Евгений Лиуконен
Для нашей местности, исконных территорий Угличского Верхневолжья, характерно длительное сохранение средневековых традиций. Вплоть до рубежа XVIII-XIX веков большинство местных храмов возводилось по эстетическим принципам допетровского времени. Тоже самое можно сказать и о жилом строительстве. Лишь с обозначенного периода новая классицистическая архитектура приобретает господствующее значение. Но типичная провинциальная культурная данность вовсе не исключала блистательных проектов видных столичных архитекторов. Они доходили до угличской глубинки уже во второй половине XVIII века, в каких-то случаях безнадёжно разбиваясь о местные реалии, в других – достигая реализации.
Рассмотрим один из ярких характерных примеров. В августе 1786 года проживавший в Москве отставной лейб-гвардии прапорщик Александр Андреянов сын Лопухин подал покорнейшее прошение на имя архиепископа Ростовского и Ярославского Арсения (Верещагина): «В епархии Вашего Высокопреосвященства, прежде бывшего Углицкого уезда, а ныне в Мышкинской округе, имею я вотчину село Рожествено с деревнями, в котором селе состояло две церкви. Одна каменная во имя Рождества Христова с пределом Пророка Илии, а другая деревянная во имя Пресвятыя Богородицы, нарицаемые Казанские с пределом же Чудотворца Николая, предками той вотчины сооружённая, а каменная тщанием покойной матерью моею, по второму браку ея действительного тайного советника и разных орденов кавалера князь Якова Петровича Шаховского, княгинею Авдотьею Егоровною построенная и в жизни ея довольно церковными утварьми были снабжённые. Но из оных церквей в прошлом 1784 году в ночное время вышеупомянутая деревянная церковь Казанския Богородицы и с приделом вся без остатку згорела. И по усердию моему желаю ныне как исподволь вместо згоревшей построить вновь каменную с пределом Святителя Николая, а настоящую во имя Казанские Богородицы, так и каменную, требующую некоторой поправки, исправить же. Для новой же план и фасад на апробацию Вашего Высокопреосвященства прилагаю. Для которого строения старанием моим и кирпича уже заготовлено до ста тысяч».
Здесь говорится о селе Рождествене «в Кадке», исконно входившем в состав Кацкого стана Угличского уезда, где в XVIII веке существовали каменная и деревянная церкви. Подал прошение представитель знатного дворянского рода Лопухиных, в состав владений которого входило и обозначенное село с деревнями. Впрочем, сам Александр Андреянович – малоизвестный представитель рода. Он был сыном генерал-майора Андреяна Ивановича Лопухина (1693-1755) и Евдокии Егоровны (1719-1781). Его мать была дочерью обер-коменданта Санкт-Петербургской крепости генерал-майора Е.И. Фаминцына, – видимо, от неё унаследовано ярославское имение. Овдовев, в 1758 году она вышла замуж за видного государственного деятеля сенатора князя Якова Петровича Шаховского (1705-1777). Из детей куда более известен Андреян Андреянович Лопухин (1734-1816), возглавлявший московское казначейство. Очевидно, его брат Александр не особо продвинулся по службе, рано вышел в отставку, но был богатым вотчинником.
Далее, испрашивая архипастырское благословение, он писал, что в приходе состоят и другие помещики, но проживают в иных уездах и не соучаствовали в постройке церквей. По превосходному числу крестьян, до тысячи мужского пола душ, «я один господин состою, почему почитаться должен оного прихода села моего главным прихожанином». В прошении Александр Лопухин вроде бы отмечал, что на строительство планирует употребить средства «единственно из собственного иждивения», но с помощью собранных под его наблюдением и рачительством церковных денег. Последнее обстоятельство оказалось решающим в деле, поскольку он настойчиво требовал отстранить от участия в строительстве не только других помещиков, но и священников и причётников, передав всецело в его распоряжение и попечение сбор церковных денег. Иметь в сотовариществе местное духовенство он не желал «по различности характера их со мною», обвинял в корыстолюбии и других грехах, указывал, что представители причта состоят под следствием из-за жалоб, поданных друг на друга благочинному.
К прошению приложены фасад и план каменного храма, который Александр Лопухин планировал возвести в селе Рождествене. Проект примечателен высоким профессионализмом исполнения и нарочитой оригинальностью архитектурных форм. Здание округло-треугольное в плане – боковые фасады с небольшими портиками сведены к востоку под углом. В центре расположена ротонда храмовой части, величественно поднимающаяся над одноярусным объёмом, завершённая полусферическим куполом, фонарём и уплощённой главкой. С востока примыкает овальное помещение алтаря. С боковых сторон смежные с портиками кубические помещения придела и «господской трапезы» – обособленного места помещика. С запада ротонду обтекает полукругом «мирская трапеза», предназначенная для прочих прихожан. К западному ризалиту примыкает крыльцо с четырьмя массивными столбами и арками.
