Евгений Лиуконен
На протяжении столетий в Угличском крае трудились поколения живописцев, создававших убранство храмов, писавших домашние иконы и портреты, оформлявших интерьеры. В истории провинциальной культуры XVIII-XIX столетий можно назвать немного имен различных мастеров, которые бы пользовались особой известностью и признанием, являлись предметом всеобщей гордости. Важно учитывать, что в местных реалиях большинство художественных произведений создавалось для храмов и в большинстве случаев, наряду с религиозной составляющей, относилось к категории ремесла. Отнюдь нечасто в провинции работали мастера «первой руки» – в основном это были местные кадры, происходившие с данной территории, из соседних уездов и губерний. В основном они занимались не индивидуальным художественным творчеством, а воспроизведением определенных образцов. Но, тем не менее, многим из них удавалось создавать совершенные и самобытные произведения, а их деятельность являлась важной составляющей провинциальной культуры.
Можно задаться вопросом – почему нам известно столь мало о местных мастерах, почему большинство имен стерто из исторической памяти? Одним из ответов может быть обстоятельство, что первостепенное значение традиционно имели заказчики, чью волю и выполняли мастера. Жертвователи-ктиторы в полной мере считались создателями храмов – именно их имена сообщали в публикациях, упоминали в храмовых летописях после членов императорской фамилии, архиереев и настоятелей. Далеко не все иконы и росписи были подписными.
Куда важнее другое обстоятельство – утрата большинства произведений. В начале ХХ века в Угличе и уезде существовало более ста храмов. В каждом находились основные и придельные иконостасы с десятками икон, во многих имелись росписи, но дальнейшие события привели к разорению или полному разрушению подавляющего большинства церквей. Похожую трагическую судьбу разделили дворянские усадьбы и купеческие особняки. В их интерьерах нередко присутствовали росписи, портреты и другие художественные произведения. Это были труды поколений мастеров – обширнейшее наследие целой эпохи! С сожалением приходится констатировать, что до нашего времени уцелела лишь крайне малая часть. Иконы и портреты в собрании музеев, храмовые росписи разной степени сохранности составляют лишь незначительный процент существовавшего прежде.
Изучение сохранившихся памятников изобразительного искусства и различных свидетельств о работе живописцев давно является одной из наиболее перспективных тем для исследователей. В настоящее время художественное наследие Угличского края представлено в многочисленных публикациях, выявлены многие персоналии, но данная тема чрезвычайно обширна и многообразна. Работа с архивными материалами, в частности, с таким видом источников как маклерские книги Угличского Городового Магистрата, приходо-расходные книги местных церквей и монастырей, позволила выявить значительное число ранее неизвестных мастеров, установить обширный круг произведений – заказов на живописные работы, которые они выполняли. Данные наработки были отражены в различных публикациях, но требуются обобщение и некая систематизация вновь выявленного материала – такова цель данной статьи.
Не вызывает сомнений, что важным этапом художественной жизни края явилось правление угличского князя Андрея Васильевича Большого (1462-1491). В тот знаменательный период ведется каменное строительство и впервые возникает необходимость в стенописных работах. Создаются храмовые иконостасы. Вероятно, для столь обширных и ответственных работ амбициозный князь привлекал лучших мастеров своего времени. Среди них мог быть и прославленный живописец Дионисий или мастера его круга. Их деятельность в Угличском крае, несомненно, должна была оказать заметное влияние на становление местных иконописцев.
Наиболее ранние сведения о местных мастерах относятся к XVII столетию и в основном заключаются в кратких эпизодических упоминаниях. По сведениям «Словаря русских иконописцев» в Угличе в 1609 году был нанят для иконописных работ в Кирилло-Белозерском монастыре некий мастер Влас.
Во второй половине XVII века, после преодоления последствий Смутного времени, в Угличском крае ведется довольно обширное храмовое строительство. В 1670-х годах возводится в камне ансамбль Воскресенского монастыря. Для создания икон и росписей была приглашена артель известного костромского иконописца Оксена Ионина Попова. Благо, в данном случае время сохранило для нас многочисленные иконы и фрагменты фресок, которые предоставляют возможность характеризовать стиль и художественные особенности.
В конце столетия завершается строительство церкви Царевича Димитрия «на крови». Уже при основании храма в 1630 году из Москвы был прислан полный набор икон, утвари и облачений. На новом этапе к созданию убранства также привлекаются ведущие столичные мастера. Очевидно, образы для иконостаса храма были выполнены в 1691-1692 годах артелью известного царского изографа Петра Федорова Билиндина – иконописца московской Оружейной палаты, ученика Симона Ушакова. Сохранилась подписная икона мастера – «Спас Великий Архиерей». По нижнему полю размещена подпись: «Лета 7200 (1691) г октября… писал сии святы образ Государския полаты изограф Петр Федоров сын Билиндин со учениками».
В 1696 году мастер Оружейной палаты Иван Матфеев сын Бобылев по заказу казначея Троице-Сергиева монастыря старца Пахомия Барташева написал иконы для местного ряда каменного храма Богоявленского женского монастыря.
