A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → Забытое прошлое Спасской улицы

Забытое прошлое Спасской улицы

Евгений Лиуконен

Облик Спасской улицы и Успенской площади в немалой степени ассоциируется со зданием бывшей гостиницы купца А.К. Поснова – трёхэтажным жилым домом бледно-розового цвета с массивным угловым эркером (Спасская, 2). Выразительная оригинальная композиция организует скудную архитектурную среду исторического центра, пережившую в 1920-30 годах множество трагических утрат. За свою сто двадцатилетнюю историю здание претерпело немало серьёзных испытаний. Оно является выходцем из куда лучшего периода истории городской среды, одним из немногих уцелевших осколков и важным ориентиром.

Можно вновь отметить, что изначально, в своём исконном местоположении гостиница «Центральная» А.К. Поснова вовсе не выходила фасадом на торговую площадь и не составляла начало правой стороны улицы. Здание располагалось на углу Спасской улицы и Зарядского переулка, а перед ним находился квартал Больших Гостиных рядов, – помимо утилитарной роли, исключительно важных для архитектурного ансамбля города. Облик гостиницы тоже был совершенно другим. Старинные фото позволяют представить краснокирпичный фасад со свободной текучей пластикой модерна, широкими витринными окнами, фигурным парапетом и яркими вывесками. Над башней эркера возвышался купол со шпилем, а между консолями выделялся стильно оформленный вход знаменитого магазина Торгового дома «А. Поснов и Сыновья».

Переделка фасадов в советский период существенно изменила образ здания, сохранив лишь основу композиции. По прошествии более чем столетия крайне сложно представить облик допожарной Спасской улицы – самобытность и фешенебельный лоск деловой части Углича. Гостиница «Центральная» была отнюдь не единственным престижным зданием, а находилась в самой гуще когда-то яркой и насыщенной застройки.

В наше время далее по улице расположена типовая четырёхэтажная хрущёвка. До пожара 1921 года там и на месте домов № 4, 6 находилась многочисленная группа разнообразных зданий, построенных вплотную или с небольшими интервалами. Вслед за гостиницей Поснова находился постоялый двор Пятуниных, занимавший двухэтажный дом в три окна по фасаду с двухскатной крышей. К нему примыкал следующий дом в семь окон, принадлежавший купцам Жареновым. Там среди сдававшихся в наём квартир на рубеже XIX-XX веков размещалась портняжная мастерская Семёна Федоровича Брянцова. Затем, продолжая единую линию застройки, заметно выделялся крупный богато декорированный особняк в пять окон. Над соседними домами он возвышался не только значительным объемом с дворовым антресольным этажом, но и завершавшими глухие боковые стены треугольными брандмауэрами. Он также принадлежал Жареновым и был примечателен некоторыми эпизодами истории.

В первую очередь, можно отметить, что каменный двухэтажный дом для купца 2-й гильдии Николая Аристарховича Жаренова в 1867 году спроектировал ярославский архитектор Александр Калистратович Савельев (1837-1868), который с большой долей вероятности был внуком прославленного баснописца Ивана Андреевича Крылова, сыном внебрачной дочери Александры.

Здание некоторое время служило зимним помещением клуба – так называемого Угличского общественного собрания, учрежденного в 1890 году. Это была общественная организация, обеспечивавшая культурный досуг состоятельных горожан. В уставе перечислялись основные цели: «доставить членам своим и их семействам возможность проводить свободное от занятий время с удобством, приятностию и пользою. С этой целью собранию предоставляется устраивать для своих членов и их гостей балы, маскарады, танцевальные, музыкальные и литературные вечера и драматические представления, выписывать книги, газеты и другие периодические издания, а также приглашать лиц специальных по разным наукам для чтения лекций, которые служили бы к распространению между членами собрания полезных сведений».

Летним помещением клуба служило деревянное здание на территории кремля в Городском саду, а в зимнее время арендовали дом на Спасской улице. Эта давно забытая организация, несомненно, сыграла видную роль в истории края, но в наше время преимущественно сохраняется память об Угличском обществе любителей музыкального и драматического искусства – другом более позднем объединении, возникшем в 1907 году. Также важно отметить, что именно в помещениях Общественного собрания местная публика впервые познакомилась с кинематографом – задолго до специально приспособленных зданий со стационарным оборудованием.

