Ольга Полякова
К числу важных аспектов изучения истории Русской православной церкви в настоящее время, относится религиозная деятельность монастырей, которая по определению является основной. В этой связи тема "Святыни и почитаемые иконы в женских монастырях Ярославской епархии" является весьма актуальной.
Современные исследователи истории церкви, проанализировав источники и литературу, классифицировали святыни, хранившиеся в монастырях, в том числе и женских. Пример подобной классификации мы находим в труде по истории Верхневолжских обителей кандидата культурологии Валерия Денисова: "В качестве почитаемых святынь могли выступать самые разные по своей природе предметы и явления: чудотворные иконы, мощи святых, реликвии связанные с жизнью и деятельностью святых и угодников божиих, строения, объекты живой и неживой природы. Все они в равной степени служили объектами религиозного поклонения как для монастырской братии ..., так и для многочисленных паломников посещавших обитель."
К наиболее распространенным в обителях русской православной церкви святыням относились чудотворные иконы. Их почитание началось в разные периоды истории обителей в зависимости от времени их обретения. Иконы, как правило, имели богатое убранство, часто обновляемое и дополняемое на средства благотворителей и вкладчиков.
Существует несколько критериев, согласно которым общественное сознание относило иконы к категории чудотворных. Часто это были иконы, защищавшие город от моровых поветрий, пожаров, наводнений, многим иконам приписывали чудеса исцеления.
Самой известной и почитаемой иконой, из находящихся в стенах женских обителей, была икона Ярославской-Казанской Богоматери. Икона находилась в местном ярусе иконостаса Казанского собора, справа от царских врат. В сказании о чудотворной Казанской иконе приведены 64 чуда от нее происшедших в Романове, где икона прежде пребывала. Святыня помогала при исцелении многих недугов, но более всего к ней прибегали при болезнях глаз, поэтому в народе она была известна как "очецелительница". Свидетельства о чудесах от святыни в более поздний период были внесены также в "Книгу для записей событий, имеющих историческое значение, начатую в 1807 году".)
В архивных документах содержатся сведения о зданиях и имуществе Казанского монастыря, а также есть подробное описание убранства почитаемой Ярославской иконы Казанской Богоматери. "По левую сторону царских врат: Храмовый чудотворный образ Казанские пр.Богородицы (обретенный в г. Казани в 1588 г. принесенный из г. Романова в 1609 г.) писаный на доске 6 листовой, в серебряном киоте или ковчеге риза, неотдельный от онаго венец серебряный, цата серебряная, все убраны сплошь жемчугом настоящая, драгоценными камнями, в верху короны небольшой крест 4-х конечный 5 бриллиантов больших, 4 малых в серебряных гнездах, яблоко бриллиантовое, звезда бриллиантовая, яхонты, изумруды, алмазные звезды по сторонам короны, 28 бриллиантов, 2 алмаза и 2 бирюзы, у коих одна осыпана бриллиантами. Корона поддерживается 2 ангелами-лица и длани финифтяные, ризы из мелкого жемчуга украшена жемчугом, стразами, 32 изумруда, 20 аметистов 7 лалов... Венец над главою-яхонт алый, осыпанный бриллиантами... жемчуг, изумруды, яхонты голубые, аметисты, венисы, бирюза...
Вообще жемчугу в ризе, венце и цате 150 золотников, изумрудов 110, аметистов 74, бриллиантов и алмазов 50, крупного жемчуга и бурмицких зерен 180, серебра в венце, цате и раме 5 фунтов 60 золотников. Строено сие убранство вновь в 1852г.
В Казанском монастыре находилась еще одна почитаемая икона. "В иконостасе заднего правого столпа на северной стороне образ Сретения Господня в серебряных венцах... икона была написана и устроена в 1780 г. тщанием и усердием священника монастыря Иоанна Петрова при "пособии монашествующих и приходских людей устроена по случаю бывшего в Ярославле в 1771 г. морового поветрия...При молебном припадании с верою пред сею новописанною (тогда) иконою, и усиливавшееся в Ярославле поветрие вскоре прекратилось и более не возобновлялось."