В начале XVIII века ведется строительство Спасо-Преображенского собора. Образы для внушительного предалтарного иконостаса созданы артелью известного патриаршего иконописца Федора Никитича Рожнова. Лично мастером, вероятно, были написаны иконы местного ряда: «Преображение», «Воскресение» и «Неопалимая Купина». В доме купцов Шапошниковых хранилась приписывавшаяся ему икона Божией Матери, «нарицаемыя руно» (Руно орошенное).
Такова краткая обзорная информация о работавших в Угличе мастерах. Она отражена в многочисленных публикациях и справочных изданиях. Далее перейдем к основному материалу данной статьи.
Как было отмечено выше, ранние сведения о местных иконописцах кратки и незначительны. В Писцовых книгах 1674-1676 годов значится мастер, проживавший в Дурасовом переулке близ Каменного ручья – Алексей Елистратов сын иконник. Еще один мастер – Юрий Селуянов сын Коробков – проживал в Заволжской слободе. Оба имели статус «молодчих людей», т.е. являлись достаточно обеспеченными жителями посада. В переписной ландратской книге 1717 года перечислено еще несколько людей: проживавший на Сарайской улице нищий Иван Кириллов Иконников, на Благовещенской улице – посадский человек Роман Кириллов сын Иконник и в Дурасовом переулке Иван Андреев сын Иконников. Правда, лишь в последнем случае отмечено занятие иконописным ремеслом. У других видимое указание ремесла могло являться формировавшейся фамилией, но хотя бы опосредованная связь с иконописным ремеслом несомненна. Горожане Иконниковы и позднее проживали в Дурасовом переулке, на Благовещенской и Федотовой улицах, в условиях исконного дорегулярного плана находившихся в центральной и восточной частях посада (1). Это лишь незначительные сбивчивые упоминания – о деятельности перечисленных мастеров ничего неизвестно.
Из Углича происходил кормовой иконописец Оружейной палаты Петр Савин Хомяков. Известен ряд его работ. Так, в 1703 году совместно с угличанином Иваном Тихоновым Баженовым он принял подряд на иконописные работы в псковском соборе. В 1717 году работал в Угличском Покровском монастыре, а в 1708 году для церкви Царевича Димитрия «на крови» написал икону Богоматери Иерусалимской (2). Поскольку он был сыном московского площадного подьячего приказа Большой казны, то еще в детстве мог оказаться в столице.
В XVIII столетии традиция подписывать иконы получает распространение среди местных мастеров, благодаря чему известно авторство ряда произведений. Среди них Андрей Прянишников – автор нескольких икон царевича Димитрия, в том числе одной, находящейся в собрании Угличского музея. Надпись по нижнему краю сообщает: «1732 году месяца марта 27-го числа писал сей святый образ иконописец Андрей Прянишников» (3). В 1758 году угличанин Василий Лаврентьев Болтунов написал крупноформатную икону избранных местных святых. Образ являлся вкладом купца Григория Переславцева, возможно, в церковь Илии Пророка. В 1762 году Василий Кутнин для Богоявленского монастыря выполнил список иконы «Страшный суд» – почитаемого образа 1678 года, находившегося в Филипповской церкви.
Помимо мирян иконописными работами занимались лица духовного звания. Вероятно, такая практика была достаточно распространена, но, поскольку это дело не являлось основным занятием духовенства, упоминания встречаются лишь в редких особых случаях. Например, в начале XVII века бывший игумен Николо-Улейминского монастыря Трифон выполнял иконописные работы в Кирилло-Белозерском монастыре. В 1659 году священник Симеон написал первую икону преподобного Кассиана Учемского, создав канонический образ (4).
Обширные сведения о живописцах духовного звания более позднего периода были собраны А.Е. Виденеевой и представлены в статье «О ростовских художниках второй половины XVIII – начала XIX веков». Комплекс документальных материалов связан с участием мастеров из Ростовской епархии в поновлении росписей соборов Московского Кремля в 1770-х годах. Чтобы избежать переосвящения храмов, для этих работ по указам Синода требовалось найти иконописцев из числа «духовных людей», священно-церковных причтов. Мастеров искали в Москве, а также привлекли из ближайших епархий, в том числе Ростовской. Из каждой епархии следовало вызвать по десять человек. Среди мастеров Ростовской епархии в основном оказывались угличане, ярославцы и ростовцы. В 1770 году проводились работы в Благовещенском соборе, в 1772 году – в Архангельском и в 1773 году – в Успенском.
На основе составленных реестров выясняется, что из Углича были вызваны следующие иконописцы духовного звания: священник Богоявленского монастыря Александр Романов, священник Петропавловской церкви Андрей Иванов, диакон Воскресенской церкви Афанасий Иванов, диакон Филипповской церкви Василий Иванов, священник Казанской церкви Гавриил Яковлев, сын дьячка Казанской церкви Михаил Петров, пономарь Предтеченской церкви Михаил Александров, сын священника церкви Царевича Димитрия Федор Дмитриев и священник села Юрьевского Угличского уезда Григорий Алексеев. Большинство из перечисленных мастеров при предварительном испытании и в ходе работ были признаны «в иконописном художестве искусными» (5).
