Е.А. Лиуконен
В воскресный день 6 октября 2024 года произошло знаменательное событие для Угличского края и православных христиан – прославление мощей преподобномученицы Анастасии Угличской. Наш древний город обрел новую святую покровительницу, а вместе с тем это событие знаменует неразрывную связь далекого прошлого и современности, преемственность исторической памяти. Об игумении Анастасии, возглавлявшей Богоявленскую обитель в Смутное время, писали местные исследователи XVIII, XIX, начала XX веков. Угличане оберегали могилу на территории одного из домов на старинной улице, почитая как одну из местных святынь. Ныне мощи размещены для поклонения в Богоявленском соборе, а на месте погребения возведена часовня. Эти события – важный повод привести исторические сведения об игумении Анастасии.
В начале XVII века, в период Смутного времени, город Углич затронули события одного из наиболее трагических и тяжелых периодов отечественной истории. В конце правления царя Василия Шуйского (1606-1610) и в период междуцарствия город и окрестности неоднократно подвергались нападениям отрядов польско-литовских интервентов и разных разбойничьих шаек под предводительством А. Лисовского, С. Тышкевича, Я. Очковского, Я. Микульского, Я. Островского, Э. Стравинского, Каменского, Ф. Унковского, И. Баклановского и известного польского военачальника Яна Сапеги. Несколько раз Углич освобождался, менял принадлежность. Основные события пришлись на 1608-1612 гг., но единичные нападения на Углич происходили и впоследствии – в 1615, 1616, 1618 и 1619 гг.
При военных действиях городу был нанесен значительный ущерб – по сведениям местных летописей и сохранившихся документов в тот период погибла или покинула Углич большая часть населения, почти все городские посадские дворы и храмы были разграблены и сожжены. В числе прочих значительно пострадали городские и окрестные монастыри. К началу XVII века в Угличском крае существовало примерно 15 обителей. В Смутное время все без исключения были разграблены и разрушены, впоследствии возрождено лишь 7 монастырей.
В обозначенном ряду угличских обителей пострадал и Богоявленский женский монастырь, первоначально находившийся в юго-западной части крепости-кремля. В начале XVII века его настоятельницей была игумения Анастасия. В период ее правления монастырь разграблен и разрушен поляками.
Имеющиеся сведения об игумении Анастасии преимущественно связаны с событиями Смутного времени. Среди них описанное в местных источниках событие – гибель настоятельницы и насельниц монастыря от рук польских захватчиков. Наиболее ранние сведения содержатся в «Сладкоумилной жалостнейшей повести вкратце» (1), созданной в рамках местной историографической традиции в начале XVIII века. Информация также присутствует в различных вариантах и списках Угличского летописца.
Среди обширного набора текстов, называемых Угличскими летописцами, следует выделить летописцы Серебренниковского типа – «Барсовский» (2) и «Музейный» (3), являющиеся наиболее значительными произведениями местных книжников. «Музейный» летописец («Сказание о преславном и богоспасаемом граде Угличе») создан в конце XVIII века (1792 г.) видным угличским книжником Фокой Серебренниковым (Григорием Дмитриевичем Тихомеровым) и находится в тесной связи с наиболее ценным для исследователей «Барсовским» летописцем («Собрание истории или краткий Угличский Летописец»), созданным во второй половине – конце XVIII столетия.
Следует также назвать Супоневский тип Угличских летописцев, представленный многочисленным набором списков конца XVIII – XIX столетий (4). Это краткий вариант Угличских летописцев, содержащий меньший набор информации и лишенный духовной глубины Летописцев Серебренниковского типа. В основе обозначенных двух типов лежит произведение угличской письменности начала XVIII столетия – «О разорении града Углича, нарицаемаго древле града Угля, статкоумильная и жалостнейшая повесть вкратце», повествующая о разорении Углича в Смутное время начала XVII века.
Все перечисленные варианты Угличского летописца содержат в различных главах упоминания о Богоявленском женском монастыре – сведения о связанных с ним исторических событиях, описание храмов, рассказ о разрушении обители в Смутное время и гибели насельниц.
В XIX веке данная тема получила развитие в трудах местных исследователей Ф.Х. Кисселя, В.И. Серебреникова, Н.Ф. Лаврова, Л.Ф. Соловьева, К.М. Ярославского и других. В их работах зачастую содержатся более полные сведения о разрушении Богоявленского монастыря и судьбе насельниц, возможно, восходящие к неизвестным нам спискам Угличского летописца, памятникам местной историографии.
