A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → Угличские колокола

Угличские колокола

Евгений Лиуконен

Светлую пасхальную седмицу на Руси называли Звонильной неделей. Торжественные службы главного православного праздника сопровождаются наиболее радостным колокольным звоном – трезвоном. Кроме того, исконно существовала традиция, когда любой желающий мог подняться на церковную колокольню и позвонить в колокола, славя Праздник праздников – Светлое Христово Воскресение. В эти дни, как ни в какое иное время, есть повод обратиться к теме старинных колоколов Угличского края. Осенявшие просторы величественные музыкальные инструменты отражали в своем звучании радости и тревоги, были свидетельством победных свершений и горестей. Судьба колоколов красноречиво подтверждает эти слова. Им всегда отводилась роль в гуще событий.

Говоря об угличских колоколах, в первую очередь следует упомянуть знаменитый «Ссыльный» колокол. Помимо значения исторической реликвии и высокого символизма он примечателен тем, что является одним из древнейших сохранившихся отечественных колоколов. Он точно не датирован, но вероятный пятисотлетний возраст внушает глубокое почтение. Не раз высказывались предположения, что колокол мог быть отлит для вновь построенного каменного Спасо-Преображенского собора при князе Андрее Васильевиче Большом (1446-1491) и, таким образом, может являться подлинной реликвией еще одной памятной эпохи истории Углича. Облик колокола прост и лаконичен, неровные поверхности хранят следы литейной формы, но тем более поразителен его красивый и звучный голос.

Драгоценная реликвия является центральным экспонатом Угличского музея и всегда привлекает особенное внимание, но рядом со «Ссыльным» мало кто обращал внимание на другой колокол, скромно стоявший внизу на подиуме, а ныне перемещенный в экспозицию истории Угличского края X – начала XVII столетий. А между тем, тот колокол едва ли уступает своим значением прославленному «Ссыльному». Его облик диаметрально противоположен – вместо архаичной простоты изящество и затейливость форм. Тулово блестяще отполировано, венчающая «корона» щегольски изогнута. По нижнему краю проходят два насыщенных орнаментальных пояса. Плетеные побеги, миниатюрные изображения грифонов, львов и медведей отличаются фактически ювелирным исполнением. Еще большее впечатление производит двухстрочная надпись вязью в верхней части тулова. Стройные затейливые линии букв красивы сами по себе, а таково их адаптированное содержание: «Лета 7049 (1541) при великом князе Иване Васильевиче всея Руси зделан бысть колокол к церкви Воскресения Господня, нашего Иисуса Христа. Повелением великого князя диака ноугородского Ивана Ишука Иванова сына Бухарина. В его отчину в Ростовской уезд на Могьзех». В переводе текст понятен и прост, но оригинал помимо орнаментальной стилизации наполнен титлами, выносными буквами, лигатурами и другими особенностями древнего правописания.

Приведенный текст является вкладной надписью. Примечательно, что упоминаемый там человек был довольно известной личностью. Высокопоставленный чиновник, дьяк Иван Ишук Иванов сын Бухарин служил в Боровске, Великом Новгороде и при царском дворе, многократно участвовал в закреплении поместий, решении владельческих вопросов. Его имя упоминается в грамотах и писцовых книгах. Как у многих государственных деятелей эпохи Ивана Грозного, его карьера закончилась опалой – примерно в 1567 году по делу о заговоре конюшего И.П. Федорова-Челяднина был казнен. Кстати, тогда же расстался с жизнью известный дьяк Иван Григорьев Выродков – видный военный инженер-«градоделец», в 1551 году построивший крепость Свияжск.

У Ивана Бухарина были земельные владения в разных местах, в том числе в Рожаловском стане Угличского уезда. Упоминаемая вотчина на речке Могзе с Воскресенским храмом могла находиться в Раменском или Введенском станах Ростовского уезда. Государев чиновник был состоятельным человеком – им сделан сторублевый вклад в Борисоглебский монастырь. Он же смог заказать весьма дорогостоящий колокол. Важно учитывать, что предмет нерядовой – по техническому и художественному исполнению явно не уступает лучшим отечественным и европейским колоколам того времени. Предмет был передан в Угличский музей древностей из Спасо-Преображенского собора 10 августа 1899 года. Интересно, какими судьбами ему довелось попасть из сельской церкви в соборный храм Углича?

