Евгений Лиуконен
В мае этого года было снесено одно из примечательных зданий исторической части Углича – деревянный одноэтажный дом на берегу Каменного ручья, близ автостанции и бывшего рынка (улица О. Берггольц, 10). Казалось бы, рядовой деревянный дом, каковых остаётся ещё немало на улицах нашего города, но обозначенное здание являлось современником введения регулярного плана в начале XIX века, своеобразным образцом местной интерпретации классического стиля в сочетании с традиционным зодчеством.
Рассмотрим историю этого дома, в целом характерную для формирования городской застройки. Исконно данная территория входила в состав посада. Находившийся там дорегулярный квартал имел клиновидную форму, простираясь от края торговой площади до местности церкви Василия Великого. С западной стороны его ограничивала Черенковая улица, с востока – небольшая посадская улица по берегу Каменного ручья. При введении генерального плана 1784 года, в ходе корректур, завершившихся в 1794 году, был образован новый квартал прямолинейных очертаний, ограниченный улицами Каменской, Крестовоздвиженской и Большой Васильевской (ныне – улицы О. Берггольц, Октябрьская и Гражданская). Каменская, следуя руслу Каменного ручья, окаймляла квартал с северной и восточной сторон, образуя на углу протяжённый скос. Прежняя Черенковая улица пересекала территорию нового квартала с севера на юг.
Так появился 9-й землемерный квартал, соседствовавший с Успенской площадью, Филипповским мостом и началом Ярославской улицы. Он формировался постепенно, поэтапно велась застройка разных мест. По Крестовоздвиженской (Октябрьской) улице предполагалось семь земельных участков, обращённых узкими торцевыми сторонами к «красной» линии. Ещё три планировалось на углу Большой Васильевской и Каменской. В 1805 году приходит черед местности в районе скоса – на изгибе Каменской улицы. Там создавались два участка клиновидных очертаний.
16 июня 1805 года был выдан «геометрический план крепостному дворовому месту, отведённому в городе Угличе купцу Ферапонту Васильеву сыну Вознесенскому, которое видно на сём плане в 9-м квартале в пробели и ограничено по краям красною краскою. Мерою ж оное место спереди на ручей Каменной 21, взади поперёк 12, длиннику от набережной ручья Каменного правой стороне 25, левой 40, квадратных 419 сажен». Участок имел размеры 44,8х25,6х53,3х85,3 метров. Площадь составляла 894 квадратных метра. По генеральному плану квартал предназначался для обывательского строения – «в сходственность чего помянутому купцу Вознесенскому оное место для произведения деревяннаго дому на каменном фундаменте и отведено… Строение производить по приложенному при сём фасаду, на точном основании изданных о вновь строящихся городах узаконений».
План был подготовлен угличским уездным землемером, коллежским секретарём Андреем Посниковым. Затем 8 августа по определению общего присутствия угличских городничего и Городового Магистрата предоставлена данная – документ на право владения участком. Там сообщалось, что по освидетельствовании земли, она оказалась доставшейся по разделу после родителя – Василия Андреева сына Вознесенского. Состояла от мест, назначенных на Воздвиженскую улицу, в первом месте. Участок частично занимал соседнюю землю подканцеляриста Михаила Попова, которому требовалось выплатить компенсацию-«удовлетворение». Позади проходила старая дорегулярная Копылова улица. Необходимо отметить, что последняя редко упоминается в документах, – вероятно, её обычно объединяли с более значительной Черенковой улицей.
Получив документы и решив вопросы с соседями, следовало в первый год заготовить потребные материалы, во второй, с позволения городничего, приступить к строению, «а в три года и окончить – под опасением отдачи места другим».
На земельном плане, помимо границ земельного участка помещён чертёж фасада. «По сему фасаду означенной купец Вознесенской должен выстроить наружной деревянной дом на каменном фундаменте, не отклоняясь от онаго нимало и кроме наружнаго украшения и внутренняго расположения, что отдаётся на волю хозяина». Это был приложенный к генеральному плану 1784 года «примерный» фасад № 4, приписываемый возглавлявшему Комиссию о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы архитектору Ивану Михайловичу Лему.