На основе перечисленных работ можно составить целостное представление о произошедших событиях. Во время одного из нападений на город, после взятия Кремля, враги подступили к небольшому Богоявленскому женскому монастырю. В нем были разграблены ценности, убиты насельницы и укрывавшиеся в стенах обители местные жители. При нападении на монастырь погибли настоятельница игумения Анастасия, 2 священника, 2 чтеца, 35 инокинь, 200 юных девиц и 60 женщин. Деревянные здания монастыря были сожжены, а некоторые тела убитых брошены в Волгу. Позднее оставшимися в живых горожанами тела были извлечены из реки и погребены на одном из кладбищ восточной части посада. В письменных источниках преимущественно сообщается о погребении настоятельницы – игумении Анастасии.
Источники и существовавшая в Угличе историографическая традиция позволяют с высокой долей точности реконструировать топографию средневекового города, выявить сведения о месте погребения.
В «Барсовском» списке Угличского летописца, в главе «О обновлении и обселении града Оуглича по литовском разорении» после описания Воскресенско-Флоровской и Благовещенской церквей обозначен еще один находившийся по соседству храм:
«При том погост, и на нем церковь деревянная старая ветхая – святых Святителей Христовых Афанасия и Кирилла, и с пределом преподобнаго Феодора Студита, которая церковь была при самой дороге Ерославской. И ныне оупразнися, и погост опусте, однако древния гробы явны, и на них верху положенными с надписи белыми дцками…» (досками).
Рядом в надписи на полях (маргиналиях) приведено дополнение: «Зри, что на сем погосте быводревнейшем Афанасиевском и нынешнее последнее время в день неделныи, то есть воскресныи, в лето 7299 (1791) году в июне месеце, егда бысть и вокруг города крестное хождение, в осмом часу дни, огненное пламя возскачущее на гробе блаженныя рабы Божия Анастасии, идеже и цка (доска) белая с подписанием явися, земному праху на воздух взяту бывшу» (5).
В «Книгах писма осмотру о городе Оугличе (по раззорении его) Никиты Федоровича Панина, да писца Государева дворца Наума Петровича и прочих, от лета 7128-го (1620) году», текст которых также включен в «Барсовский» список Угличского летописца, после Благовещенского погоста значится «И вправо от него, к Ерославской дороге, – погост святителей Христовых Афанасия и Кирилла, где и древнее кладбище. И на них церкви древянныя, разграблены, иныя же и сожжены».
В Описи стольника Михаила Федоровича Мезецкого 1663 г. упоминается «церковь деревянная, ветхая – Афанасия и Кирилла Александрийских». В том же источнике упоминаются находившиеся по соседству Благовещенская и Афанасьевская улицы угличского посада (6).
Данные улицы обозначены на фиксационных планах 1784 г., представленных в нескольких документах и публикациях (7). Данная территория являлась северо-восточной частью посада, прилегавшей к берегу Волги, устью Селивановского ручья и Ярославской улице. Благовещенская улица имела дугообразное расположение между Ярославской улицей (перекресток с Окишевой и Федотовой улицами) и земляным валом (участком вала вдоль русла Селивановского ручья). Афанасьевская начиналась от среднего участка Благовещенской, пересекала Ярославскую и шла в восточном направлении к земляному валу, образуя один из выездов с территории посада. По всей видимости, она являлась одним из ответвлений посадского участка Ярославской дороги. На перекрестке Благовещенской и Афанасьевской улиц находилась треугольная площадь, которая и являлась местоположением погоста Святителей Афанасия и Кирилла. В XVIII веке местность Афанасьевской улицы преимущественно именовали Благовещенским перекрестком (8).
Исконная средневековая планировка угличского посада сохранялась до реализации генерального плана 1784 г., в соответствии с которым создана современная регулярная планировка города с прямолинейными улицами и кварталами. При этом прежние средневековые улицы подлежали ликвидации, проводилось тотальное межевание земельных участков в новых прямолинейных стандартных границах. Основные работы по реализации генерального плана были осуществлены в период с середины 1790-х гг. по 1820-е гг.
На рассматриваемой территории был образован 3-й землемерный квартал, ограниченный новыми регулярными улицами: Ярославской, Благовещенской, Фроловской и Корсунской. В настоящее время улицы: Ярославская, Свободы, Островского и Нариманова. Точно идентифицировать место погоста Святителей Афанасия и Кирилла Александрийских помогает план города Углича конца XVIII века, отражающий осуществленную на местности разбивку регулярной структуры с наложением на прежнюю дорегулярную (9).