Вкладные колокола, принесенные в дар приходским храмам и монастырям, были распространенным явлением, но сохранились сведения лишь о немногих. А сколько их было в Угличе?! Например, по заказу строителя Вознесенской церкви Тимофея Гаврилова Тарханова (деда известного угличского живописца) 10 ноября 1744 года отлит благовестный колокол весом 52 пуда 25 фунтов. Работу выполнил мастер Константин Михайлов сын Слизов.

Примерно в середине XVIII века купец Иван Васильев Прянишников на колокольню Петропавловской церкви пожертвовал колокол весом 51 пуд 10 фунтов и башенные часы. Второй колокол (29 пудов 4 фунта) был «подаянием всех приходских людей», а третий (13 пудов 12 фунтов) отлит в Стокгольме «тщанием Семена Прянишникова да подаянием всех градских обывателей» – он, вероятно, предназначался для часов.

В 1747 году архимандрит Покровского монастыря Гавриил заказал для своей обители два колокола – весом 42 пуда 14 фунтов и 16 пудов 20 фунтов, которые были отлиты в Ярославле мастером Козьмой Мартыновым. Еще один колокол (27 пудов 5 фунтов) изготовлен в 1749 году.

Мы подошли к интересной теме – происхождению местных колоколов. Сведений крайне мало, но некоторые все же сохранились в старинных документах. Например, расположенная на торговой площади Казанская церковь обладала великолепным набором колоколов. Большой, весивший 195 пудов, в 1816 году был приобретен в Казани на средства посадского Якова Михайлова Бычкова, который, кстати, руководил строительством колокольни в 1808-1814 годах. Второй (99 пудов 16 фунтов) куплен на Ростовской ярмарке в феврале 1817 года на пожертвования Василия Васильева Кожевникова и Михаила Иванова Зимина.

В Угличском крае часто встречались колокола известного ярославского завода Оловянишниковых, но были и собственные мастера. Один из них – крестьянин Угличского уезда Сигорской волости деревни Алексеева Павел Кондратьев. 7 мая 1845 года он заключил контракт с церковным старостой, всеми приходскими людьми и причтом погоста Васильевского «что на Талице» (село Горки), по которому обязался «…спустить с колокольни разбитый колокол весом в 250 пудов на своих снастях. По совершении разбития оный колокол перелить по 43 копейки серебром с пуда. В случае, ежели случится во время лития в колоколе вред какой, найдутся дыры или не будет ушей, или не понравится прихожанам звук, должен снова перелить на свой счет… Мне же Кондратьеву оный колокол по обделании поднять самому без особенной за то платы». При этом проволока для печи, снасти и сало для подъема на колокольню предоставлялись самим мастером, а квартира, дрова, тес и кирпич для печей, помощь при рытье ям и подводы для инструментов должны быть от прихожан. Отлитый колокол «для узнания звука и прочности» следовало повесить на земле и по истечении недели получить деньги за работу.

Еще одним мастером был крестьянин Угличского уезда Никольской волости Старовского сельского общества деревни Алексеево Никита Павлов Кичигин. В 1848 и 1856 годах он отлил колокола весом по 300 пудов для церквей сел Губачево и Клементьево. Затем в 1861 году перелил большой колокол (216 пудов 17 фунтов) церкви села Никольского «что в Слободищах». Вероятно, он был сыном предыдущего мастера, а Сигорская волость в документах ошибочно названа Никольской. Сын Н.П. Кичигина – Константин Никитин – тоже занимался отливкой колоколов. Таким образом, становится известной целая династия местных колокольных мастеров.

В Угличском крае в XIX веке сформировались значительные наборы колоколов. Практически в каждом храме был благовестник весом сто и более пудов. Для колокольни Богоявленского монастыря после 1840 года на пожертвования приобретен колокол в 220 пудов. Второй имел вес 150 пудов. Затем, в 1890 году, приобретен новый большой колокол – 500 пудов. В 1906 году на колокольню Алексеевского монастыря поднят колокол весом 590 пудов 20 фунтов, ставший одним из крупнейших в Угличе.

Сложно даже представить, какими культурными богатствами обладал Угличский край накануне катаклизмов ХХ столетия. Ныне в нашем городе имеются лишь единицы относительно крупных колоколов, но и скромный звон может славить великий праздник.

x
Подписаться на новости
X