, что Углич был в числе мест паломнических поездок государя. Очевидно, он бывал здесь неоднократно. Так что это вполне достоверный факт.

В местной традиции, отражённой во многих текстах, и в первую очередь в «Барсовском» списке Угличского летописца, отмечено, что государь «со всем двором своим царским и со многими боляры», а также с государыней царицей Марией Ильиничной, царевичем Алексеем Алексеевичем, сёстрами – царевнами Ириной, Татьяной и Анной Михайловнами прибыл в Углич из соседнего города Кашина 19 июня 1654 года и пробыл здесь несколько дней. В кремле перед Преображенским собором был торжественно встречен специально прибывшим ростовским митрополитом Ионой. В Кашине царь участвовал в перенесении мощей святой благоверной княгини Анны Кашинской из ветхой деревянной Успенской церкви в каменный Воскресенский собор.

Казалось бы, всё четко и ясно изложено в отдельной главе, но при детальном изучении выявляются существенные несоответствия. Например, хорошо известно, что перенесение мощей княгини Анны Кашинской в действительности состоялось 12 июня 1650 года. В мае 1654 года началась русско-польская война – 18 мая царь Алексей Михайлович лично выступил в поход и длительное время участвовал в военной кампании. По этим причинам в июне 1654 года он не мог посетить Углич.

В таком случае приезд в наш город из Кашина мог произойти 19 июня 1650 года. Но и эта дата заключает в себе ряд противоречий. Как известно, Иона Сысоевич стал ростовским митрополитом в 1652 году, а потому в 1650 году не мог встречать царя в Угличе. Царевич Алексей Алексеевич родился в феврале 1654 года.

Как же разрешить обозначенные противоречия? Очевидно, царь Алексей Михайлович бывал в Угличе неоднократно, а находящиеся в Угличском летописце описания, и вообще местная традиция, содержат интерполяцию этих событий – произвольное наложение, объединение в одно. Например, священник церкви Царевича Димитрия «на крови» Иоанн Розов в своей книге, опубликованной в сборнике трудов Ярославской губернской учёной архивной комиссии в 1906 году, писал о двух визитах. «Царь Алексей Михаилович (1645-1676 г.) два раза посетил Углич и Царёвскую на крови церковь. Первый раз в 1650 г. 19 июня... Второй раз Алексей Михаилович был в 1654 г., когда должен был выехать из Москвы вследствие свирепствовавшей там моровой язвы. Царь с семьёй жили тогда довольно продолжительное время верстах в 30-ти от Углича, вверх по Волге там, где теперь с. Прилуки. Оттуда он и приезжал в Углич».

Надо сказать, последние обстоятельства вызывают сомнение. Как известно, государь был в военном походе. Патриарх Никон во время страшной эпидемии укрыл царскую семью сначала в Троице-Сергиевом монастыре, а затем в Макариевом Калязинском. Можно предположить, что второе посещение Углича Алексеем Михайловичем вместе с семьёй могло произойти весной 1654 года – до военного похода и губительной моровой язвы.

Как же происходили визиты государя? В местной традиции сохранилось упоминание, что Алексей Михайлович с семьёй и двором останавливался в шатрах при въезде в город по Московской дороге. В июне месяце это было вполне уместно. Кроме того, город явно не располагал условиями для достойного размещения венценосных особ. Старинный княжеский дворец был разрушен. Во время пребывания в Угличе перед шатрами было приготовлено угощение для простых горожан и проводился приём «нарочитых граждан». Место, где останавливался царь, очевидно, находилось где-то в окрестностях Николосухопрудской церкви, к юго-западу от храма.

По прибытии в город Алексей Михайлович первым делом направился в кремль, где перед Спасо-Преображенским собором была основная церемония встречи, хотя, надо полагать, государя встречали далеко за границами посада. В соборе он приложился к местным святыням, затем осмотрел остатки дворца, где жил царевич Димитрий, а далее направился в храм его имени. Угличские святыни и были целью его паломнической поездки. Как отмечено в Летописце: «государь изволил шествовати с Кашина града на Оуглич по обещанию своему к сродникам – благоверному царевичю Димитрию, новому страстотерпцу, помолитися».

В храме ему сообщили о регулярно совершавшемся чуде – в день памяти песок на месте погребения, под установленной гробницей, увлажняется «в виде мокротныя росы или воды», которая претворяется в кровь. Алексей Михайлович решил лично освидетельствовать чудо. И оно произошло в неурочное время – на второй день пребывания, после совершения молебна и снятия гробницы по благословению архиерея. Благочестивый царь снял с себя панагийный серебряный крест и приложил к храмовой иконе царевича Димитрия.

Государь на этом не успокоился, – объезжая местные монастыри, он посетил и Покровский, где решил освидетельствовать мощи преподобного Паисия Угличского. Предание сообщает, – когда в часовне при соборе стали откапывать гроб «внезапу изыде велий пламень из недр земных, едва не опали царя и люди, и нападе страх на всех тут бывших». Царь испугался, покаялся в своём дерзновении и повелел оставить мощи в земле.

Очевидно, он побывал и в Алексеевском монастыре. Свидетельство посещения куда более материально – в сохранявшихся еще в XIX веке расходных книгах обители подробно перечислялись издержки «про государево царёво и великаго князя Алексея Михайловича всея Русии пришествие на Углич». В частности, было «куплено свежей рыбы, осетров и стерлядей головных и ушных, и щук, и лещей и головлей на Углече и на Рыбне и в Шексне, всего на 40 рублёв на 24 алтына на 4 денги». Также для поднесения царю и боярам приготовлены украшенные золотом и серебром иконы Алексия Митрополита. «Дано государевым певчим дьяком, Ивану Конюховскому с товарища по чести 2 рубли… Дворцовым государевым трубником дано по чести полтора рубля» и так далее – выплаты дьяку большого дворца, стряпчим, подьячим… Всего было издержано 61 рубль 8 алтын и 2 денги – весьма значительная сумма.

Царь мог остаться доволен приёмом, поскольку монастыри и храмы получили различные пожалования, были выделены средства на ремонт Спасо-Преображенского собора, а в начале 1660-х годов кремль был обнесён новыми крепостными стенами. Так что, паломнические поездки государя имели для Углича практическую пользу, способствовали некоторому улучшению состояния города. Но главной реликвией являлся царский нагрудный крест на изящной цепочке.

Иоанн Розов так описывает предмет: «крест четырёхконечный, серебряный, позолоченный, с эмалью (1 вершок), с четырьмя жемчужинами по концам. Спаситель на нем изображён чернью стоящим на облаке, под ногами девять звезд (9 чинов ангельских); на обороте вырезана надпись вязью: «Крест всея вселенныя, крест церковная красота, крест оружие на диавола»». Фотографии свидетельствуют, что предмет являлся замечательным произведением ювелирного искусства, достойным персоны царя. Вкладной крест так бы и хранился в храме, являясь одной из городских реликвий, но ему было суждено затеряться в трагических событиях ХХ столетия.

x
Подписаться на новости
X