A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → Из истории села Дуброва

Из истории села Дуброва

Евгений Лиуконен

По пути из Ростова в Углич расположено село Дуброво – одно из древнейших селений нашего края. Оно отстоит несколько в стороне от Ростовской дороги, но издали видна возвышающаяся над лесом внушительная и, к сожалению, безглавая колокольня. Она явственно свидетельствует о наличии там значительного храма.

Село известно с XV века. Тогда бытовала другая форма названия – Дубровское, которое, вероятно, произошло от редких для нашей местности зарослей дубов. Ранняя история села напрямую связана с событиями основания Николо-Улейминского монастыря. В середине XV столетия инок Варлаам из Ростова совершил паломничество в итальянский город Бари, чтобы поклониться великой христианской святыне – мощам святителя Николая Чудотворца. Во время паломничества он приобрел икону святого. Возвращаясь на родину в 1460 году, в праздник перенесения мощей 9 (22) мая старец пришел в Углич. Спустя несколько дней Варлаам покинул город. Желая отдохнуть, он остановился в пустынном месте и поставил образ на сосну, а затем никак не мог снять. Далее, по словам Угличского летописца, «прослышав звон к церковной службе в потребное время, изыде ис пустыни, и видев ту реку текущу, нарицаемую Оулейму, и близ селение, именуемое Дубровское, от него же и звон изхождаше. И пришед в село оное, поведая вся бывшая яже о образе». После рассказа о случившемся священник и прихожане направились к иконе, но также не могли снять ее с сосны. Вскоре на месте чуда и явления святого был основан Николо-Улейминский монастырь.

В Писцовых книгах Угличского уезда 1629-1631 годов село Дуброво «на речке на Воржехоти» с прилегавшими церковной деревней Коптево, пустошью Ермаково, починками Выдубок, Борисовым и Микитиным значится в вотчине монастыря. В селе находилась церковь Святой мученицы Парасковеи, нарицаемой Пятницы. Храм был деревянный клетского типа. Он, равно иконы, книги и ризы обозначен как строение монастырское, т.е., вероятно, после событий Смутного времени возводился на средства Николо-Улейминской обители.

В Переписных книгах 1702 года значатся летняя церковь во имя Николая Чудотворца и зимняя – во имя Параскевы Пятницы. Храмы были деревянные с железными крестами, главами, обитыми осиновой чешуей, и крышами, покрытыми тесом «в зубец». В селе в тот период находился монастырский двор с двойной избой, крытой тесом, створными воротами, сараем и сенниками, покрытыми соломой. Кроме того, имелись дворы двух священников, диакона, дьячка, просвирницы и казенного подъячего. При храме также были шесть келий для нищих и вдов. Похожие сведения присутствуют и в описи 1764 года. Можно сделать вывод, что в XVII-XVIII веках Дуброво в большей степени являлось церковным погостом и административным центром территории.

Реформа 1764 года меняет статус монастырской вотчины – бывшие владения переходят в ведение Коллегии экономии, а крестьяне получают статус государственных. Таким образом, население освобождается из крепостной зависимости, территория получает дополнительные возможности для экономического развития. Неудивительно, что вскоре прихожане приступают к строительству значительного каменного храма.

Обычно сообщается, что каменная церковь построена взамен сгоревшей деревянной и сооружалась в два этапа – в 1783 году возведен нижний храм, а в 1800 году верхний. Но выявленные документы свидетельствуют, что история была несколько сложнее. В 1782 году архиепископ Самуил дал храмоздательную грамоту на постройку каменной церкви «о двух департаментах». Первоначально, действительно, был возведен нижний этаж, предназначенный для зимних богослужений. Спустя девять лет прихожане приступают к завершению строительства. В марте 1791 года они заключили договор с угличским купцом Иваном Ивановым Омячкиным на поставку пятисот четвертей обожженной извести «для строения верхней каменной церкви с колоколнею», по цене – 55 копеек за четверть, которую следовало доставлять из Углича от горнов на мирских подводах. Затем 17 декабря 1791 года причт и приходские люди наняли угличских посадских Федора Максимова Бандеева и Федора Елисеева Мурашева за 90 рублей выполнить следующую работу: «имеющуюся в их селе ветхую каменную церковь всю разобрать и с колоколнею до основания своими работниками…, а по разобрании кирпич отдать годный в кладку в грудах же и до нея относить к новой церкви и класть в стопы… А ломку окончить маия к 1-му числу будущаго 792 года, а решетки выбрать генваря в первых числах прежде ломки». Из сказанного можно сделать вывод, что в Дуброве уже была каменная церковь с колокольней, построенная в XVIII веке и быстро пришедшая в ветхое состояние. Перед началом возведения верхнего храма ее решают разобрать для получения дополнительного материала.

