Евгений Лиуконен
Начало левой стороны Спасской улицы мало примечательно в архитектурном отношении. Непосредственно на перекрёстке с улицей Ленина возвышаются типовые пятиэтажки, а далее расположено трёхэтажное здание странной архитектуры и безыскусного вида. Точнее это три дома, построенных в плотную, – № 7, 9 и 11, – но грубые капитальные ремонты советских лет совершенно обезличили старинные здания. Сложно поверить, что когда-то они были частью эстетичной и выразительной архитектурной среды одной из главных улиц Углича.
В предыдущих публикациях говорилось об утраченных зданиях на перекрёстке Спасской и Московской улиц – о корпусах Малой Мучной линии и внушительном трёхэтажном доме, преемственно принадлежавшем купцам Хорхориным, Зиминым, Карамышевым, где в конце XIX – начале XX веков размещалась «Спасская аптека А. Брауде». Угловые корпуса торговых лавок пострадали от пожара 1921 года, а далее их просто снесли, на сорок лет образовав пустырь в центре города. Наряду с трёхэтажным зданием перед строительством многоквартирного дома был уничтожен ещё один старинный дом, бывший частью исторической застройки, а следующие три здания подвергли искажающим перестройкам. На этом участке остановимся более подробно.
Наиболее известное старинное фото Спасской улицы (перспектива со стороны торговой площади) позволяет видеть, что вслед за трёхэтажным домом Карамышевых размещались два двухэтажных здания с совершенно одинаковым оформлением фасадов. Они имели асимметричную композицию – слева секция в четыре окна, справа секция в два окна над проездной аркой во двор. Декор составляли лопатки и типичные для раннего провинциального классицизма городчатые карнизы. Высокие окна второго этажа были оформлены рамочными наличниками с угловатыми фартуками и выступающими профилированными прямыми сандриками. Можно отметить, что аналогичное оформление фасадов сохраняют дома № 9 и 31 по улице Ленина, № 10 в Пионерском переулке. Все они были построены на рубеже XVIII-XIX веков, в период преобразования города по регулярному плану. Являлись яркими образцами архитектуры того времени.
Два обозначенных здания на Спасской улице располагались в самой гуще деловой части города, а потому, подобно соседним, постоянно использовались для размещения различных коммерческих заведений. Первый дом принадлежал купцам Баскаковым. При нём находился постоялый двор. Второй дом принадлежал мещанам Буториным. Там были и трактиры, и бакалейная лавка Петра Карповича Поснова, и парикмахерская Ивана Павловича Киселёва, который, будучи старшим лекарским учеником, вероятно, оказывал и традиционные для цирюльников медицинские услуги.
Если дом Баскаковых был снесён и уступил место пятиэтажке, то дом Буториных уцелел, – правда, в значительно искажённом виде. № 7 в результате капитального ремонта примерно 1960-х годов встроен в тот самый безликий трёхэтажный объём. При этом были уничтожены и декор фасада, и проездная арка. Единственное, что уцелело от первоначального облика, – междуэтажный пояс с сухариками.
На месте соседнего № 9 находилось имение мещан Окованкиных с каменным домом. Ещё один каменный дом располагался на смежном участке по Ильинской площади. В 1839 году купец М.С. Сурин якобы приобрёл эти недвижимые имения у находившегося при смерти Василия Иванова Окованкина. Но мошенническая схема была раскрыта с помощью самодеятельного правоведа Ивана Петровича Серебреникова и обозначенные имения, за отсутствием наследников, отошли в собственность города.
Дом на Спасской улице, вероятно, со временем обветшал и в 1874 году на его месте строится новый «общественный каменный дом» по проекту губернского архитектора Иоасафа Филипповича Яровицкого. Здание практически постоянно сдавалось в аренду под различные коммерческие заведения, принося доход городу. В нём на двух этажах размещался трактир купца Константина Николаевича Карамышева. В материалах переписи 1897 года перечисляются многочисленные трактирные слуги и повара, работавшие в том заведении. Прежде здание имело краснокирпичный фасад в пять осей – с высокими арочными окнами, обрамлёнными наличниками, с поясками, филёнчатым карнизом и угловыми рустованными лопатками. Оно выделялось выразительной эффектной архитектурой периода эклектики. Чего не сказать о нынешнем облике, нарочито лишённом архитектурной составляющей. Большая часть декора сбита, арочные завершения окон заложены. Лишь правая лопатка и междуэтажный поясок уцелели от прежнего облика. Заметны следы входов, креплений навеса – напоминания о прошлом.