Почитаемым образом в Рождественском Ростовском женском монастыре была чудотворная икона Тихвинской Божией матери. Она помещалась в иконостасе Рождественской церкви по левую сторону царских врат. Икона эта почти одной меры с подлинною чудотворною иконою, явившеюся в городе Тихвине. Вышина иконы 1 1/4 арш., а ширина. 1 аршин... Риза на иконе серебряная, позлащенная, обнизанная жемчугом с драгоценными камнями-изумрудами, яхонтами, бриллиантами, аметистами и др. Кроме сей ризы для этой иконы есть еще две, также серебряные и позолоченные. Израилев приписывает Тихвинскую икону дару Св. Феодора Ростовского, основателя обители. Он передает местное предание о написании иконы самим святым Феодором. Празднование явлению Тихвинской иконы Божией Матери, бывшему в 1383 году, совершается 26 дня месяца июня. У иконы происходили многие чудеса и исцеления.
В описи церковных и ризничных вещей за 1812-1834 г. указано, что в 1813 г. были "устроены на Тихвинский образ Божия Матери венцы и ризы". Описание новопостроенной ризы занимает в архивом документе две страницы. Приведем данное описание не полностью. "Венец на образ Божия Матери Сребряной, кованой, золоченой, на оном вынизаны настоящим жемчугом, разобранном на пять сортов и камнями
первое Корона вынизана сплошь жемчугом крупным втораго сорта, а внутри ея не большая часть жемчугом самым мелким пятого сорта, шириною в 11 ниток. по краям короны вокруг и в середине осыпано стразами зелеными оправленными в серебре, а внизу изумрудами зелеными без оправы. на ней между жемчугом вставлены штуки, камни и звездки оправленные серебром именно; насыпная бриллиантовая штука в которой щетом бриллиантов 25, из них средний побольший. изумруд зеленый, осыпанный шеснадцатью бриллиантиками. Два аматиста лиловые, осыпанные 32 бриллиантиками. Яхонт алого цвета, осыпанный 14 бриллиантиками с амалью, 2 яхонта алые без осыпи. Две звездки бирюзовые, осыпанные одна алмазиками, другая жургонами, и две звездки в середине коих по одному алмазу, осыпанные мелкими бирюзами. Поверх короны крест насыпной составленный из двух в средине алмазов, двенадцати мелких бриллиатов и 32 мелких же алмазов в серебре...." и так далее.
В числе замечательных икон Рождественского Ростовского монастыря Аристарх Израилев упоминает образ Святителя Феодора, основателя монастыря. Находилась икона за левым клиросом в Рождественской церкви. "Доска с возвышенными полями, имеет в вышину 1 арш.13верш., а в ширину 1 арш.3 вершка. на этом образе святитель Феодор изображен во весь рост, в священнических ризах и святительском омофоре. Он держит обеими руками закрытое евангелие. Лице...обращено к Иисусу Христу." Образ украшен серебряным без пробы чеканым венцом, сделанным в 1842 году усердием послушницы сего монастыря Евфимии Григорьевой.
В алтаре Рождественской церкви, Аристарх Израилев упоминает икону Ватопедской Божией Матери. Она находилась в деревянном простом киоте, за стеклом, висела вверху в простенке между двумя восточными окнам. Вышина иконы 10 3/4 вершка, а ширина 83/4 вершка. Внизу иконы на лицевой стороне подписано: "Изображение и мера с иконы Пресвятыя Богородицы Ватопедской, которую имел у себя в келии святитель Христов Димитрий. А ныне она обретается у ево гроба святителя Димитрия".
В Угличском Богоявленской женском монастыре хранилась почитаемая икона Федоровской Божией матери. Находилась она в Федоровской летней церкви по левую сторону царских врат и служила храмовым образом. Александр Николаевич Ушаков, автор издания об Угличском Богоявленском женском монастыре, характеризовал эту икону как "древнюю и очень высокой греческой иконописи. Икона эта- точный список с чудотворной Костромской Федоровской Богоматери". Риза на ней низанная жемчугом с камнями, венец и оклады серебряные позолоченные.... Ушаков приводит устное предание стариц-монахинь о том, что икона современна возобновлению монастыря. Он предположил, что икона возможно была пожалована монастырю в числе прочих вкладов старицей Марфой Ивановной Романовой (матерью царя Михаила Романова), принявшей участие в возобновлении разоренной обители. Кроме почитаемой иконы Федоровской Божией Матери, в монастыре хранились кресты с мощами святых, один из крестов был пожертвован царицей Прасковьей Федоровной в 1697 году. Второй крест с мощами 21 святого серебряный позолоченный весом 50 золотников также хранился в ризнице монастыря.
