Евгений Лиуконен
Нынешний перекрёсток улиц Спасской и Ленина (старинной Московской) имеет заурядный и маловыразительный облик, формируемый типовыми пятиэтажками и перестроенными до неузнаваемости старинными зданиями. Глядя на безыскусную пустоту этих мест, возможно ли представить их в каком-то другом виде – более гармоничном и подобающем для исторического центра Углича. Но фотографии рубежа XIX-XX веков предоставляют такую возможность – увидеть город, целостно развивавшийся как единый ансамбль.
Сложно поверить, но частью этого ансамбля оказывался и обозначенный перекрёсток. Это было особенное место – не только один из оживлённых транспортных узлов, но и средоточие деловой торговой части города, окаймлённое корпусами торговых рядов. После разрушительных утрат ХХ века трудно представить, что углов на данном перекрёстке было именно четыре и все они были оформлены не зияющими пустырями, а гармоничными единообразными зданиями.
В начале улицы Спасской прежде находилась группа построенных вплотную каменных домов. К искажённым перестройками №№ 7, 9, 11 прежде примыкал трёхэтажный дом в семь окон по фасаду, принадлежавший купцам Зиминым, а позднее Карамышевым. Далее до угла располагался двухэтажный дом в девять окон по фасаду. На Московскую улицу выходила торцевая часть в три окна. В разное время им владели купцы Долговы, Бычковы, но, по сути, он состоял из нескольких торговых лавок «с верхами». По Московской улице к дому примыкал ещё один корпус, бывший родовым имением купцов Бычковых, но позднее делившийся на лавки разных владельцев. Эти лавки составляли Малую Мучную линию, именовавшуюся аналогично корпусу на Успенской площади.
Обозначенные угловые здания были возведены на рубеже XVIII-XIX веков в ходе формирования застройки торговой площади. Они имели похожие фасады, включавшие аскетичный декор из надоконных прямых сандриков. Первый этаж опоясывала галерея на круглых колоннах, образовывавшая крытый тротуар. Таковым было архитектурное решение начала Московской и Спасской улиц, подобно античным городам, окаймлённых симметричными протяжёнными колоннадами. В нашем дождливом, снежном климате о таком комфорте можно только мечтать! А многочисленные крытые тротуары реально существовали в Угличе XIX – начала XX веков!
На улице Ленина вслед за пятиэтажным многоквартирным домом находится знакомое всем нам здание, где располагались Центральная библиотека имени И.З. Сурикова, аптека, амбулатория. Лишённый индивидуального облика протяжённый корпус имеет богатую, более чем двухсотлетнюю историю. Как ни удивительно, в прошлом это были два совершенно отдельных дома.
Первое здание имело девять окон по фасаду. Центральная часть в пять окон была выделена слабо выступавшим ризалитом и завершена высоким деревянным оштукатуренным мезонином с треугольным фронтоном. В правой части ризалита находилась сводчатая арка для проезда во двор, закрывавшаяся створками ворот. Далее в правом крыле располагалась торговая лавка, напротив которой оканчивалась шедшая от начала улицы галерея-колоннада. Похожее архитектурное решение, но без мезонина, имел расположенный напротив дом № 5, пребывающий в руинированном состоянии. Он также включал сводчатую проездную арку во двор и торговую лавку.
Здание находилось на очень выгодном бойком месте, а потому не удивительно, что его владельцы неоднократно менялись. В первой половине XIX века недвижимое имение принадлежало купцу Тимофею Семёнову Савинкову. Позднее перешло по наследству его дочери Александре Тимофеевне, вышедшей замуж за купецкого брата Иону Григорьева Буторина. Обширное имение являлось одной из доходных статей. Так, в сентябре 1851 года хозяйка вместе с попечителем купецким братом Петром Григорьевым Буториным сдала в аренду мещанской вдове Марфе Аристарховой Лавровой каменный надворный двухэтажный флигель – «в содержание на один год с платою 31 рубль 50 копеек серебром, с тем чтоб ей Лавровой пользоваться беспрепятственно колодцем, погребом и банею, а деньги она Лаврова обязана платить за полгода вперёд».
Здесь сложно сказать, использовался ли флигель для квартирования или каких-то иных нужд. В январе 1857 года он был сдан на три года дворовому человеку из Любимского уезда, вотчины госпожи Ю.П. Княжниной Андрею Кузьмину Румянцеву. Ежегодная плата на этот раз составила 55 рублей. При этом А.Т. Буторина обязывалась починить за свой счёт русскую печь с лежанкой.
Одновременно был заключён договор с управляющим Угличским акцизно-откупным комиссионерством, богородским купцом 3-й гильдии Алексеем Ивановым Воскресенским на аренду основного дома. «Заключили сие условие с тем, что из нас я Буторина отдала ему Воскресенскому наследственный свой каменный двухэтажный дом с мезонином, с входом на двор и ледником, состоящий в городе Угличе в 13-м квартале, лицом на Московской улице, для помещения в оном трёхэтажного питейного дома, именуемого «Новопивным», впредь на два года, считая с 1 числа генваря 1857 года и по 1 число генваря 1859 года, с платою за каждый год по 180 рублей серебром… Я Воскресенский в течение означенного срока властен располагать всем домом и ледником, исключая лавки, которая устроена в нижнем этаже и должна быть в пользу Буториных. По своему усмотрению отдавать остальные части оного в наём под квартиры постояльцев и всякого рода другие дозволенные законом заведения… или занимать оные складкой порожней посуды, или жить самому… До переведения в означенный дом «Новопивного» питейного дома имеет право он Воскресенский для нужного размещения питий устроить потребные для сего полки, стойку, лавки и прочие принадлежности питейного дома на свой счёт».