Соседнее имение изначально принадлежало соборному дьячку Александру Флегонтову (брату живописца, иконописца Сергея Флегонтова). Далее им владели также лица духовного звания Всесвятские. Это местность дома № 11. Расположенный рядом каменный дом с полуподвальным этажом (№ 11а) был построен в 1798 году угличским купцом Василием Николаевым Шунаевым. Позднее принадлежал купцу Петру Иванову Сторожеву, при нём здание пострадало от большого городского пожара 1822 года. Далее владели купцы Истомины. В 1880-х годах владельцем двух смежных имений становится крестьянин Тверской губернии и уезда села Белей Кушальских деревни Головина Дмитрий Васильевич Филатов.
В 1882 году на месте прежнего дома Всесвятских он предпринимает строительство нового каменного. На приложенном чертеже был представлен двухэтажный дом в пять окон, левой боковой стеной вплотную, через брандмауэр примыкающий к соседнему общественному зданию (№ 9), а правой обращённый к проезду во двор. Деталировка фасада чётко следует поэтажному делению – обозначены выступающий цоколь, угловые пилястры со схематичными капителями, междуэтажный и подоконный пояски, венчающий карниз. Все проёмы с лучковыми завершениями, над окнами второго этажа замковые камни. В средней части расположен вход. Перед крышей предполагалось установить фигурное решётчатое ограждение. Ворота между домами № 11 и 11а представлены в виде тонких пилонов, завершённых шарами, перекрытых пологой аркой.
Если проанализировать реально воплощённый облик, присутствующий на фотографиях, можно отметить, что здание, подобно соседнему № 9, имело фасад в «кирпичном стиле», но нижний этаж оштукатурен и выбелен, а небольшие проёмы получили прямые перемычки. Белым цветом также выделены обрамления окон второго этажа. Над окнами был широкий участок стены с горизонтальной тягой и профилированным выступающим карнизом. На фасаде находилось несколько вывесок. Ими был оформлен и навес над входом.
В качестве дополнения истории имения отметим, что Д.В. Филатов, кроме постройки двухэтажного дома осуществил и менее значительные работы. 22 июня 1883 года подал прошение в Городскою Управу о пристройке крыльца из белого камня площадью 9 аршин, на что получил разрешение 24 июня. Возможно, речь шла о новом доме, – таким образом, к середине 1883 года его строительство могло быть завершено. Также 22 ноября испрашивал разрешение – у одноэтажного дома пробить по фасаду в полуподвальном этаже четыре окна, а над существующими входами сделать два навеса.
Позднее произошла очередная смена владельцев. В начале ХХ века 5/7 имения, составлявшего «два каменных дома с надворными строениями и землёй», принадлежали купцу Андрею Семёновичу Виноградову, а 2/7 Дмитрию Николаевичу Мокрову. При них на территории имения находились колониальный магазин с ренсковым погребом Виноградова, экипажная мастерская Николая Захаровича Захарова и другие заведения. С лета 1917 года некоторые помещения одноэтажного дома занимала типография Ивана Алексеевича Дикарёва.
В советский период на протяжении нескольких десятилетий здания сохранялись без существенных изменений. Затем перед строительством пятиэтажного жилого дома (№ 5) в начале 1960-х годов были снесены два соседних старинных дома – бывшие Карамышевых и Баскаковых. Примерно в тоже время три других дома – №№ 7, 9, 11 – были подвергнуты кардинальной перестройке, исказившей и практически уничтожившей архитектурный облик. При перестройке двухэтажные здания надстроены третьим этажом, подведены под единую крышу, сбита деталировка фасадов. Взамен первоначальных окон пробиты новые стандартных размеров, внутри изменены планировка и высота потолков.
Как положительную тенденцию нашего времени можно отметить осуществлённую в 2008 году реконструкцию соседнего дома № 11а, при которой не только укреплены конструкции, но и воссозданы раннеклассические наличники с прямыми сандриками. Сколько других старинных зданий Углича нуждается в подобном возрождении, освобождении от последствий грубых искажающих перестроек!