A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → Село Сергиевское на Кашинском рубеже

Село Сергиевское на Кашинском рубеже

Евгений Лиуконен

Сергиевское – одно из старинных сёл Угличского края, сохранившее храм, где не прерывалась приходская жизнь. Местность уникальна во многих отношениях. Важно отметить, что это часть исконной территории средневекового Угличского уезда, произошедшего ещё из земель княжества. Многие другие территории правобережья – это присоединённые в результате губернской реформы 1777 года земли Ярославского, Ростовского и Переславского уездов. Данная же местность исторически тяготела к Угличу. Она входила в состав сравнительно небольшого пространства правобережной части Городского стана. Несопоставимо более значительная территория, включавшая также Городской стан, Елоцкий, Кацкий, Рожаловский, Койский и Мологский, простиралась в левобережье.

Село Сергиевское хранит память об уроженце тех мест, видном предпринимателе и благотворителе Николае Григорьевиче Григорьеве (1845-1923) – крестьянине Угличского уезда Улейминской волости деревни Ратманово, московском купце 2-й гильдии и потомственном почётном гражданине. После многолетней успешной созидательной деятельности ему довелось пострадать, перенести жестокие лишения в советские годы. В 2000 году Н.Г. Григорьев был причислен к лику местночтимых святых новомучеников-исповедников Российских.

Данная территория, расположенная в юго-западной части Угличского уезда, на Кашинском рубеже, входила в состав владений Троице-Сергиева монастыря (будущей лавры). Местность попадает в орбиту влияния прославленной русской обители в первой половине XV столетия, когда примерно 1410-1430-х годах представитель некого боярского рода Иван Андреевич в память о сыне Даниле жертвует «пустошь Красное, да Онисимково, да Нехтино, да что к тем селищам потягло». Позднее его вдова Оксинья «по повелению мужа своего Ивана дала село своё Прилучьское с деревнями, пожнями, лугами, лесами, с бортью и с тонями волжскими… по душе мужа своего и по своей».

Троице-Сергиев монастырь, получив обширные владения на двух берегах Волги, занимался развитием, обустройством вновь обретённой вотчины, где постепенно возникали новые деревни, сёла, погосты, сельца, починки. Интенсивному привлечению населения, несомненно, способствовал льготный статус монастырских владений, освобождённых от многих видов податей. Правобережная Красносельская сторона прилегала не только к берегу Волги, но и к чрезвычайно важной для Угличского уезда Московской дороге, что также должно было содействовать успешному развитию. Там же традиционно существовала переправа через Волгу.

Населённый пункт с храмом Преподобного Сергия Радонежского, вероятно, возникает в первой четверти XVI века. Упоминание о нём отсутствует в жалованной грамоте угличского князя Димитрия Ивановича Жилки Троице-Сергиеву монастырю 30 сентября 1506 года, но значится в выписи из писцовых книг Семёна Никитича Бутурлина 1536-1537 годов. Там упоминается погост с церковью Сергия Чудотворца, где служил поп Василей Фёдоров. Вместе с ним упоминается починок Гривы. Очевидно, в тот период будущее село находилось в начальной стадии формирования.

Далее в Писцовых книгах 1593-1594 годов Петра Григорьевича Совина и подьячего Петра Микулина в Городском стане Угличского уезда значится «село Сергиевское на Гривах, а в нём церковь Сергей чюдотворец, да тёплая церковь Парасковея, наречённая Пятница, оба древяны, клетцки, а церкви и в них образы, и книги, и ризы и всякое церковное строенье мирское. Да в селе ж во дворе поп, во дворе вдовой поп, во дворе церковной дьячок, во дворе пономарь, во дворе проскурница, да 6 келей нищих, а питаютца от церкви Божьи. Да в селе ж крестьян 14 дворов, да бобыльских дворов 2, 10 мест дворов крестьянских…» Это уже было полноценное довольно значительное село, ставшее в XVI веке центром правобережной части вотчины. Там находились два деревянных храма клетского типа, – что важно, построенных на средства прихожан. При этом прежнее Красное село запустело, а на возникшем вновь погосте Воскресения Христова при деревне Перхурове был новый храм, убранство которого создано на средства монастыря. Село Сергиевское, наряду с основным центром вотчины – левобережными Прилуками, имело административное значение, было ответственно за сбор натуральных и денежных податей в пользу Троице-Сергиева монастыря, выполнение различных повинностей. В числе таковых значились лён, овчина, дрова, сено, хлеб, предоставление подвод, – в том числе, для перевозки рыбы из Белозерского края, тёса из Пошехонья для монастырского строения.