Дом сдавался в наём содержателю местного винного откупа для размещения питейного заведения под названием «Ново-пивное», для чего на нижнем этаже разбирались деревянные перегородки. Дальнейшим уделом дома стало практически непрерывное размещение трактиров и прочих подобных учреждений.
Во второй половине XIX века имение принадлежало купцу Василию Петровичу Гордееву, который также содержал питейные заведения. В конце XIX века дом сдавался в аренду временному купцу Алексею Титовичу Титову – на первом и втором этажах размещались два трактира с кухнями и буфетами, а в мезонине биллиардная. Под основной частью дома находится сводчатый двухстолпный подвал, где в начале ХХ века содержал пивную лавку ярославский купец владелец известного пивоваренного завода «Северная Бавария» Роберт Карлович Адамец. В подвал с тротуара вела лестница, оформленная каменными стенами и навесом. Во дворе помимо различных служебных построек (сараев, амбара, дровяника, колодца) находился каменный флигель (снесён в советский период).
Период бытования имения в конце XIX века отражают материалы Первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года. Тогда в имении помимо обозначенных коммерческих заведений были три квартиры. В первой проживал происходивший из крестьян Угличского уезда Улейминской волости деревни Новой Иван Дмитриев Завьялов с семьёй – трактирщик-хозяин. При нём было девять трактирных слуг. Он, вероятно, являлся субарендатором одного из трактирных заведений. Во второй квартире проживал мещанин Яков Антонов Голушков с семьей. Он был портным мастером. При нём находились четыре портных подмастерья и два ученика. Третью квартиру занимал романово-борисоглебский мещанин Максим Уваров – самоварный мастер
Позднее имение перешло в собственность купца Николая Семеновича Худякова – известного содержателя гостиниц и питейных заведений. При нём в здании также размещался трактир. Одно из помещений сдавалось в аренду Ивану Николаевичу Казимирову под мучную лавку. Кроме того, на территории имения размещалась медно-слесарно-водопроводная и никелировочная мастерская М.С. Блехмана, предлагавшая изготовление различных декоративных решёток, перил, кроватей, ремонт велосипедов, установку клозетов, насосов, ванн с нагревательным аппаратом, воздушных и электрических звонков, номерных аппаратов, лужение и никелирование всевозможных медных изделий, проверку десятичных весов и балансов.
Н.С. Худяков 27 июня 1912 года продал имение крестьянину Костромской губернии Нерехтского уезда села Писцово Алексею Александровичу Гробову. В 1913 году новый хозяин предпринял значительную перестройку здания, заключавшуюся в разборке мезонина, полном изменении внутренней планировки, устройстве по фасаду вместо окон первого этажа широких витрин с лепным и столярным декором. Со двора была сделана значительная двухэтажная пристройка в эклектичном стиле, предназначенная под торговые заведения и квартиры. К торцевой части пристройки примыкали брандмауэр в виде каменной ограды и надворные служебные строения (сарай, конюшня, коровник) Именно тогда в здании помимо трактиров и торговых заведений была размещена аптека, преемственно находившаяся вплоть до 2000-х годов.
В начале ХХ векам А.А. Гробов приобрёл и соседний дом на углу Московской улицы и Ильинской площади. Это было двухэтажное здание в девять окон по главному фасаду и в пять по боковому. Фасады оформлены профилированными карнизом и междуэтажным пояском. В разное время имение принадлежало штабс-капитану Ф.Я. Вердзюкевичу, крестьянину Угличского уезда деревни Зимницы Андрею Егоровичу Толокнову, мещанке Марии Ивановне Опариной. Также использовалось для размещения торговых и трактирных заведений. После приобретения А.А. Гробовым два здания могли условно составлять одно имение, но дворовая пристройка в соответствии со строительными правилами того времени была обращена к соседнему имению глухой стеной-брандмауэром.
Во время большого городского пожара 21 апреля 1921 года бывшие имения А.А. Гробова не пострадали, но сгорели угловые корпуса лавок. В 1960-х годах на их месте был построен пятиэтажный жилой дом (улица Ленина, № 2). Это строительство затронуло первое здание – для размещения многоквартирного дома было снесено правое крыло до проездной арки. Пята свода арки до сих пор заметна на торцевой стене.
В советский период в двух зданиях помимо аптеки была размещена Центральная библиотека им. И.З. Сурикова. В 1972 году дома подверглись капитальной реконструкции. При этом были объединены в одно здание, переложены окна, уничтожены декор фасадов, историческая планировка и отделка интерьеров, выполнены перекрытия из железобетонных плит. Единственным уцелевшим элементом декора является профилированный лепной междуэтажный поясок, изначально бывший на втором здании, а при реконструкции воспроизведённый и на первом.
Так на примере нескольких зданий центра города можно проследить постепенную утрату исторической архитектурной среды. В течение нескольких десятилетий ХХ века трагические события и градостроительные ошибки нанесли колоссальный ущерб облику Углича, обеднив культурное наследие, существенно снизив эстетику архитектурной среды.