A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → Осколки 1-го землемерного квартала

Осколки 1-го землемерного квартала

 

Евгений Лиуконен

 

Старинные фотографии сохранили образы многих мест Углича, чей исконный исторический облик в советское время перенёс масштабные утраты и искажения. Среди территорий, изменившихся в ХХ веке наиболее радикально, правая чётная сторона Спасской улицы. Трагические события эпохи затронули самую гущу исторической застройки – одно из наиболее представительных и уникальных мест, обладавших богатейшим историко-культурным наследием, великолепной архитектурой.

Практически всю протяжённость правой стороны Спасской улицы составлял 1-й землемерный квартал. Именно от него с 1794 года и вплоть до 1920-х годов вёлся счёт нумерации кварталов регулярной планировки города. Сохранились фотографии, представляющие вид от Предтеченской церкви и Воскресенского монастыря в сторону торговой площади. На них видна удивительно протяжённая чётная сторона с аккуратными объёмами каменных и деревянных домов, купеческих особняков. Прямая как стрела линия улицы, ворота и ограды, затейливые фасады создавали на удивление гармоничную архитектурную среду. Сколь радикально она отличается от существующей застройки ХХ века, где четырёхэтажные дома на земляных насыпях поставлены уступами и резко возвышаются над уцелевшими островками исторической застройки!

Планировка прежней Спасской улицы столь же значительно отличалась от современной, как и архитектурная среда. Важно отметить, что до строительства ГЭС в районе парков Детства и «Надежда» размещалось устье Троицкого ручья, – т.е. западнее Предтеченской церкви улица заканчивалась. Далее русло пересекал лишь небольшой деревянный мостик. Живописный храм, окаймлённый небольшой одноимённой площадью, завершал перспективу Спасской и прямую линию 1-го квартала. Кстати, и название улицы происходит от обозначенной церкви, в которой главный престол был освящён в честь Спаса Нерукотворного и лишь северный придел (зимний храм) – во имя Рождества Иоанна Предтечи. От старинного 14-го квартала уцелела лишь застройка Пионерского (Пятницкого) переулка, а прежде были линии домов напротив Воскресенского монастыря и Предтеченской церкви, формировавшие строго геометричную регулярную среду.

При строительстве ГЭС дальняя часть улицы оказалась в «зоне отчуждения», став частью грандиозной стройплощадки. Тогда многие старинные дома были снесены. В 1950-х годах при благоустройстве территории границы прежних кварталов и засыпанное русло Троицкого ручья пересекло продолжение улицы, проведённое от углового ризалита многоквартирного дома № 6 до проходной арки ГЭС. Новая часть улицы размещена под углом к основной линии и выполнена в виде обсаженного деревьями бульвара.

Описанные изменения позволяют сравнить изначальный исконный облик со сложившимся в ХХ веке. На дальнем конце Спасской улицы располагалась Предтеченская площадь с возвышающимся одноимённым храмом. Наряду с устьем Троицкого ручья и Воскресенским монастырем он представлял ещё более раннюю средневековую посадскую среду, органично включённую на рубеже XVIII-XIX веков в новую регулярную. К востоку от храма, вдоль берега Волги размещалась группа каменных домов. Среди них сохранившийся до наших дней № 10. Изначально это был особняк, принадлежавший представителям именитого купеческого рода Зиминых: Михаилу Ивановичу, Василию Михайловичу и Михаилу Васильевичу. Во второй половине XIX века здание было приобретено для размещения земских учреждений – Уездного земского собрания, Земской управы и других. В тот период оно подверглось перестройке – появились высокие арочные окна, портик из тонких полуколонн, фигурные фронтоны и сдержанный лепной декор. Облик фасадов изменился, но уцелел первоначальный Г-образный объём со следами прежних архитектурных форм, заметно отличающийся от угловой пристройки.

Глядя на старинные фото, трудно узнать вросший в землю, рушащийся на глазах старый дом. Высокий, стройный, респектабельный – он заметно выделялся на фоне окружавшей застройки. Крупный объём в десять окон и внушительный облик явно свидетельствовали о нахождении там органов власти, управлявших Угличским уездом с численностью населения более ста тысяч человек. Перед фасадом был аккуратный тротуар с ограждающими столбиками и палисадником. В центре западного фасада находился парадный вход с металлическим навесом. С восточной стороны к углу здания примыкали арочные ворота с полуколоннами.