Наряду с живописцами, о чьей деятельности пока не выявлены какие-либо иные сведения, в реестре значится сын дьячка Спасо-Преображенского собора Сергей Флегонтов. В 1773 году он участвовал в поновлении росписей Успенского собора Московского Кремля. В период 1777-1792 годов в сане диакона служил в церкви Царевича Димитрия «на крови». Затем был перемещен в Николосухопрудскую церковь (6), где, вероятно, состоял до конца жизни.
Имя Сергея Флегонтова хорошо известно в истории провинциальной живописи. В 1785 году им были написаны парные портреты купеческой четы Федора Григорьевича и Феклы Петровны Кочурихиных, находящиеся в собрании Угличского музея (7). Также известно, что в 1798-1799 годах он выполнил иконы для главного предалтарного иконостаса Казанской церкви села Заозерье Угличского уезда. Затем в 1800-1802 годах – иконы и росписи в Троицкой церкви села Некоуз Мологского уезда (8). Также, возможно, в 1790-х годах Сергей Флегонтов писал иконы для Успенской церкви города Углича.
Можно назвать имя еще одного местного живописца духовного звания – дьячка Воскресенской церкви Афанасия Гаврилова. В 1794 году он выполнил росписи в приделе преподобного Паисия и священномученика Антипы собора Покровского монастыря, а также на старых досках вновь написал иконы (9). Не вызывает сомнений, что это была значительная самостоятельная работа. Подобных заказов, вероятно, имелось немало на счету угличских священников и диаконов, занимавшихся живописным ремеслом.
В том же приделе Покровского собора через десять лет работал сын дьячка церкви села Некоуз Мологского уезда Павел Григорьевич Голиков. 11 октября 1804 года он подрядился написать двадцать пять новых икон для иконостаса. Окончить работу следовало в мае 1805 года (10).
Среди угличских мастеров, несомненно, первое место принадлежит живописцам Бурениным – выходцам из посадских жителей, мещанам, составившим четыре поколения преемственной творческой династии. Их деятельность охватывает период более столетия – с середины XVIII по вторую половину XIX века. Основные представители: Иван Иванович Буренин (1730-1796), Григорий Иванович (1772-1843), Дмитрий Григорьевич (1793-1869) и Павел Дмитриевич (1825-1873). Их работы и многолетний творческий путь были подробно описаны в отдельной статье в № 33 журнала «Углече Поле», поэтому нет необходимости останавливаться подробно.
Наиболее успешным мастером, несомненно, был Дмитрий Григорьевич Буренин (11), чья насыщенная и разнообразная деятельность достигла огромных масштабов, затронув практически все угличские храмы и несколько соседних уездов. Его биография 1830-1860-х годов – непрерывная череда заказов и подрядов, только известный список которых исчисляется тремя десятками. Можно назвать некоторые наиболее значительные сохранившиеся работы: росписи церквей Царевича Димитрия «на поле» (1835), Рождества Иоанна Предтечи «на Волге» (1845 и 1855), собора Богоявленского монастыря (1850-1853), церкви Иоанна Предтечи Алексеевского монастыря (1854), села Никольского «что в Слободищах» Угличского уезда (1858), Воскресенской «что был монастырь» (1865-1866) (собор Воскресенского монастыря).
В XIX веке в Угличском крае работала целая плеяда местных мастеров. Один из них – угличский посадский Петр Алексеевич Масленников (1773-1848). В настоящее время выявлено лишь несколько его работ. Так, в 1802 году он выполнил иконы евангелистов и Благовещения для царских врат Филипповской церкви. 8 февраля 1811 года подрядился написать иконы для иконостаса вновь построенной Казанской церкви села Иванково Угличского уезда, – «сколько явствует в данном их фасаде, одной руки, живописною самою превосходною и прочнейшею работою, против даннаго мною образца, из масляных красок». Также следовало расписать запрестольный крест, две хоругви и плащаницу на собственном полотне, с надписью по краям золотыми литерами. Мастер должен был начать работу с 1 марта 1811 года и выполнить в течение года.
В 1815-1817 годах выполнил несколько небольших заказов Воскресенской церкви «что был монастырь»: поновлял иконы, золотил иконостас в северном Знаменском приделе, написал плащаницу, расписал скульптурный декор царских врат главного предалтарного иконостаса с изображением Благовещения Богоматери и двенадцати апостолов. 30 ноября 1820 года последовал заказ на изготовление иконостаса походной церкви квартировавшего в Угличе 12-го Егерского полка. Работу следовало завершить к празднику Пасхи будущего 1821 года (12). Не вызывает сомнений, что были и многие другие живописные работы, о которых не сохранилось сведений.
