Медальерное искусство с давних пор являлось одной из важнейших сфер применения символов и аллегорий. Сдержанные лапидарные надписи, миниатюрные изображения должны были говорить о многом, содержать глубинный и максимально насыщенный смысл. Памятные и наградные медали повествуют о славных победах, событиях государственной важности, выдающихся личностях. В этом заключается их непреходящее значение. В разные периоды язык повествования заметно отличался, но имелись и постоянные элементы. Искусство барокко, классицизма, ампира характеризуется обращением к античному наследию, а потому в нем встречается немало символических деталей, сложных тщательно продуманных аллегорий. Перечисленные черты характерны для многих медалей XVIII-XIX столетий. Рассмотрим несколько показательных примеров из числа экспонатов Угличского музея.
Небольшая бронзовая медаль петровского времени, посвященная основанию Кронштадта в 1704 году, при скромных размерах оказывается наиболее содержательной и сложной. На ее аверсе изображена башня форта «Кроншлот», положившего начало крепости и базе Балтийского флота. На реверсе представлен аллегорический сюжет – на переднем плане справа фигура богини Паллады, опирающаяся на копье и указывающая правой рукой на море. У ног богини различные навигационные инструменты. На дальнем плане морской пейзаж с солнцем и облаками. По морю плывут два парусных корабля, около богини птица-зимородок в гнезде.
Медаль снабжена многочисленными латинскими надписями и цитатами, говорящими о божественном покровительстве крепости. Пояснением аллегории служат слова из поэмы Овидия «Метаморфозы»: «HIBERNO TEMPORE NIDIS INCVBAT ALCYONE, TVM VIA TVTA MARIS» (На море путь безопасен, когда альциона (зимородок) в гнезде своем). Здесь присутствует отсылка к мифу о царице Алкионе, превратившейся в птицу, – благоприятное предвестие для моряков.
Еще ряд латинских надписей размещен на аверсе: «CRONS. CHLOS MEDIA HICME A RVSS. IMP. EXTRVCTA» (Кроншлот среди зимы российским императором построен) – еще одно значение зимородка. И слова другого великого римского поэта – Вергилия: «PALLASQVEM CONDIDIT ARCEM IPSA COLIT» (Сама Паллада защищает крепость ею основанную). Так что, содержание этой медали чрезвычайно насыщенно и многомерно.
Другая медаль выполнена в середине XVIII столетия – в память учреждения поселений в Новой Сербии в 1754 году. Так именовали причерноморские земли, куда привлекались для переселения южные славяне. Если на аверсе помещен поясной портрет императрицы Елизаветы Петровны, то на реверсе снова аллегорическое изображение – все та же богиня Минерва (Афина – Паллада) в латах, с копьем и щитом, указывает рукой на расположенный слева пейзаж. Позади фигуры предметы земледелия (плуг, вилы, коса, грабли) и наклоненный флаг. Слева изображение местности, поросшей кустарником и травой, огороженный сад и расширенный кверху столб с гербовым щитом в картуше, увенчанный двуглавым орлом. Так в системе повествования античная древность соединялась с современностью, классические атрибуты сочетались с бытовыми предметами.
Медали первой половины XIX столетия характеризуются лаконизмом и строгостью форм. Один из часто встречающихся элементов – «столп закона» или сенатский чекан, ставший эмблемой ведомств юстиции. Знак представляет собой каннелированную колонну с надписью: «ЗАКОНЪ». Колонна служит пьедесталом для императорской короны.
«Столп закона» помещен на медали в память коронации императора Николая I (1826 г.). Знак выполнен высоким рельефом. В верхней части «Всевидящее Око», осеняющее корону лучистым сиянием.
Встречались и более сложные построения. В 1839 году была выпущена медаль на 50-летие службы во флоте адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна. На аверсе портрет прославленного моряка. На заглубленном фоне реверса изображение крылатой богини в античных одеждах – аллегории мореплавания. В поднятой правой руке богиня держит сложенные трезубцем колосья, левой рукой опирается на якорь. Позади богини стилизованное изображение античного корабля с веслами, высоко поднятыми носом и кормой. На конце бушприта развевающийся вымпел с надписью: «НАДЕЖДА» (название флагманского корабля кругосветной экспедиции 1803-1806 годов).
В 1826 году отмечалось столетие Императорской Академии наук. В честь этого события также была выпущена медаль. На плоской поверхности реверса изображена сидящая на троне богиня Минерва в античных одеждах и шлеме. Правой рукой держит венок над скульптурным изображением двуликого Януса – божества всех начинаний во времени, прошлого и будущего. В опущенной левой руке Минервы тонкое копье. Справа от трона круглый щит и символ богини мудрости – сова.
Образ греко-римской богини использован и на серебряной медали «ПРЕУСПѢВАЮЩЕМУ», которую вручали выпускникам гимназий. На ней изображена «Стоящая Минерва, в левой поднятой руке держащая светильник, а в правой – лавровый венок. У ног ее – сова и атрибуты наук (свитки и глобус)». Здесь и мудрость, и «ученье – свет» (в виде античного масляного светильника), и почетная награда – лавровый венок в снисходительно опущенной правой руке.
Конечно, перечисленное – лишь малая толика символических изображений, встречающихся на старинных медалях. Эти примеры дают представление о красивом и глубоко содержательном мире символов и аллегорий, связанном как с античной мифологией, так и с повседневной жизнью.Евгений Лиуконен