Евгений Лиуконен
История Углича ХХ столетия неразрывно связана с эпохой индустриализации. С середины 1930-х годов в городе велось обширное промышленное строительство. Как известно, его основой стало возведение Угличского гидроузла. Значительный масштабный объект способствовал образованию ряда сопутствующих предприятий. Одним из них стал Угличский ремонтно-механический завод. За время своего существования он сменил немало названий – Механический завод № 2 (1937-1942), Военно-дорожный завод № 34, УРМЗ (1957-1992), ОАО «Угличмаш». Длительное время он являлся одним из важнейших градообразующих предприятий Углича, определял жизнь южной части города и поколений угличан.
История была отражена в заводском музее, реконструированном в 2006-2007 годах к празднованию 70-летнего юбилея предприятия. К сожалению, «Угличмаш» лишь на несколько лет пережил славную дату. Музей, размещенный в модернизированном одном из старейших зданий завода, так и не открыл свои двери для туристов, несколько лет пребывал в запустении. Новые владельцы предприятия, понимая культурную ценность и значимость материалов, в 2018 году передали экспонаты и элементы оформления в Угличский музей. Так наше учреждение стало хранителем памяти и реликвий УРМЗ, «Угличмаша», следуя возложенной общественной и научной миссии.
Переданные материалы обширны и разнообразны. Среди них фотоальбомы завода, книги почета в массивных переплетах с орнаментальным тиснением, различные грамоты и награды. Из общего разнообразия коснемся некоторых знаковых предметов.
Ровесниками предприятия являются небольшие приборы, использовавшиеся в производственном процессе. Это поверочная лекальная линейка в виде стального бруска с продольными радиусными выемками. На деревянном футляре сохранились клейма и штампы, свидетельствующие, что линейка изготовлена в июле 1937 года на московском заводе «Калибр». Не менее примечателен измерительный прибор для определения твердости металлов «Польди», произведенный в том же 1937 году в трудовой колонии НКВД имени М. Горького в Харькове (основанное А.С. Макаренко учреждение для беспризорников и несовершеннолетних правонарушителей). Футляр прибора оклеен типичным для сталинского периода коленкором серого цвета. На крышке помещена жестяная ромбовидная табличка изготовителя. Оба предмета, очевидно, долго использовались на заводе, о чем свидетельствует обильное маслянистое загрязнение. У «Польди» эталонный стальной брусок покрыт множеством вдавленных отпечатков от проводившихся испытаний.
К раннему периоду истории предприятия также относится жестяной круглый жетон, в среднем поле которого выбита надпись: «ЗАВОД N 34/ ИНСТР ЦЕХ». Память Великой Отечественной войны отражает корпус портсигара, покрытый самодельной гравировкой, в надписях которой упоминаются 1943 год и город Сталинск (очевидно, современный Новокузнецк Кемеровской области). Среди гравировки есть и пятиконечная звезда, и изображение женщины, машущей платочком.
Также представляет интерес старинный топографический циркуль-измеритель, принадлежавший начальнику техбюро В.М. Щеголеву, о чем сообщают процарапанные на колпачке инициалы. Предмет обильно потерт, что свидетельствует об активном использовании в работе.
Собрание вещественных памятников нельзя назвать многочисленным, но есть некоторые, свидетельствующие о немалых заслугах предприятия в развитии транспортной сферы. Можно упомянуть два значка «Отличник социалистического соревнования» – Минтрасстроя 1957 года и транспортного строительства 1985 года. Они имеют похожую композицию, завершенную красным знаменем. В нижнем поле изображен стремительно идущий поезд. В первом случае это паровоз на мосту из ажурных арочных ферм. Во втором – электровоз на мосту более современных форм. Эти подробности типологии общеизвестных значков привожу неслучайно. Дело в том, что Угличский ремонтно-механический завод на протяжении длительного периода выпускал различное, порой уникальное оборудование для транспортного строительства.