На обозначенном плане видно, что место погоста оказалось в районе «красной линии» Благовещенской (Свободы) улицы в средней части данной стороны квартала. План Углича 1851-1852 гг. позволяет установить, что большая часть места погоста вошла в состав земельного участка квартала № 29 (при круговой нумерации). При этом участок на углу Благовещенской улицы и Благовещенской площади (№ 1) был обращен к улице протяженной продольной стороной. В настоящее время там расположены дома № 15 и 15а по улице Свободы. Следующий участок (№ 29) обращен к улице узкой стороной. В настоящее время там расположен дом № 17. Именно на данном участке, по воспоминаниям старожилов, находилась могила игумении Анастасии, обнаруженная в ходе археологических раскопок 2015 г. Таким образом, сопоставление письменных источников XVII-XVIII веков и планов города второй половины XVIII – XIX веков позволяет точно идентифицировать местоположение утраченного средневекового погоста.
Археологическое исследование территории, проведенное в 2015 г. Институтом археологии РАН, подтвердило нахождение погоста XVI-XVII веков. В ходе работ на исследованном участке площадью 16 кв. м было зафиксировано 17 погребений, из них 8 детских и 5 взрослых. Среди взрослых погребений лишь одно являлось женским.
Проведенное в 2016-2017 гг. Бюро судебно-медицинской экспертизы Ленинградской области изучение костных останков женского погребения позволило установить возраст в пределах 40-49 лет. При этом было отмечено «длительное прижизненное потребление покойной грубоволокнистой твердой пищи: например, при вегетарианском питании и соблюдении церковных постов». Структура губчатого вещества надколенников и сглаженность рельефа сохранных участков поверхностей может свидетельствовать о длительных нагрузках в данной области – «например, при регулярном исполнении молитвенной позы «стоя на коленях»». «Выраженные изменения надколенников указывают на длительное (годы и десятилетия) воздействие в этих зонах механических факторов, что может указывать на то, что покойная периодически находилась в коленопреклоненном (молитвенном) положении». На черепе было обнаружено три повреждения без признаков заживления, нанесенных «орудием с узкой прямолинейной контактной поверхностью», «лезвийной кромкой рубящего орудия», «травмирующего воздействия тупого предмета». В результате «комиссия экспертов высказала суждение о наступлении смерти от открытой рубленой черепно-мозговой травмы».
Выводы по результатам исследований в целом подтверждают датировку и различные особенности погребения, которые могли быть характерны для настоятельницы монастыря, погибшей в результате событий Смутного времени. Отсутствуют какие-либо противоречия с местной историографической традицией и сведениями письменных источников.
Далее проследим бытование и последующую судьбу Афанасьевского кладбища. По сведениям «Книг писма осмотру о городе Оугличе (по раззорении его) Никиты Федоровича Панина, да писца Государева дворца Наума Петровича и прочих, от лета 7128-го (1620) году» на посаде Углича накануне основных событий Смутного времени насчитывалось около 30 погостов – приходских церквей (10). Приведенные данные актуальны для периода рубежа XVI-XVII веков.
Затронувшие Углич события Смутного времени, в основном пришедшиеся на период 1608-1612 гг. (местная традиция называет 1609 г.), представляли собой серию нападений, набегов различных войск польско-литовских интервентов и воинских отрядов, периодически приходивших для взятия под контроль города либо для банального грабежа. Поэтому по окончании очередного нападения горожане имели возможности произвести погребение убитых, – тем более, занимавших столь высокое положение как игумения монастыря.
Можно отметить, что картина происходивших событий неизвестна в полной мере, во всех подробностях. Но, очевидно, что не нашлось возможности осуществить погребение на территории монастыря в Кремле. Причина могла заключаться в значительном разрушении обители либо в том, что крепость на момент событий была занята врагами.
Вполне логично и понятно, что для погребения было выбрано место, расположенное ниже по течению Волги, в непосредственной близости берега. Оно находилось на расстоянии нескольких сотен метров от крепости-кремля. По линии берега от места событий расстояние составляет примерно пятьсот метров, а напрямую от Кремля до места погребения около шестисот метров.