В Ростовском Троицком девичьем в Бору монастыре почитался образ "Знамения Пресвятой Богородицы". С почитаемой иконой "Знамения Пресвятой Богородицы" ежегодно устраивался крестный ход, с которым икону приносили в Ростов, Борисоглебский монастырь, Спасо-Яковлевский монастырь. Почитаемая икона Знамения находилась в Знаменском приделе Троицкой церкви. Икона была богато украшена, в описании иконы читаем следующее: "Образ Знамения Пресвятой Богородицы в ковчеге в серебряном окладе литой, позолочен, венец серебряный литой и позолоченный, обнизан жемчугом в венце две запонки золотые червчатый камень яхонт лазоревый в золоте на венце три камня лал да 2 яхонта лазоревые, четыре... бурмицкие убрус и ожерелье низано жемчугом риза литая серебряная позолочена рясы низаны жемчугом по три нитки... две запанки золотых червчатых в рясах двенадцать изумрудов у Богородицы Спасителев образ венец серебряный позолочен. В венце три камня в золоте венец и ожерелье низано жемчугом риза серебряная литая позолочена..."
В Афанасьевском женском монастыре в Рыбинске особо почиталась икона Тихвинской Божией Матери.
Общим для всех обителей, в которых имелись чудотворные иконы, было проведение крестных ходов с почитаемыми иконами, часто несколько раз в год. Данное направление деятельности монастырей строго регулировалось государством и церковными властями. Разрешение на проведение крестных ходов давалось Святейшим Синодом по ходатайству епархиального архиерея. Столь строгие меры властей были обусловлены не только опасением распространения «ложных» святынь и учений, но и боязнью за неподобающее поведение участников хождений по отношению к святыням, выносимым за территорию монастырей.
Икону Ярославской (Казанской) Богоматери дважды в год носили из Казанской обители в другие города епархии. В 1761 г. жители Романова и Борисоглебска обратились к духовному начальству с просьбой разрешить принимать святыню в храмах их городов ежегодно. Этот крестный ход был назначен на 8/21 августа, но через 20 лет жители Романова ходатайствовали о принесении иконы на два месяца раньше, за неделю до праздника Пятидесятницы, поскольку окрестные крестьяне, занятые в августе полевыми работами, не имели времени для участия в крестном ходе.
Второй крестный ход с иконой Казанской Богоматери, установленный как регулярный с 1800 г., совершался из Ярославля в Рыбинск 12/25 июля, через четыре дня после храмового праздника в Казанском монастыре. В Рыбинске икона стояла семь недель, там в крестных ходах по городу ее для особой торжественности сопровождала «издревле чтимая» икона Николая Чудотворца из Рыбинского Спасо-Преображенского собора. За несколько дней до отправления святыни домой перед ней совершалась девичья всенощная, на которую «стекается необыкновенное множество девиц». Из Ярославля крестный ход шел по правому берегу Волги, из Рыбинска до Твериц - по левому. С 1816 г. по указу консистории для участия в крестных ходах до Рыбинска и Романово-Борисоглебска «на место чудотворной иконы ставился список, украшенный жемчужными ризой и короной».
Многолюдными были крестные ходы с иконой Тихвинской Богоматери из Рождественского монастыря в Ростове. Когда начались эти народные шествия со святыней Рождественской обители - неизвестно. В 1736 г. архиепископ Ростовский Иоаким крестный ход с Тихвинской иконой отменил, но благодаря настойчивости игуменьи Евдоксии, при митрополите Арсении(Мацеевиче) в 1742 г., крестный ход был возобновлен.
Крестный ход с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери отправлялся 1 августа и возвращался в Ростов 8 сентября, к престольному празднику Богородице-Рождественской обители. После божественной литургии и молебна у Тихвинского образа крестный ход шел в Успенский собор, где совершался молебен. Затем крестный ход шел на озеро Неро для водоосвящения, совершаемого в этот день. После этого икону провожали в село Никола-Перевоз. В последующие дни крестный ход по пути в Ярославль останавливался в селах Макарово и Шопша.