Очевидно, П.А. Масленников смог дать старшему сыну хорошее образование – в результате Петр Петрович Масленников в 1820 году по указу Правительствующего Сената был исключен из мещанского общества и утвержден в должности рисовального учителя Угличского уездного народного училища. Таким образом, он перешел в разряд чиновников и длительное время служил учителем черчения и рисования. В выборе жизненного поприща, несомненно, сказались занятия отца – переданные художественные способности и навыки. В нашем распоряжении нет сведений, занимался ли П.П. Масленников живописной работой, но его руке принадлежит несколько чертежей 1830-х годов храмов и общественных зданий Углича. Очевидно, его привлекали к этой работе, когда при согласовании ремонтов и перестроек требовались наиболее качественные чертежи. Так, в 1837 году им были выполнены два плана и фасада Воскресенской церкви и Знаменской часовни. 5 июля 1838 года датированы «план и фасад с северной стороны» собора Покровского Паисьева монастыря, а также общий вид и план обители. В июне-сентябре 1839 года – фасады и поэтажные планы здания Городских присутственных мест, общественного каменного дома близ Филипповского моста, занимаемого квартирой городничего; комплекса деревянных одноэтажных домов в 5-м квартале по Селивановской и Воздвиженской улицам (лазарет, воспитательный дом и богадельня с флигелями); здания Угличского уездного и Приходского училищ в 23-м квартале на углу Петропавловской и Вознесенской улиц (13).
Еще один мастер – Александр Дмитриевич Гущин, числившийся угличским посадским, 3-й гильдии купеческим сыном. Известные работы датируются 1830-1840-ми годами. В 1839, 1841 и 1842 годах он поновлял иконы, киоты и запрестольный крест в Воскресенской церкви «что был монастырь», икону во фронтоне Знаменской часовни. 3 апреля 1840 года принял заказ на выполнение росписей в Алексеевской церкви одноименного угличского монастыря. По договору в разных местах интерьера следовало написать различные сюжеты с позолоченными венцами, а также осуществить декоративное оформление «живописной уборкой»: «мне Гущину в Алексеевском монастыре в Алексеевской церкви сделать стенное письмо с раскрашением колерами… Во всей церкви у окон косяки выкрасить на масле и сделать под мрамор. И всю означенную живопись сделать мне Гущину из красок лучших на масле, лучшим мастерством».
Очевидно, эта работа полностью удовлетворила заказчиков. В 1848-1849 годах А.Д. Гущин выполняет живописное убранство Успенской «Дивной» церкви, являвшейся в тот период домовым храмом архимандрита монастыря. Росписи включали несколько клейм, орнаменты и тонировки под мрамор. Так, на потолке храмовой части в окружении лепного карниза было размещено «Отечество» (в данном случае – неточное наименование «Новозаветной Троицы»), в помещении северного придела – образ Божией Матери «Цвет нетления» («Неувядаемый Цвет») (14). На потолке алтаря в круглой лепной рамке изображен Святой Дух в виде голубя, окруженный херувимами.
Возможно, А.Д. Гущин также выполнил росписи Казанской церкви села Егорьевского Мышкинского уезда. Сохранившиеся фрагменты имеют значительное сходство с известным по фотографиям утраченным убранством Успенской «Дивной» церкви – содержат похожие орнаменты, филенчатую разбивку стен с тонировкой под мрамор.
Из числа угличских посадских, мещан происходил ряд менее значительных мастеров. Можно отметить Дмитрия Васильевича Пятунина, в период 1800-1810-х годов неоднократно выполнявшего различные небольшие работы в Воскресенской, Леонтьевской и Филипповской церквах – в основном поновление икон (15). Афанасий Михайлович Свешников в 1836 и в 1840 годах также поновлял иконы в Воскресенской церкви «что был монастырь». Дмитрий Никитич Носов в 1841 году для той же церкви заново написал обветшавшую икону Знамения Божией Матери (16).
Наряду с представителями мещанского сословия немало мастеров происходило из крестьян. Одно из наиболее значительных имен – Андрей Иванович Ненастьев. Он был крестьянином Угличской округи деревни Антухово, вотчины графа Д.Н. Шереметева, т.е. являлся крепостным живописцем. Несомненно, он был одним из лучших и наиболее талантливых мастеров, работавших в Угличе XIX столетия. Одновременно это загадочный мастер, чья документально установленная деятельность охватывает период немногим более десятилетия.
Первая известная работа – росписи верхнего храма Казанской церкви, выполненные в 1840-1841 годах. Еще одним значительным и почетным заказом стали росписи придела Похвалы Пресвятой Богородицы Спасо-Преображенского собора. Северный придел был перестроен в классическом стиле в 1836-1837 годах, 30 июля 1839 года освящен, а в 1842-1843 годах выполнено живописное убранство. Из текста контракта явствует, что следовало также расписать алтарь собора и пристроенную в тот же период западную паперть, но стилистические различия позволяют считать, что работы ограничились Похвальским приделом. В помещениях алтаря и паперти могли работать другие мастера.
А.И. Ненастьев был прихожанином церкви села Покровского «что в Юхти» Угличского уезда. В 1841 году он работал в своем приходе – для иконостаса нижней церкви написал 16 новых икон, поновил 29 старых, а также клейма и орнаменты росписей.