В одной квартир находилась сапожная мастерская крестьянина Александровского уезда Афанасия Александровича Первачёва. На нижнем этаже дома размещалась шляпная мастерская «Пинус и Гольштейн», где изготавливались дамские головные уборы. В рекламных объявлениях сообщалось: «Большой выбор всевозможных новейших фасонов каракулевых шляп, шапок из разных цветных мехов, а также имеются модные фасоны муфт, горжет и капоров». По фасаду дома были высокие арочные окна и фигурный фронтон с лепным декором. Имелась арка для проезда во двор.

Далее по улице располагалось имение Мордасовых, состоявшее из каменного двухэтажного дома в семь окон и более высокого флигеля в три окна с лучковым фронтоном. В разное время там находилось множество различных коммерческих заведений: трактир «Белый свет», булочная, колониальный и обувной магазины, переплётная, портняжная, шапочная мастерские и другие. В 1900-х годах некоторое время там размещалась шляпная «Пинус и Гольштейн».

В следующем имении располагался постоялый дом мещан Пивоваровых. Находившееся далее здание с высоким узким фасадом в три окна и угловой рустовкой принадлежало купцам Шапошниковым, которые содержали мануфактурный магазин. Позднее имение принадлежало Жареновым. Рядом располагался одноэтажный узкий вытянутый во двор краснокирпичный домик с фигурным фронтоном. Им владел мещанин Иван Васильевич Розов – часовых дел мастер.

Череду каменных зданий прерывали три деревянных дома на кирпичных цокольных этажах. Первый принадлежал мещанам Сапожниковым, которые в полном соответствии с фамилией содержали сапожную мастерскую и лавку. Это был традиционный дом в три окна с двускатной крышей. Второй дом с более широким фасадом некоторое время принадлежал кашинским мещанам Колотильщиковым, которые были владельцами самоварного заведения. Следующий обшитый тёсом дом в конце XIX – начале XX веков принадлежал Туркиным (Иудиным), Дружковым, Зиминым – подобно другим имениям Спасской улицы владельцы часто могли меняться. Мещане Дружковы содержали мануфактурную лавку.

Вслед за тремя деревянными домами располагался упоминавшийся в предыдущей статье особняк Алексея Карповича Поснова. Наряду со следующим имением Трутневых он находился на месте многоквартирного дома № 6. После разрушительного пожара 1921 года многочисленные каменные дома так и не попытались восстановить. Затем осенью 1935 года правая сторона улицы вошла в состав «зоны отчуждения» Волгостроя. Несколько уцелевших зданий снесли в тот период. Уцелели лишь дома № 8 и 10, а также в конце 1930-х годов восстановлено здание бывшей гостиницы Поснова.

На данной территории должен был разместиться «эксплуатационный квартал» Волгостроя с комплексом четырёхэтажных домов в сталинском неоклассическом стиле, но до начала Великой Отечественной войны успели возвести только дом № 4, а № 6 достраивался в послевоенное время по изменённому проекту. Квартал так и остался фрагментарным и незавершённым. Если в Рыбинске был создан посёлок ГЭС в виде целостного ансамбля стильных зданий, то Углич забыт и обойдён вниманием.

В качестве итога отметим, что в результате катаклизмов и радикальных перемен ХХ века старинная Спасская улица оказалась одной из наиболее пострадавших территорий Углича. Осуществляемая ныне программа благоустройства имеет немаловажное значение. Например, можно отметить, что вводимая планировка вновь объединила островки исконной исторической застройки – прежней деловой торговой Спасской улицы. Пришедшее на смену унылому асфальту автодороги разнообразное плиточное мощение – не только эстетика современности, но отсылка к традициям прошлого. Подобно прежней булыжной мостовой оно вновь сформировало широкое открытое пространство улицы, возродило респектабельность и доступность одного из важнейших общественных мест.

x
Подписаться на новости
X