Можно предположить, что верхний этаж строил известный подрядчик каменных дел Петр Иванов – крестьянин Нижегородской губернии Балахонского уезда, на рубеже XVIII-XIX веков много работавший в Угличе и округе на наиболее ответственных и значительных подрядах. В 1795 году контракт на строительство усадебного храма в сельце Бурмасове помещиков Кашкиных в числе двух поручителей подписал священник села Дубровы Афанасий Иоаннов. Так что вероятность участия в работах артели каменщиков Петра Иванова весьма велика.

Возведенный ранее нижний храм выполнен в стилистике барокко – имеет на фасадах характерные наличники с лучковыми сандриками. Верхний храм получил декор в стиле провинциального раннего классицизма. Он имеет большие прямоугольные окна, рамочные наличники с прямыми сандриками, карниз с филенками, строгий ритм выступающих лопаток. Но при этом храм сохраняет традиционную структуру, увенчан освященным веками пятиглавием.

В 1800 году строительство верхней церкви было завершено. 24 мая от епархиального начальства получено разрешение изменить первоначально согласованное посвящение главных престолов. В нижнем храме центральный алтарь следовало переосвятить во имя Святителя Николая Чудотворца. Приделы оставались во именование Всех Святых и Великомученицы Параскевы. В верхнем храме были размещены престолы Владимирской и Казанской икон Божией Матери, из которых первый освящен 24 июня. Но отделочные работы продолжались и после завершения. 12 ноября 1804 года священники Симеон Ильин и Петр Алексеев, диаконы Симеон Яковлев, Иоанн Матвеев, церковные старосты крестьяне деревень Шошурки и Никифорицы Никита Ильин, Андреян Макаров, волостной голова крестьянин деревни Вахутино Семен Васильев и все приходские люди заключили контракт с московским 3-й гильдии купцом Григорием Васильевым сыном Машеровым. Подрядчик обязался во Владимирской верхней церкви новый иконостас с резьбой вызолотить на полимент «сплошь червонным самым лучшим золотом» по данному образцу или по примеру придельного иконостаса Ростовского Яковлевского монастыря. Также следовало вызолотить на гульфарбу несколько киотов, фрамугу с резьбой и балдахин над плащаницей. Выполнить работу в течение года, полная стоимость с материалами составляла 4600 рублей.

В составленной вскоре описи имущества сообщалось: «в той новопостроенной верхней каменной церкви иконостас великолепной столярной работы с резными клеймами и разными многими резными штуками. Царские врата резные, на коих вырезано изображение сошествия Святаго Духа самою искусною резьбою, над оными дверьми написана Тайная Вечеря».

Известен еще один интересный документ – условие, заключенное 1 декабря 1853 года между угличским купцом Семеном Григорьевым Шапошниковым и церковным старостой крестьянином Иваном Степановым на поставку семи тысяч пудов обожженной извести «лучшей доброты» для постройки новой колокольни по плану, утвержденному строительной комиссией. – Очевидно, в течение нескольких последующих лет при храме взамен первоначальной колокольни была возведена новая грандиозная четырехъярусная. Позднее, на рубеже XIX-XX веков, был еще один этап работ, когда колокольню оштукатурили цементным раствором, а в трапезной соорудили бетонные рельсовые своды.

Так прихожане в течение более столетия возводили, украшали и перестраивали свой храм, стремясь сделать его более величественным и удобным. И это неудивительно – приход включал многолюдное село, Улейминскую слободу, писчебумажную фабрику и 34 деревни, население которых в начале ХХ века составляло более 3600 человек. Приход церкви села Дуброво являлся одним из крупнейших в Угличском уезде.

x
Подписаться на новости
X