В 1851 году велись работы в неоднократно упоминавшейся Воскресенской церкви «что был монастырь». В середине XIX века причт и прихожане стремились приспособить Смоленскую церковь при трапезной палате для совершения зимних богослужений – взамен тесного и неудобного Знаменского храма (под северным приделом собора). Церковь была отремонтирована, создавалось вновь и поновлялось убранство. При этом полностью поновлен иконостас, написаны восемь больших икон для местного ряда и киотов около клиросов, а также створки царских врат и боковых входов. Помимо икон выполнялись стенописные изображения: «в алтаре над престолом четырех евангелистов, осеняемых Святым Духом, окружаемым херувимами… а также и в настоящей церкви в куполе Господа Саваофа, Иисуса Христа и Св. Духа, окруженных ангелами, херувимами и серафимами. Равно и на западной стене Спасителя Нерукотвореннаго образа, держимаго двумя ангелами, и Знамения Богоматери с окружающими серафимами». В 1852 году были изготовлены и расписаны две хоругви в Смоленский храм (17).
В случае с последней частью заказа А.И. Ненастьев был назван московским живописцем. Если это не ошибка, вполне возможно мастер немалую часть жизни мог провести в Москве. Этим может объясняться позднее появление А.И. Ненастьева в Угличе – уже авторитетным мастером. Значимо, что он происходил из вотчины графа Д.Н. Шереметева – Юхотской волости. Как известно, графы Шереметевы уделяли внимание своим крепостным, могли оказать поддержку замеченным талантам. Возможно, он обучался и длительное время работал в Москве, мог периодически уезжать на различные подряды. Также примечательно, что у мастера был сын Федосей Андреевич, который по условиям контрактов мог заменить его в случае кончины. Данное обстоятельство свидетельствует, что сын тоже являлся профессиональным и авторитетным живописцем.
Выходцами из крестьянского сословия были живописцы Гусевы. Наряду с многочисленной и многолетней династией Бурениных они также составили творческую династию, входили в число наиболее значительных мастеров. Деятельность представителей их рода также охватывает около столетия, была масштабной и разнообразной. Правда, известна и изучена куда в меньшей степени. Можно не сомневаться, что различные работы они выполняли во многих храмах Угличского края, но реально установлены лишь единицы.
Гусевы были крестьянами деревни Муравьево Мышкинского уезда. Основоположником своей творческой династии они считали Луку Васильевича, родившегося примерно в 1788 году. Семейное предание сообщало, что помещица, хозяйка вотчины заметила у юноши способности к рисованию и отправила учиться художественному ремеслу. Как и большинство других провинциальных живописцев, он выполнял различные художественные работы в местных храмах. Его сын Антон Лукич продолжил дело отца. Считалось, что он выполнил росписи в своем приходском храме – Успенской церкви села Котово. Приведем сведения еще о ряде работ.
30 мая 1845 года церковный староста храма села Сергиевского Угличского уезда крестьянин деревни Струково Федор Нестеров заключил договор с крестьянином Мышкинского уезда деревни Муравьево, вотчины помещицы Ушаковой – Антоном Лукиным Гусевым. В документе говорилось: «мне Гусеву в означенной в настоящей Сергиевской церкви и св. алтаре сперва обить имеющиеся в ней карнизы и заштукатурить, потом написать, где следует, лучшей живописной работы на масле клейма».
Сергиевский храм избежал закрытия в советский период, и, возможно, обозначенные росписи 1845 года в многократно поновленном виде сохранились до нашего времени. Помимо росписей А.Л. Гусев создавал иконы. Одна находится в собрании Угличского музея – образ святителя Митрофана Воронежского. Это подписная икона – по нижнему краю мелким шрифтом надпись: «Писана сия икона 1836 года августа 31 числа. Села Котова деревни Муравьева Антон Лукин писал». Рядом в пять строк куда более заметный текст с изложением сведений о святом.
В собрании музея также имеется картина, условно названная «Старик со старухой», выполненная в 1850-х годах. Это несколько наивная, наполненная бытовой непосредственностью сцена крестьянской жизни – сгорбившийся старик плетет лапоть, пожилая женщина прядет с помощью высокой прялки-гребня. Оба персонажа в лаптях, сидят на лавке перед небольшим оконцем. На старинных картинах очень редко случается видеть жизнь простых людей. Тем более ценно, что эта картина выполнена в нашей местности.
У Антона Лукича был брат Алексей Антонович, но о его деятельности не выявлены какие-либо сведения, неизвестно, был ли он живописцем, но его сын Константин Алексеевич продолжил семейную династию.
К.А. Гусев (1847-1930), несомненно, был значительным мастером. О нем имеются фрагментарные, но вполне существенные сведения. В числе прочего выполнял заказы Смоленской церкви села Княжево, расположенной в нескольких верстах от деревни Муравьево. Так, в 1879 году написал на полотне копию иконы Донской Божией Матери, предназначенную для посетившего храм епископа Ионафана, заинтересовавшегося особенностями иконографии. В 1880 году К.А. Гусев на пожертвование крестьянки деревни Баскачево Анны Никитиной Бурмистровой выполнил росписи трапезной. В 1897 году там же – в зимнем храме – поновил пострадавшую от печной копоти живопись, промыл иконы и позолоту двух придельных иконостасов. Также поновил выносную икону Смоленской Божией Матери и плащаницу.