В 1950-х годах одной из важнейших задач транспортной сферы являлась электрификация железных дорог. С 1957 года для установки контактной сети стали применяться железобетонные опоры. На УРМЗ изготавливались центрифугированные формы для производства опор, поставлявшиеся на заводы железобетонных конструкций. Был выполнен заказ и на формы для троллейбусных линий Москвы. В 1980-е годы УРМЗ являлся единственным предприятием в СССР, изготавливавшим центрифугированные формы. Предприятие также длительное время производило формы для железобетонных панелей и блоков, использовавшихся в домостроении. Помимо форм изготавливалась многообразная техника, краны и транспортеры, предназначенные для перемещения и установки опор контактной сети железных дорог, линий связи и электропередач, погрузо-разгрузочных и монтажных работ.
Сфера транспортного строительства являлась ведущей для завода. На нем выпускались различные виды кранов, предназначенных для установки пролетных строений мостов, а также электробалластеры, гидродомкраты, путеукладчики и многое другое сложное оборудование. Изготавливая специализированную технику, Угличский завод принял непосредственное участие в строительстве мостов в Ярославле, Рыбинске, Саратове, Гурзуфе, Крымского моста в Москве и др., а также железных дорог Абакан-Тайшет, Тюмень-Сургут, Москва-Байкал… Изготавливалось оборудование и на экспорт.
В данном контексте примечателен значок в память открытия железной дороги Абакан-Тайшет 1965 года – на фоне голубого неба и заснеженных гор по мосту на высоких опорах движется выходящий из тоннеля поезд. УРМЗ наряду с другим оборудованием поставил на «трассу мужества» железнодорожный кран ГЭПК-130, с помощью которого на значительной высоте устанавливались пролеты виадуков.
Интересными экспонатами являются модели некоторых видов продукции, – например, одноосного автомобильного прицепа, который начали выпускать в 1980-х годах при переводе предприятия на хозрасчет и освоении товаров народного потребления. Модель выполнена из жести и подробно воспроизводит реальное изделие. На кузов натянут брезентовый тент. При этом эбонитовые колеса, очевидно, сделаны из каких-то деталей вторичного использования, а для опоры сцепного устройства использована деталь циркуля. Аналогично из жести выполнена модель вагонетки с опрокидывающимся кузовом. В качестве модели автокрана использована похожая детская игрушка, на которую сделаны соответствующие фирменные наклейки. Модель помещена в футляр, фоном которого служит изображение открытых главных ворот «Угличмаша» с видом на центральную аллею.
Ценной исторической реликвией можно признать символический ключ, изготовленный к церемонии открытия Клуба машиностроителей 7 августа 1971 года. Он был вручен строителями директору завода Николаю Ивановичу Новикову. Так в Угличе был создан новый очаг культуры – ныне Молодежный центр «Солнечный». Верхнее кольцо ключа имеет контур зубчатого колеса, во внутреннем поле которого изображены арочная ферма моста и уходящая вдаль железная дорога. Ниже латунная накладная надпись: «УРМЗ». Бородка ключа выполнена в виде схематичного изображения фасада Клуба машиностроителей. Вот такой образец советского дизайна, возможно, созданный местный умельцами, каждая деталь которого наполнена глубоким смыслом.
В 1987 году завод отмечал полувековой юбилей. Событие было отмечено символическими памятными подарками. Среди них изготовленные из латуни медали коллективу УРМЗ от ЭМЗ НПО «Углич» и колхоза «Победа». Еще одним подарком стал настольный памятный знак от НПО «Углич». В его основании плита из нержавеющей стали. К плите прикреплено выполненное из дерева изображение раскрытой книги. На ее фигурной поверхности размещен лист плотной бумаги с отпечатанным золотой краской объемным текстом поздравления и пожеланий.
На этом завершим краткий обзор предметов, отражающих историю одного из промышленных предприятий края. Ныне Угличский музей принял миссию сохранения памяти о заслугах и достижениях, о славной выдающейся эпохе.