Далее по улице располагался одноэтажный дом в провинциальном раннеклассическом стиле. Пять окон по фасаду были оформлены типичными для местной архитектуры рубежа XVIII-XIX веков кирпичными рамочными наличниками с прямыми сандриками. В разные периоды дом принадлежал мещанам Некрасовым, священникам Розиным. В частности, Иоанн Розин длительное время служил в церкви Илии Пророка. Его сын Алексей Иванов до рукоположения работал учителем Царёвской (позднее Алексеевской) 1-й церковно-приходской школы. Старинный дом был снесён в 1930-х годах – по «красной линии» зияет пустырь.

Следующий дом № 8 – ещё одна уникальная достопримечательность Спасской улицы. В первой трети XIX века на том месте находились имения Русиновых и Свешниковых. В феврале 1837 года земельный участок, опустевший после пожара 1822 года, приобрёл купец Аристарх Михайлов Жаренов. Каменный особняк в стиле позднего классицизма, вероятно, был построен в 1840-50-х годах. Для оформления фасада могли быть использованы образцовые проекты выдающегося архитектора В.П. Стасова.

На главном фасаде нижний этаж обработан рустом. В кладку перемычек окон среди швов рустовки помещены вытесанные из известняка замковые камни с диагональными выступами. Над подчёркнуто высокими окнами второго этажа чередующиеся прямые и треугольные сандрики на фигурных консолях. Причём, треугольные дополнены веерными замковыми камнями. Строгая композиция полностью исключила типичный выступающий карниз. В его составе лишь тяга над сандриками, широкий гладкий фриз и деревянный подшивной карниз с сухарями-дентикулами. Передний скат крыши дополняет небольшой деревянный фронтон с полуциркульным слуховым окном.

Поздний период строительства определил редкостное совершенство форм – к середине XIX века провинциальные строители блестяще освоили особенности классической архитектуры. Здание выделяется практически столичным уровнем восприятия стиля. Большинство деталей (пояски, сандрики, замковые камни) выполнено из белого камня, что также сообщает добротность и утончённость. Среди образцовых проектов 3-го и 4-го альбомов 1812 года отсутствуют точные аналоги, но имеется множество вариаций композиции с сандриками и строгие карнизы с дентикулами. В прошлом фасад фланкировали по сторонам симметричные деревянные ворота с классическим декором.

Далее через небольшой интервал деревянной ограды находилось соседнее имение, в разные периоды принадлежавшее мещанам Хорхориным, чиновникам Паниным, купцам Трутневым. В частности, происходивший из Романова-Борисоглебска Михаил Александрович Трутнев содержал винный и пивной склады. В начале ХХ века помещение арендовал магазин дамских и детских шляп «Венский шик» И. Сливинского. В составе имения был каменный двухэтажный дом с пятью арочными окнами по фасаду, а слева небольшой флигель. Примечательно, что здания уцелели во время губительного пожара 1921 года, но были уничтожены Волгостроем.

Следующее имение принадлежало мещанам Скорняковым. На исходе XIX века владельцем стал известный купец Алексей Карпович Поснов – содержатель колбасного завода, колониальных магазинов, гостиницы и других заведений. Он построил роскошный особняк с насыщенным декором, фигурным фронтоном и балконом по фасаду. Здание сгорело в конце 1919 года, а далее снесено. Его облик лишь примерно просматривается на старых фотографиях. Ныне на месте имений Трутневых и Посновых расположен дом № 6.

На этом завершим обзор утраченной застройки квартала. Впереди находилось немало других примечательных деревянных и каменных зданий. На Успенской площади направление продолжала стройная линия Малых Гостиных рядов, а слева над домами возвышался изящный силуэт Успенского храма.

При обзоре с Успенской площади перспективу Спасской улицы замыкает величественный Предтеченский храм. Проводимая реконструкция улицы позволила вновь выявить эту особенность ансамбля западной части города, возродив один из наиболее прекрасных видов. Многие десятилетия пребывавшая в захолустном запустении уникальная жемчужина засияла особенным блеском. Введённые с профессионализмом и тактом формы современной архитектуры объединяют осколки ансамбля, придавая историческому центру комфорт и респектабельность, возрождая многие ракурсы и образы старинных фотографий.

x
Подписаться на новости
X