Известен еще ряд работ. В газете «Угличская мысль» 1911 года сообщается о росписях церкви села Дуброво Угличского уезда, выполненных К.А. Гусевым с сыновьями. В том же году поновление иконостаса и росписей (или более значительные самостоятельные работы) выполнены в Благовещенской церкви города Углича. И те, и другие производились на средства известного благотворителя Н.Г. Григорьева. В газете «Угличский край» сообщалось, что А.К. Гусев «капитально отремонтирует» к ноябрю 1914 года храм села Прилуки Мышкинского уезда (18). Речь могла идти как о поновлении, так и о масштабных живописных работах. При этом неясно – в тексте опечатка или значится второй сын мастера.
Также есть упоминание о работах в церкви Илии Пророка города Углича. Не вызывает сомнений, что Гусевы оставили свой след во многих храмах города, Угличского и Мышкинского уездов. О тех забытых трудах еще встретится информация, но подавляющая часть росписей и икон безвозвратно утрачена.
Имеются сведения еще об одном живописце из сельской местности Угличского уезда. Сергей Харитонов был дворовым человеком села Ворошилова, вотчины коллежской советницы Арнаутовой. Он в 1853 году расписал храмовую часть Казанской церкви села Заозерья. «Означенную работу производить с совершенною прочностию и высоким искусством, без всякой фальши». Контракт помимо технических особенностей заказа дает представление о социальном статусе мастера – кроме положения дворового Сергей Харитонов обозначен как подрядчик, цеховой мастер, имеющий дозволение Калязинской ремесленной управы «для свободнаго производства живописным мастерством за № 31 и записанным в Книгу мастеров под № 41» (19).
Очевидно, его деятельность преимущественно была связана с Калязинским уездом. В данном контексте перечислим живописцев из соседней Тверской губернии, периодически работавших в Угличском крае. Одним из них был «града Калязина мещанин» Василий Павлович Берегов, в 1799 году выполнивший в соборе Покровского монастыря росписи в семнадцати лепных клеймах: «святые иконы из Киево-Печерскаго Акафиста Софии Матери, каковые и где по приличию от настоятеля приказаны будут, самым лучшим живописным художеством, с подписанием части кондаков и икосов. А четыре Херувима алебастровые отживить» (20).
Свободный хлебопашец и цеховой мастер Тверской губернии Весьегонского уезда Карамышевской волости Иван Федорович Смирнов 19 ноября 1851 года принял подряд на росписи, малярные работы и промывку иконостасов в верхнем храме Воскресенско-Флоровской церкви города Углича, который обязался осуществить с 15 мая по 1 сентября 1852 года: «по представленному мною плану, нисколько не отступая от оного, обязуюсь верхний при означенной церкви храм Воскресения Христова, как то, алтарь, настоящую церковь и трапезу украсить из двадцати одного клейма состоящею живописною работою самыми лучшими красками на масле, из своего кочта. А также, где следует по приличным стенам… уборкой аль-фреске… Кроме того, обязуюсь прочистить позолоту всего иконостаса и весь иконостас вместо обветшалой зелени навесть новое тело лучшего кармина и покрыть лаком. Изнутри церкви рамы все выкрасить масляною краскою под дуб и стеклы во всех окнах, сколько их есть, промыть. Стены в алтаре покрыть зеленою [краскою], а в церкви, трапезе – бирюзовою, в паперти же и в выходах покрыть лучшим кроном желтым, откоски в окнах сделать мраморные аль-фреске» (21).
Мы плавно перешли от работ местных мастеров к приезжим – из других городов, уездов, губерний. Одним из центров культурного влияния и взаимодействия являлся соседний Ростов. Конечно, в поздний период, в отличие от прежних столетий, культурное взаимодействие было слабым, но, несомненно, присутствовало. Можно вспомнить о стенописных работах второй половины XVIII века в церкви Царевича Димитрия «на крови». В 1787-1788 годах верхний храм был расписан артелью иконного мастера из слободы Борисоглебского монастыря Петра Ивановича Хлебникова. В составе артели, возможно, работали ярославские мастера Карп и Андрей Сапожниковы (22).
В 1841 году представитель известной ростовской династии живописцев купецкий сын Александр Иванович Сапожников расписал алтарь и храмовую часть Никольской церкви села Клементьева Угличского уезда. В контракте, заключенном 24 апреля, говорилось: «по данной мне доверенности родителем моим, города Ростова 3-й гильдии купцом Иваном Абрамовым Сапожниковым… в настоящей холодной церкви, также и в алтаре сделать стенное письмо живописью: в настоящей в двадцати трех клеймах по предоставленному мною рисунку, а в алтаре в пяти по старой щекотурке, которую перетереть прочным образом. В означенных клеймах изображать эстампы под номерами» (23).
Можно также назвать имя Романа Федоровича Виноградова, который 30 января 1856 года принял подряд на написание икон для нового иконостаса Казанской церкви села Заозерья – всего сорок три иконы. При этом он обозначил себя как живописец Императорской Санкт-Петербургской Академии; художник, подрядчик, имеющий законное свидетельство от Академии художеств.