На данной территории в начале XVII века существовала группа храмов, расположенных на близком расстоянии друг от друга. Это были церкви 1) Собора пресвятой Богородицы и мучеников Флора и Лавра, 2) Благовещения пресвятой Богородицы и 3) Святителей Афанасия и Кирилла (11). При каждой из них могло быть осуществлено погребение игумении Анастасии, но был выбран Афанасьевский погост.
При этом можно отметить, что церковь Флора и Лавра являлась храмом при княжеских конюшнях – хозяйственное подворье могло сохраняться еще некоторое время после гибели царевича Димитрия. Благовещенский храм в период XV-XVI веков в рамках местной историографической традиции мог иметь статус одного из соборов Углича. Афанасьевский храм также относился к числу наиболее значительных посадских церквей. По этой причине кладбища Благовещенского и Афанасьевского храмов в реалиях начала XVII века являлись вполне достойными местами для погребения игумении. Из их числа был выбран последний.
Церковь Святителей Афанасия и Кирилла, судя по приведенным цитатам из источников, вероятно, уцелела в ходе событий Смутного времени. Но в дальнейшем, вскоре после составления Описи 1663 г. была упразднена по причине ветхости.
В Писцовых книгах города Углича 1674-1676 гг. в списке старых церковных кладбищ, оставшихся от упраздненных храмов, значится «Кладбище Афанасьевское у Ярославской дороги – вдоль двадцать сажен, поперег пятнадцать сажен с третью» (43,2х33 м) (12). Можно отметить, что оно действительно располагалось недалеко от дорегулярной Ярославской улицы, которая проходила несколько севернее современной улицы.
После упразднения обветшавшего деревянного храма примерно в 1660-х гг. треугольная площадка кладбища сохранялась в неприкосновенности еще длительное время, бытовали сведения об этом погосте. Например, в «Музейном» списке Угличского летописца, составленном в конце XVIII века, при описании соседних храмов Благовещенского прихода (до 1930-х гг. летний и зимний храмы находились на перекрестке улиц Островского и Свободы, поблизости от церкви Флора и Лавра) сообщается: «Храм Благовещенский… ко внутрь же вдавшася в посадныя жительства и поблизь Афанасьевскаго бывшаго погосту». Там же, как было отмечено выше, описывается чудо, произошедшее во время общегородского крестного хода 3 июня 1791 г., и говорится, что блаженной рабе Божией Анастасии «вернии и поныне поют панихиды» (13), т.е. документально засвидетельствовано сохранение памяти в XVIII веке.
В конце XVIII века там еще сохранялись древние белокаменные надгробия, некоторые из них по содержавшимся надписям относились к началу XVI века. Можно особо подчеркнуть, что Афанасьевское кладбище является одим из немногих средневековых кладбищ Углича, местоположение которого устанавливается с такой степенью точности. Места других церквей и погостов, упраздненных в XVII веке после событий Смутного времени, устанавливаются примерно или неизвестны вовсе. Обозначенный факт свидетельствует о существовавшем на протяжении нескольких столетий почитании игумении Анастасии, постоянном упоминании в различных источниках места погребения.
Немаловажно, что на одной из копий фиксационного плана Углича 1784 г. территория Афанасьевского кладбища отмечена крестиком (14). Для данного документа это исключительный факт, присутствующий лишь в двух случаях. Таким же крестиком отмечено первоначальное место Воскресенского мужского монастыря в районе устья Троицкого ручья. Возможно, было значимо не только прежнее местоположение обители, но и «кладбище родительское» великой старины инокини Марфы (матери царя Михаила Феодоровича), поскольку в Воскресенском монастыре в XVI веке были погребены ее предки из рода Грязновых. Обозначенный факт также является свидетельством особого отношения к Афанасьевскому кладбищу и почитании местным населением игумении Анастасии.
Правда, при последующих событиях – преобразовании города в соответствии с генеральным планом 1784 г. – территорию древнего кладбища не удалось сохранить. Можно отметить, что в рамках средневековых традиций кладбища неизменно находились около приходских церквей – при этом не имело значения расположение на ограниченной территории посада и слобод в непосредственной близости от жилищ горожан. Во второй половине XVIII века на территории города и в ближайших окрестностях существовало примерно 17 церковных кладбищ.
После чумного бунта в Москве, в ноябре-декабре 1771 г. правительством были изданы указы о запрещении хоронить на кладбищах, расположенных в населенных пунктах. Далее, 17 марта 1772 г., в Углич прислан указ Ростовской духовной консистории об отведении для погребения умерших нескольких общегородских кладбищ. 13 июля 1788 г. Ярославским наместническим правлением установлены правила размещения кладбищ на определенном расстоянии от городской жилой застройки (15).