В Писцовых книгах Угличского уезда 1629-1631 годов отмечен уже «приселок Сергиевской на Гривах, а в нём церковь Преподобнаго Чудотворца Сергия древян, клетцки, а в церкви образы и книги, и всякое церковное строение монастырское и мирское». В результате событий Смутного времени местность в немалой степени запустела и обезлюдела, понизился статус села.

В качестве дополнения необходимо пояснить, что гривами традиционно называли возвышенную гряду местности или лесную полосу. Вероятно, местность Сергиевского обладала обозначенными признаками, раз исключительно к ней был применён редкий для Угличского края топоним.

Впоследствии территория стабильно развивалась, восстанавливаясь после бед и разрушений Смутного времени. Дальнейшая история имела оригинальные черты. Петровское время, оставившее неизгладимый отпечаток на всей территории страны, затронуло и обозначенные места. Как известно, вскоре после основания Санкт-Петербурга был заложен Александро-Невский монастырь (лавра с 1797 года), который должен был стать важнейшим духовным центром Северной столицы, стать зримым напоминанием о подвигах и заслугах святого благоверного князя Александра Невского. Обычно сообщается, что для обеспечения новой обители к ней был приписан Валдайский Иверский монастырь со всеми вотчинами. Менее известно, что по указу Петра I от 19 ноября 1714 года к Александро-Невскому монастырю также приписаны все вотчины Троице-Сергиева монастыря в Санкт-Петербургской губернии. Следует напомнить, что Угличский уезд в 1708-1727 годах входил в состав Петербургской (Ингерманландской) губернии, поэтому его коснулось данное распоряжение. Так вотчина и бывшее в её составе село Сергиевское оказались в ведении другой прославленной русской обители.

Примерно в 1715 году состоялась передача. В 1727 году в составе владений числились село Прилуки «с сёлы, приселки и деревнями», а также село Клементьево с шестью деревнями (вторая крупная часть бывшей угличской вотчины Троице-Сергиева монастыря). Там находились 802 двора, 4496 десятин пашни и 143 десятины сенных покосов. В подушный оклад записано 2509 человек, которые должны были платить подати на сумму 1765 рублей (монастырю 794 рубля 70 копеек), а также предоставлять 359 четвертей хлеба (в мерах объёма около 75.350 литров). В ведении Александро-Невского монастыря оказались и рыбные ловли на Волге – в левобережной части протяжённостью 4 версты и 1,5 версты в правобережной. Данное положение сохранялось вплоть до реформы 1764 года – секуляризации монастырских земель. Тогда бывшая вотчина перешла в государственную собственность – в ведомство Коллегии экономии. Это событие стало фактическим освобождением крестьян из крепостной зависимости.

Примечательно, что в 1770-х годах при проведении генерального межевания земель бывшая монастырская вотчина была межёвана вместе с левобережным селом Прилуки и стала частью единой писцовой дачи. Таковыми были «Воскресенское, что в Перхурове, Красное тож, и Сергиевское сёла с деревнями Гребневой, Красной, Маймеры, Нефтиной, Струковой, Ново-Александровской, пустошами Патрикеевой, Кулигами и другими». Они занимали общую площадь 9150 десятин.

Результатом стало интересное явление – правобережная часть вотчины значится в некоторых статистических справочниках как «отошедшая из Мышкинского уезда». Если исконные левобережные территории Угличского края действительно в 1777 году вошли в состав вновь образованного Мышкинского уезда, и Волга служила границей, то правобережная половина бывшей вотчины Александро-Невского монастыря едва ли действительно оказалась в таком статусе. По крайней мере, на всех ранних картах Ярославской губернии местность сёл Красного и Сергиевского неизменно обозначена в составе преобразованного Угличского уезда. Как уже отмечено, казус мог произойти из-за крайне необычного единого межевания вместе с бывшим центром вотчины.

Всё это время, на протяжении XVI-XVIII веков, в селе Сергиевском существовал перестраивавшийся по мере необходимости деревянный храм. Дальнейшая история села связана со строительством новой каменной церкви, осуществлённым в 1792-1798 годах.

x
Подписаться на новости
X