Можно отметить, что Р.Ф. Виноградов происходил из крепостных крестьян Романово-Борисоглебского уезда, с детства занимался рисованием и живописью, был вольнослушателем Императорской Академии художеств. В 1855 году по решению Академического Совета получил звание неклассного художника (именно на этом этапе работал в Заозерье). Затем в 1858 году удостоен звания академика. Некоторое время проживал в Ярославле, затем в конце 1840-х годов приехал в Ростов, где записался в мещанское общество и живописный цех. Им было выполнено немало заказов ростовских храмов, в дальнейшем работал в Санкт-Петербурге и пригородах. Помимо икон Казанской церкви Заозерья он в 1851 году выполнил росписи верхнего храма села Неверкова и в 1855 году в селе Щурове Угличского уезда (24).
Более обширными и разветвленными были культурные связи с Ярославлем. Оттуда приезжали не только артели каменщиков и штукатуров, но и живописцы. Одним из них был Андрей Денисов (Холщевников) (ок. 1750-1814) – житель Бутырской слободы Ярославского уезда. В Угличе известны две значительных работы. 23 мая 1804 года он подрядился выполнить образы для иконостаса Николосухопрудской церкви: «в настоящем храме святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова написать наилучшей греческой работы, с прозолотью и наилучшими красками иконы… Которую работу, начав мне ж Денисову сего ж года октября с первых чисел непременно, и работать стану на отведенной мне оной церкви приходских квартире во всю наступающую зиму, а чего недоделано в зиму из малых штук, то возьму с собою в Ярославль для отделки».
В июле 1806 года последовал аналогичный заказ от Воскресенской церкви «что был монастырь» на полный комплект икон для вновь изготовленного предалтарного иконостаса. Наряду с прочими условиями также оговаривались место и сроки работы: «И все вышеозначенные образа писать мне в городе Угличе, наняв из своего кочту квартиру. Кроме пятнадцати кружков, на коих назначены написать пророка, два праотца и три Страстей – оные написать мне Денисову в своем доме, нимало не отступая от данной от меня им пробы. Работу же начать с нынешняго июля и кончить оную на праздник Святыя Пасхи будущаго тысяча восемсот осмаго году непременно» (25). По приходо-расходным книгам оплата производилась с ноября 1806 года по сентябрь 1808 года.
В 1860-х годах в Угличском крае работал еще один значительный мастер – ярославский мещанин Егор Кузьмич Дьяконов. 22 мая 1860 года был заключен контракт на выполнение росписей в соборе Покровского монастыря: «Я Диаконов порядился украсить внутренность холодного храма Покрова Пресвятыя Богородицы стенным письмом, греческого стиля лучшего и высокого достоинства. Клейма написать масляными красками, около клеймов уборку анфрескаго искусства из рококо, а стены покрыть колером из кобальта». Работу следовало выполнить с мая по октябрь (26).
Очевидно, заказ был исполнен на должном уровне и полностью удовлетворил заказчиков. В итоге Е.К. Дьяконов через непродолжительное время привлекается к работам в другой угличской обители – Богоявленском женском монастыре. В Феодоровской летней церкви создаются росписи и иконы для нового иконостаса.
В надписи на южной стене храма сообщается о выполненных работах: «…в 1862 году украсился сей храм вновь написанными иконами, новым вызолоченным иконостасом и стенным письмом с изображением Чудес Феодоровския Божия Матери и протчими клеймами, и обновлением в своде и куполе прежней живописи… Иконы и стенное письмо написаны Ярославским Мещанином Егором Диаконовым».
В отличие от икон, росписи большей частью сохранились до нашего времени. Это была не полномерная авторская работа, а поновление и дополнение прежней живописи Е.А. Медведева 1822-1824 годов. В данных условиях необходимо отметить, что существующие росписи все же в основном принадлежат Е.К. Дьяконову. Всматриваясь в них, можно видеть сложную мозаику первоначальных и выполненных вновь в 1862 году. При этом четко видно, что крупные клейма на своде изначально были полуциркульными – лишь позднее им придали более сложную форму. В иллюзорных гризайлевых орнаментах, имитирующих лепнину, также присутствует сложное сочетание написанных в разное время. Живопись стен с изображением чудес Феодоровской Божией Матери, голубой кобальтовый фон и золочение – целиком наследие Егора Дьяконова. Избежавшая поновлений подлинная живопись артели Епифана Медведева целостно сохранилась только на восточной стене, прежде скрытой иконостасом 1860-1862 годов. Это гризайлевые росписи на розовом фоне – таковым, наряду с несколькими полихромными клеймами, было первоначальное убранство храма.
Можно назвать еще одного ярославского мастера – мещанина Евстафия Афанасьева. Он в 1857 году выполнил небольшие живописные работы в Знаменском приделе Воскресенской церкви – образ архангела Гавриила на северной двери и орнаментальные росписи интерьера (27).
Примечания.
1) Писцовые книги города Углича стольника М.Ф. Самарина и подьячего М. Русинова 1674-1676 гг. // Труды ЯГУАК. Вып. 2. М., 1892. С. 160, 204; Углич. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. М., 1887. С. 46, 61, 79-80.
2) Кочетков И.А. Словарь русских иконописцев XI-XVII веков. М.: «Индрик», 2009. С. 753; УГИАХМ. Коллекция «Древнерусская живопись». Ед. хр. Уг/КП-15428, ДРЖ-534.