В Ярославле после Божественной литургии в Никольском храме икону общегородским крестным ходом переносили в Ярославский кафедральный Успенский собор, где она находилась до 26 августа. В эти же дни ее носили по домам жителей Ярославля. С 26 по 30 августа чудотворная ростовская святыня пребывала в Ярославской Предтеченской церкви, а затем крестный ход шел с иконой обратно в Ростов, но не по большой дороге, а по проселочным, с заходом в села Лучинское, Высокое, Бурмасово, Еремейцево, Заячий холм, Унимерь, Старокобыльское, Великое Село. 7 сентября крестный ход с Тихвинской иконой встречали в Ростовском Белогостицком монастыре. Возвращалась святыня в свою обитель к престольному празднику Рождества Пресвятой Богородицы- после ранней Литургии в Белогостицком монастыре крестный ход с иконой шел в Рождественскую обитель к поздней Литургии.
Во время большого крестного хода со святыней Богородице-Рождественской обители во всех селах священнослужители и жители встречали икону крестными ходами; в домах многих жителей совершали молебны перед чудотворным образом. В шествии с ростовской Тихвинской иконой была одна особенность: в начале крестного хода, после службы в Успенском соборе, икону несли на озеро Неро (в летописях его называют Ростовским озером) для водоосвящения. В этом отражается историческая связь с чудотворной иконой, которая явилась на водах реки Тихвинки.
В деле о смерти игуменьи Иринархии Ростовского Троицкого « в бору» монастыря и назначении на ее место монахини Ростовского Рождественского монастыря Мастридии Тихменевой за 1761 г., имеются сведения о крестном ходе с иконой Знамения Пресвятой Богородицы. «Арсений митрополит Ростовский и Ярославский. Благословляем в …Троицком девич монастыре быть игумениею Ростовского Рождественского девич монастыря монахине Мастридии Тихменевой: при сем же повелеваем для снабдения оной Троицкой обители имеющуюся тамо в предельной церкви на левой стороне царских врат местную икону Знамения Пресвятой Богородицы повсягодно с крестным хождением приносить в Ростов в июле месяце: поднимать же из девич монастыря оную богородичную икону июля «8» дня и за литургию в Борисоглебский монастырь приносить, где переночевав «9» после литургии завечерне в Яковлевский монастырь вносить. А «10» из Яковлевского в Ростовскую соборную церковь за обедню. И быть оной соборной церкви той иконе до «20» июля. А «20» за обедню относить паки в Яковлевский монастырь и стоять тамо до «23» а «23» по литургии в Борисоглебский монастырь к вечерне возвратно приносить и стоять до первого числа августа. А в оное первое число по освещении воды относить в крестном хождении до показанного Троицкого девич монастыря».
В ведомости о настоятельнице и сестрах Афанасьевского монастыря за 1884 г. упоминается о пяти крестных ходах с Чудотворной иконой Тихвинской Божией Матери, а в 1911 г. в архивных документах упоминается уже 7 крестных ходов.
В Угличском Богоявленском девичьем монастыре, согласно архивным документам 70-х гг.XVIIIв., «крестной ход бывает из Угличской соборной церкви в день праздника Богоявления господня по есть генваря 6 дня каждоя год с 771 году по резолюции покойного преосвященного Афанасия Епископа Ростовского.» Более поздние сведения о крестном ходе в Угличском Богоявленском монастыре приведены в книге А.Н. Ушакова: «16 августа, в день праздника Федоровской Божией Матери, вокруг монастыря совершается крестный ход, установленный по особому усердию игуменьи Измарагды в 1871 г., когда свирепствовала в городе холера, а монастырь был избавлен от болезни. В этом крестном ходе участвует икона св.Николая из Улейминского монастыря, которая на этот день приносится из городского собора, где она стоит 10 дней».
В Преображенском Севастьяновском женском монастыре в Пошехонском уезде, особо почитаемой святыней являлись почивающие под спудом мощи основателя обители блаженного инока преподобного Севастиана Пошехонского чудотворца. В 1898 году состоялась закладка каменного храма на месте ранее существовавшего во имя Преп. Севастиана. Мощи преподобного покоились в склепе в виде небольшой часовни в подвальном этаже церкви.
Приведенные выше сведения о почитаемых святынях и крестных ходах в женских монастырях Ярославской епархии в целом подтверждают тезис о том, что почитание и ношение икон являлось частью традиции по прославлению православных святынь, а также утверждение, что чудотворные иконы продолжали рассматриваться как действенное средство защиты от эпидемий, природных катаклизмов. Церковные власти жестко следили за организацией хождений, а для контроля за поступлением доходов выдавали сборные книги. Иногда во время крестных ходов собирались весьма крупные суммы, которые шли на содержание обители, ремонт жилых построек, храмов.