Это был второй по степени простоты проект, предполагавший лаконичный одноэтажный объём в пять окон. Внизу обозначен выделенный красным цветом цоколь. Окна окаймлены рамочными наличниками с прямоугольными выступами в нижней части. Над ступенчатым карнизом четырёхскатная крыша простых форм. На чертеже здание выглядит каменным, но именно по обозначенному «примерному» фасаду и похожему № 5 в период введения генерального плана строилось большинство деревянных домов.
Конкретный эпизод предоставляет возможность проследить видоизменение схемы в ходе практической реализации. Так, можно видеть, что реально построенное здание получило пять окон по фасаду. Наличники дополнены прямыми сандриками с сухариками и резными лучевыми полурозетками. Когда-то их окаймляли филёнчатые ставни. Фасады получили обшивку из необычайно широких досок, вполне реалистично имитировавшую каменные формы. Завершал фасады узкий карниз со слабо выявленным фризом и профилированным выносом. Северный боковой фасад был в три окна. Его задний угол оставлен не обшитым бревенчатым, перетекавшим в небольшую пристройку. Из ската крыши выступал объёмный тесовый чердачок с фронтоном. Так в облике дома строгая классика сочеталась с идущими из глубины веков исконными традициями посадского строительства. Для завершения картины необходимо представить тесовую кровлю и цветную окраску стен – как у каменных домов. Слева располагались ворота.
Примыкавший с северной стороны соседний участок в том же 1805 году отведён купцам Александру и Ивану Васильевым Переславцевым для строительства общего деревянного дома. В 1818-1823 годах по взаимному согласию было проведено перемежевание в пользу Переславцевых. Возможно, именно поэтому сложившаяся разбивка квартала существенно отличалась от изначального проекта. Участок Вознесенских, выбывших из купцов в посадские, оказался небольшим, а дом был построен на границе скоса квартала и прямой линии Каменской улицы.
На основе приведённых сведений устанавливается, что первыми владельцами дома № 10 были купцы, а затем посадские Вознесенские. Примерно в 1821 году Ферапонт Васильев умер. После него осталась вдова с малолетними сыном и дочерью, а имение оказалось под опекой. Позднее оно принадлежало семье чиновников Терентьевых. В материалах переписи 1897 года сообщается, что наряду с домовладельцами там жил канцелярский чиновник Полицейского управления Арсений Михайлов Александровский. Вторую квартиру занимал псаломщик Николай Владимиров Казанский с семьёй. Его сын и дочь как выходцы из духовного сословия имели статус личных почётных граждан. Сын Михаил Николаев несмотря на обучение в Угличском духовном училище работал приказчиком в книжном магазине. Дочь была ученицей швеи.
Застройка тех мест в XIX веке оказывалась куда менее насыщенной, чем в более позднее время. В 9-м землемерном квартале имелись значительные интервалы до соседних домов. Далее по улице Каменской, вверх в гору до улицы Никольской (Пролетарской) практически вся долина Каменного ручья не имела застройки. По этой причине обозначенное здание смотрелось особенно эффектно. Так было и до недавнего времени – эффектная постановка на углу квартала в районе широкой площади, развитый силуэт придавали старинному дому выразительность.
Ещё более важным качеством был старообразный облик, резко выделявший это здание на фоне других деревянных домов. Сколько ещё осталось в Угличе современников введения регулярного плана, впервые построенных на вновь проложенных улицах, своими объёмами закреплявших линии кварталов? Боюсь, что среди деревянной застройки таковых больше нет. Летом 2022 года был снесён дом № 23/29 по улице Ленина – один из характерных и последних примеров деревянных особняков в классическом стиле. Некоторые здания сохраняются в искажённом виде, претерпев неприглядные новодельные перестройки. Приходится констатировать, что это утраченный пласт местной истории, а утрата постепенно, незаметно произошла на наших глазах. Важнейшее событие градостроительной летописи Углича теперь уже не представлено характерными выразительными памятниками.