3) Там же. Ед. хр. Уг/КП-2811, ДРЖ-203. Надписи на иконах были выявлены художником-реставратором Угличского музея В.А. Ивановым.
4) Словарь иконописцев… Указ. изд. С. 660, 594.
5) Виденеева А.Е. О ростовских художниках второй половины XVIII – начала XIX веков // Сообщения Ростовского музея. Вып. IX. Ростов, 1998. С. 132-141.
6) Иоанн Розов. Исторический очерк угличской «Царевской», что на крови, церкви // Труды ЯГУАК. Книга IV. Вып. 2. Ярославль, 1906. С. 107.
7) УГИАХМ. Коллекция «Живопись». Ед. хр. Уг/КП-7150, Ж-27; Уг/КП-7151, Ж-28.
8) УгФ ГАЯО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 264. Л. 18-19; Д. 317. Л. 31-32.
9) Там же. Д. 154. Л. 64. Здесь и далее в основном речь идет о местных храмах и монастырях. В отношении сельских церквей указывается принадлежность к Угличскому или Мышкинскому уездам.
10) УгФ ГАЯО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 389. Л. 46.
11) Здесь и далее написание отчеств мастеров выполнено по современному стандарту. В документах XVIII-XIX веков повсеместно традиционно используются полуотчества «Иванов», «Григорьев», «Дмитриев» и т.д. Вплоть до рубежа XIX-XX веков полные отчества с окончанием «ич» служили обозначением знатного происхождения и использовались исключительно представителями аристократии, императорской фамилии. Представители духовного сословия Сергей Флегонтов и Афанасий Гаврилов именуются по имени и полуотчеству – без фамилий, которые, вероятно, еще не сформировались.
12) УгФ ГАЯО. Ф. 43. Оп. 1. Д. 323. Л. 13; Ф. 56. Оп. 1. Д. 572. Л. 5-5 об.; Ф. 43. Оп. 1. Д. 126. Л. 13, 15 об., 28; Ф. 56. Оп. 1. Д. 728. Л. 27-27 об.
13) ГАЯО. Ф. 100. Оп. 8. Д. 1338. Л. 100 об.; Ф. 76. Оп. 1. Д. 888А. Л. 36-39 об.; УГИАХМ. Коллекция «Документы». Ед. хр. Уг/КП-16646, Д-13; Уг/КП-15034, Д-15.
14) УгФ ГАЯО. Ф. 43. Оп. 1. Д. 127. Л. 115, 115 об.; Д. 127. Л. 145, 145 об., 159; Ф. 56. Оп. 1. Д. 1096. Л. 15 об.; Ф. 39. Оп. 1. Д. 95. Л. 17; Д. 117. Л. 7.
15) УгФ ГАЯО. Ф. 43. Оп. 1. Д. 227. Л. 22 об.; Д. 323. Л. 27; Д. 124. Л. 3; Д. 126. Л. 2 об., 3 об., 11; УГИАХМ. Коллекция «Документы». Ед. хр. Уг/КП-18686, Д-2932. Л. 5 об.
16) УгФ ГАЯО. Ф. 43. Оп. 1. Д. 127. Л. 62, 130 об., 141 об.
17) УгФ ГАЯО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 1095. Л. 8-8 об.; Д. 1145. Л. 75 об. – 76; УГИАХМ. Коллекция «Редкая книга». Ед. хр. № Уг КП-8964, РК-253; УгФ ГАЯО. Ф. 43. Оп. 1. Д. 129. Л. 43 об. – 45 об., 51.
18) УгФ ГАЯО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 1216. Л. 57, 57 об.; УГИАХМ. Коллекция «Древнерусская живопись». Ед. хр. Уг/КП-13970, ДРЖ-480; Коллекция «Живопись». Ед. хр. Уг/КП-2186, Ж-110; Село Дуброво. Освящение церкви // Угличская мысль. 1911. № 55 (18 сентября), № 65 (30 октября); Отрадная весть // Угличский край. 1914. № 22 (15 июня).
19) УгФ ГАЯО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 1404. Л. 76 об. – 77 об.
20) Там же. Д. 299. Л. 27 об. – 28.
21) Там же. Д. 1357. Л. 43, 43 об. – 44.
22) Иоанн Розов. Указ. соч. С. 36; Энциклопедия Угличского края / Под ред. Иерусалимского Ю.Ю. Иваново: Издательский дом «Референт», 2013. С. 154.
23) УгФ ГАЯО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 1121. Л. 23-24.
24) Там же. Д. 1476. Л. 7 об. – 8 об.; Колбасова Т.В. Р.Ф. Виноградов и П.Ф. Плешанов в Ростове Великом. Материалы к истории художественной жизни города XIX в. // История и культура Ростовской земли. Материалы конференции 2014 г. Ростов, 2015. С. 215-222.
25) УгФ ГАЯО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 389. Л. 27 об. – 28 об.; Д. 428. Л. 28 об. – 29 об.; Шемякин А.И. Словарь мастеров художественных ремесел Ярославля XVIII-XIX веков. Ярославль, 2012. С. 143.
26) УгФ ГАЯО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 1586. Л. 45 об. – 46.
27) Там же. Ф. 43. Оп. 1. Д. 129. Л. 87 – 87 об.