Евгений Лиуконен
Город Углич известен своей давней историей, участием во многих важных событиях, связью с правившими династиями и значительными личностями отечественной истории. О славном прошлом города напоминают не только тексты летописей и других документов, но и сохранившиеся памятники старины, различные исторические реликвии. Среди них особенно примечательны драгоценные предметы церковной утвари, прежде украшавшие местные монастыри и храмы. Многие из этих предметов являлись именными вкладами представителей знати «на помин души» родителей или родственников, а также царскими пожалованиями. Данные факты свидетельствуют, что местные святыни пользовались известностью и почитанием в масштабах государства, что нашему городу нередко уделяли внимание известные и выдающиеся личности.
В 2007-2017 годах на втором этаже Палаты дворца удельных князей действовала экспозиция «Сокровища Древнего Углича», где были представлены предметы декоративно-прикладного искусства, памятники церковной старины и ювелирного искусства. В ныне действующих экспозициях Палаты и церкви Царевича Димитрия «на крови» также можно видеть комплекс царских вкладов и других исторических реликвий.
В последние месяцы 2018 года в одном из отделов Угличского музея – Галерее «Под Благодатным Покровом» – были проведены значительные ремонтные работы. При этом обновлено оформление интерьеров, а действующая экспозиция живописных и графических работ известного художника С.Б. Симакова (игумена Рафаила) дополнена комплексом ювелирного и прикладного искусства, размещенным в специально изготовленных витринах. В экспозиции Галереи вновь можно видеть «Сокровища Углича» – наиболее интересные и ценные предметы старинной церковной утвари, выдающиеся произведения искусства. При создании экспозиции было уделено внимание не только художественной ценности предметов, но и их связи с историей края. Практически все они имеют собственную историю, заключенную во вкладных надписях и текстах документов.
Священные сосуды, дарохранительницы, напрестольные кресты, оклады Евангелий, другие драгоценные предметы XVII-XVIII веков поражают совершенством форм, изяществом чеканки и гравировки, блеском серебра и позолоты. Это действительно культурные сокровища Углича, сохранившиеся, несмотря на давность лет и перипетии истории.
Конечно, практически каждый из этих предметов достоин отдельного рассказа, но в данной статье коснемся лишь некоторых из них. Среди насыщенных форм более поздних предметов благородной и лаконичной простотой выделяется старинный напрестольный крест, поступивший из Алексеевского монастыря. Сдержанная пластика литых фигур и общий стиль свидетельствуют, что он изготовлен в XVI веке. Деревянная основа креста обложена серебром. Лицевая сторона покрыта чеканным растительным орнаментом высокого рельефа – спирально изогнутыми вьющимися побегами с фигурными листьями. В средней части на малом седмиконечном кресте размещена фигура распятого Христа с полукруглым стилизованным изображением Голгофы. На верхнем конце креста небольшая фигура Спаса Нерукотворного, на боковых – парные поясные предстоящие. На концах средней перекладины в поврежденных круглых кастах голубые смазни неправильной формы. Это стеклянные вставки, имитирующие драгоценные камни.
Напрестольный крест многое пережил за прошедшие столетия – заметны деформации, следы вычинки и утраты деталей. Для Углича он особенно ценен тем, что это один из немногих предметов, уцелевших после Смуты начала XVII века, когда город, его монастыри и храмы подверглись беспощадному разорению. Тогда была утрачена большая часть ценностей, лишь этот крест каким-то чудом избежал общей участи.
Из Алексеевского монастыря происходит ряд других исключительно интересных предметов. Таковыми являются напрестольный крест, потир и дискос – вклад боярина князя Федора Ивановича Мстиславского, сделанный в 1623 году.
В переписных книгах монастыря 1702 года при обзоре ризницы Алексеевской церкви приведена следующая запись: «крест благословящей серебряной вызолочен, распятие чеканное позолочено, с мощми, обнизан кругом жемчугом, а в нем щетом 253 жемчуга…, а на кресте в подножие образ чудотворца Алексея митрополита, ниже образа надпись: «Лета 7131-го году сий благословенный крест дан в монастырь чудотворца Алексия митрополита, что на Углече, боярина князь Федора Ивановича Мстиславскаго по его душе благолепия ради святыя Божия церкви и в наследие вечных благ»; – сосуды церковныя большия серебряные: потир и дискос углами, да 2 блюда круглых, на одном блюде начертание Животворящий крест, а на другом блюде образ Пресвятой Богородицы, звезда и лжица, и копие серебряные позолочены местами…, весу в них 4 фунта 18 золотников».
Эта запись более чем примечательна – она выделяется на фоне других кратких обезличенных описаний богослужебных предметов. Приведен даже текст вкладной надписи. Все это неслучайно, поскольку предметы хранили память о значительной личности отечественной истории, чем монастырь по праву мог гордиться.
Князь Федор Иванович Мстиславский – один из наиболее родовитых представителей аристократии, потомок литовского великого князя Гедимина. Его дед в 1525 году перешел на службу к Василию III, был женат на племяннице государя. Отец, Иван Федорович, по словам царя Ивана IV Грозного, вместе с ним и князем И.Д. Бельским являлся одним из трех столпов Московского Государства. В течение XVI столетия Мстиславские находились на вершине государственной иерархии – являлись видными полководцами, занимали высшие должности. Федор Иванович после опалы отца в 1586 году преемственно занял пост главы Боярской думы и первостепенного боярина. Данное положение он занимал на протяжении более тридцати лет, – невзирая на частую смену государей в период Смуты. Ф.И. Мстиславский являлся крупнейшим вотчинником – ему принадлежали 32 606 четвертей земли, что более чем в три раза превышало владения других богатейших вотчинников. За службу он получал крупнейшее в стране жалованье – 1200 рублей в год.
Ему довелось быть на высших должностях, командовать войсками, но на военном и государственном поприще он, вероятно, не проявил таких выдающихся талантов, как дед и отец. Им, очевидно, была выработана позиция быть стороне от политической борьбы, вовремя занимать сторону сильного. В период междуцарствий он трижды оказывался кандидатом на царский престол, но всякий раз отклонял лестное предложение. Вероятно, этим и объясняются удивительные устойчивость и долголетие. В 1610-1612 годах Ф.И. Мстиславский являлся главой Семибоярщины, в тяжелейший период Смуты номинально возглавлял государство. Сохранилось предание, что патриарх Гермоген призывал его пострадать за веру, встать во главе сопротивления захватчикам, иначе предрекая пресечение корня. Так в действительности и произошло – князь был трижды женат, но все дети умерли в малолетстве. После кончины вдовы и сестры, принявших иночество, все обширнейшие владения Мстиславских отошли в казну. Среди них были Юхотская и Череможская волости Ярославского уезда (ныне территории Большесельского, Мышкинского и Рыбинского районов), есть упоминания о землях и в Угличском уезде.
Князь умер 19 февраля 1622 года. Незадолго до кончины им были сделаны богатейшие пожалования в родовую обитель – московский Симонов монастырь. Очевидно, и угличский Алексеевский не был обойден вниманием. Серебряная утварь могла быть изготовлена по его завещанию и пожалована вдовой.
Драгоценные предметы выделяются совершенством форм, тончайшей сдержанной пластикой. Вероятно, они были созданы в лучших столичных мастерских. Без малого четыре столетия прошло с тех пор и, хотя княжеский дар не избежал утрат, три сохранившихся предмета хранят память об угасшем славном роде, бурном периоде истории. А мы имеем возможность увидеть воочию подлинные исторические реликвии.