В результате этих мер старинные приходские кладбища на территории города следовало упразднить, но в местных условиях обозначенные указы практически не исполнялись. Как свидетельствуют метрические книги городских храмов, захоронения продолжали производить вплоть до середины 1800-х гг. и лишь затем стали использоваться общегородские кладбища вне пределов городских кварталов.
Реальной мерой, приведшей к упразднению старинных приходских кладбищ, явился генеральный план 1784 г., активный процесс реализации которого происходил в период середины 1790-х – 1820-х гг. При этом территории кладбищ включали в состав храмовых площадей, преимущественно располагавшихся на углу городских кварталов. В одних случаях могли сохраняться обозначения захоронений. В других случаях территории упраздненных кладбищ выравнивали, а каменные надгробия использовали в качестве стройматериалов при церковном строительстве. Известняк могли применять в фундаментной кладке, а также при настилке лестниц и полов.
Если территории приходских кладбищ включали в состав храмовых площадей, то давно упраздненные подлежали окончательной ликвидации. Их территории включались в состав городских кварталов. При межевании соседних обывательских недвижимых имений входили в их границы. Так произошло и с Афанасьевским кладбищем, которое на рубеже XVIII-XIX веков оказалось в границах 3-го землемерного квартала. В результате обозначенных мер Афанасьевское кладбище было ликвидировано, а его местность оказалась в частном владении. При этом могила игумении Анастасии была сохранена, так как пользовалась почитанием местных жителей. Владельцы недвижимого имения, очевидно, не возражали по поводу сохранения могилы и посещения ее паломниками.
В XIX веке владельцами являлись мещане Кривдины. В начале ХХ века имение на короткое время переходит в собственность мещан Шишовых. Затем участок был приобретен Воскресенско-Флоровской церковью, а деревянный дом снесен. В списках недвижимых имений города начала ХХ века на месте № 17 обозначен только земельный участок церкви, соседствовавший с причтовым домом (место №№ 15, 15а) (16).
Далее проследим внешний вид могилы игумении Анастасии. В цитированных выше текстах Угличского летописца упоминается, что обозначением длительное время служила белокаменная плита с надписью. При этом отсутствуют подробные описания, изображения данной плиты, но поскольку она упоминается в текстах XVIII века, очевидно, могла быть установлена в XVII-XVIII веках, – возможно, вскоре после захоронения. Надгробия из белого камня (известняка) были широко распространены в средневековье и в более поздний период. В Угличе повсеместно встречались на кладбищах монастырей, городских и сельских церквей.
Примерно в середине XIX века каменная плита была убрана с могилы, так как приходившие паломники отламывали от камня кусочки. Чтобы сохранить плиту ее перенесли в Воскресенско-Флоровскую церковь и положили в подоконник храма, а взамен установили деревянный крест, который с того времени стал обозначением могилы (17).
Если о старинной белокаменной плите сведений практически нет, то более позднее обозначение могилы представлено в нескольких описаниях. Приведем несколько цитат:
«В недавнее время кем-то неизвестным вместо разрушившегося устроен новый палисад деревянный и крест с местом для лампады, которая почасту возжигается». (Лавров Н.Ф. Путеводитель по церквам города Углича. Ярославль, 1869. С. 50).
«…могила игумении находится на дворе мещан Кривдиных. Она обнесена палисадником, на ней памятник из белого камня, вросший в землю, и поставлен крест, в кресте медная икона Страстной Богоматери, пред которой горит масло, приносимое чтителями убиенной игумении, обращающимися к ней за молитвами и помощию, которые по вере и получают» (Исмарагда, игум. Угличский Богоявленский женский монастырь. Ярославль, 1873. С. 3). Похожие сведения: Ушаков А.Н. Угличский Богоявленский женский монастырь в городе Угличе, Ярославской губернии. Ярославль, 1891. С. 9; Серебренников В.И. Богоявленский девичий монастырь в Угличе // Ярославские губернские ведомости. 1853. – ч. неоф. № 44 (31 октября). С. 456-457).