Фасады храма изысканно обработаны прямоугольными нишами, филёнками, лопатками и пилястрами. Привлекают внимание балюстрады и гирлянды, оформляющие окна ротонды; фигурные люкарны купола. Стилистически проект соответствует раннему классицизму и, несомненно, имеет столичное происхождение. Напомним, – на дворе 1786 год. Столь экстравагантные формы, в корне противоречащие традиционному образу православного храма, у большинства прихожан вызвали бы культурный шок.
Данный проект вполне узнаваем – он близко напоминает московскую церковь Георгия Победоносца «на Всполье» на Малой Никитской улице, построенную в 1777-1788 годах на средства графа Г.Г. Орлова, разрушенную в 1933 году. Автором проекта предположительно считается прославленный архитектор В.И. Баженов (1737-1799). О «Трёхосных центрических храмах» сообщается в статьях Е.Г. Щёболевой и А.Н. Яковлева, где обозначены обширный круг памятников и возможные прототипы.
При сравнении Георгиевской церкви «на Всполье» с проектом церкви села Рождествена оказывается, что сходство композиции, пропорций, деталей весьма значительно, если не досконально. Элементы отличия – обработка ротонды московского храма ионическими пилястрами, отсутствие люкарн, карниз дорического ордера на боковых фасадах, более насыщенный декор. Над западным крыльцом возведена колокольня со шпилем. Очевидно, повторение новаторских столичных зданий было распространённым явлением. Александр Лопухин вполне мог приобрести копию чертежей или один из вариантов проекта, чтобы применить в своей вотчине. Но если московский храм был воплощён в камне, судьба сельского сложилась иначе.
9 октября 1786 года Консисторией подготовлена справка о приходе, из которой следует, что имелось 355 приходских дворов, в них 1595 мужчин и 1508 женщин, а обоего пола 3103 души. У просителя имелось 1329 душ. Другим помещикам, бригадирше вдове Елизавете Петровой Лихачёвой принадлежали 77 крестьян, подполковнице вдове Прасковье Фёдоровой Юшковой – 375, майору Николаю Андрееву Тютчеву – 839, майору Николаю Иванову Лаговчинову – 340, поручику Даниилу Данилову Опочинину – 50, князю Ипполиту Фёдорову Мещерскому – 35. Причт двух храмов состоял из одиннадцати человек – 3 священников, 2 диаконов, 3 дьячков и 3 пономарей. Большинство из них, кроме одного священника, дьячка и двух пономарей, находились под следствием в Консистории и в Угличском духовном правлении.
13 октября прошение А.А. Лопухина было рассмотрено. От проницательных взоров членов Консистории не ускользнуло обстоятельство, что на строительство он планирует употребить собранную и впредь собираемую церковную денежную сумму. При этом Консистория не имела власти доверить ему общую церковную сумму «без общего на то всех того села Рожествена приходских людей согласия». В качестве решения предлагались два варианта: 1) построить объявленную церковь по представленному от него плану собственным своим иждивением или 2) представить от прочих приходских людей указную доверенность о вверении ему сборов.
Хотя изъявляемое усердие в таковом благонамеренном деле заслуживало немалую честь и похвалу, очевидно, этим и ограничилось. Оригинальный столичный проект так и не был реализован в селе Рождествене. В дальнейшем в 1804 году прихожане из числа крестьян приступили к возведению новой пятипрестольной одноэтажной каменной церкви значительных размеров, но удобных практичных форм. Работы осуществлял известный подрядчик каменных дел крестьянин Нижегородского наместничества Балахонской округи Пётр Иванов. Далее, в 1848 году, другой подрядчик – крестьянин Ярославского уезда казённой Григорьевской волости села Городищ деревни Пьянова Иван Герасимов Журавлёв – начал строительство сохранившейся до наших дней колокольни.
Впрочем, какими-то судьбами и неизвестными нам путями обозначенный проект в несколько упрощённом уменьшенном виде всё же был осуществлён – за десятки верст оттуда в правобережном селе Иванкове в 1802 году была построена Казанская церковь с тем же округло-треугольным трёхосным планом и венчающей вписанной ротондой.