«Могила игуменьи Анастасии находится на Благовещенской улице, во дворе одного частного дома; в ней почивают останки игуменьи Богоявленского женского монастыря, убитой и брошенной в Волгу поляками...; в настоящее время над могилой поставлен крест, пред которым теплится неугасимая лампада» (Соловьев Л.Ф. Краткая история города Углича. С.-Пб. 1895. С. 67).
«В настоящее время могила игумении Анастасии обнесена деревянным палисадом и на ней поставлен деревянный крест с медною иконою Богоматери и иконою пр. Феодосия Тотемского, пред которыми и горит неугасимое масло, приносимое почитателями убиенной» (Обозрение епархии Преосвященнейшим Ионафаном Архиепископом Ярославским и Ростовским // ЯЕВ. 1888 (28 марта). – ч. неоф. № 13. С. 193-194).
Из приведенных описаний следует, что могила игумении Анастасии была окружена деревянным палисадником, а основным обозначением служил деревянный крест с укрепленными на нем медными иконами Страстной Божией Матери и преподобного Феодосия Тотемского. На кресте также находилась неугасимая лампада, масло для которой жертвовали приходившие паломники.
Таковы основные сведения о внешнем виде могилы игумении Анастасии, основанные исключительно на письменных источниках. Известно, что для поддержания могилы игумении Анастасии немало сделали известные угличские исследователи и собиратели Иван Петрович и Василий Иванович Серебренниковы. Возможно, именно ими были установлены крест и палисадник (18).
В последующее время поддержанием могилы занимались местные жители и представители духовенства, в числе которых были монахини Богоявленского женского монастыря и причт Воскресенско-Флоровской церкви.
В послереволюционный период земельный участок был изъят у храма и снова стал частным владением; там вновь построен деревянный дом. Обозначение могилы, по всей видимости, было уничтожено в период 1920-1930-х гг., но сохранялись холмик и точные признаки места расположения. По воспоминаниям старожилов еще в 1940-1950-х гг. могила игумении Анастасии посещалась монахинями закрытого Богоявленского монастыря. Сведения о расположении могилы преемственно сохранялись. Продолжала бытовать историческая память, отраженная в старинных публикациях.
Примечания.
1) Царе-Углический Летописец. Издание Угличского родословно-краеведческого общества им. Ф.Х. Кисселя. Углич, 2013. С. 7-24; Российская государственная библиотека. Отдел рукописей. Ф. 396. Ед. хр. 25.
2) Царе-Углический Летописец. Указ. изд. С. 25-336; Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль». Рукописный отдел. Ед. хр. Р-48.
3) Царе-Углический Летописец. Указ. изд. С. 337-592; Российская государственная библиотека. Музейное собрание. Ед. хр. 934.
4) Угличский летописец // Труды ЯГУАК. Вып. 1. М., 1890. С. 85-136.
5) Царе-Углический Летописец. Указ. изд. С. 176.
6) Там же. С. 203, 220.
7) РГИА. Ф. 1399. Оп. 1. Д. 866. Л. 1; УГИАХМ. Коллекция «Документы». Ед. хр. Уг/КП-2371, Д-153 (План города Углича 1784 г.); Полное собрание законов Российской империи. Книга чертежей и рисунков: (Планы городов). СПб., 1859. С. 416.
8) Углич. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. М., 1887. С. 77, 136.
9) ГАЯО. Ф. 560. Оп. 1. Д. 120. Л. 1.
10) Царе-Углический Летописец. Указ. изд. С. 201-203.
11) Там же. С. 203.
12) Писцовые книги города Углича стольника М.Ф. Самарина и подьячего М. Русинова 1674-1676 гг. // Труды ЯГУАК. Вып. 2. М., 1892. С. 99.
13) Царе-Углический Летописец. Указ. изд. С. 560, 562, 176.
14) УГИАХМ. Коллекция «Документы». Ед. хр. Уг/КП-2371, Д-153 (План города Углича 1784 г.).
15) ГАЯО. Ф. 77. Оп. 1. Д. 2977. Л. 1-3.
16) УгФ ГАЯО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 867. Л. 119; Д. 1159. Л. 19 об.
17) Обозрение епархии Преосвященнейшим Ионафаном Архиепископом Ярославским и Ростовским // ЯЕВ. 1888 (28 марта). – ч. неоф. № 13. С. 193-194; Лавров Н.Ф. Путеводитель по церквам города Углича. Ярославль, 1869. С. 49.
18) Волжский К. Один из угличских самородков. (Памяти В.И. Серебренникова) // Угличанин. 1907. № 100 (23 декабря).