A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → Имение Вороновых, Кошкиных, Серебренниковых, Чуксановых. Часть III

Имение Вороновых, Кошкиных, Серебренниковых, Чуксановых. Часть III

Евгений Лиуконен

В наше время уже сложно представить, что прежний облик дома № 8 по улице Ростовской существенно отличался от знакомого нам. Изначально над центром фасада старинного купеческого особняка возвышался мезонин в пять окон по лицу, завершенный фронтоном. Он придавал зданию внушительный облик и вертикальные пропорции, которых ныне лишен вросший в землю протяженный объем.

На земельном плане 1874 года также обозначено, что объем здания был не прямоугольным, а Г-образным – со двора, с юго-западной стороны находился выступ, увеличивавший протяженность бокового фасада. Правда, задняя дворовая стена имеет целостный карниз, аналогичный главному фасаду – поэтому, можно предположить, что утраченный дворовый объем мог быть одноэтажным. Со двора, вероятно, были и необходимые в быту различные деревянные пристройки.

Об утрате мезонина выявлены следующие документы. 3 мая 1880 года купец Александр Николаевич Серебренников направил в Городскую Управу заявление следующего содержания: «С принадлежащего мне каменного дома, состоящего в городе Угличе, в 11-м квартале, лицом по Ростовской улице, желаю я снять мезонин и сделать новую крышу. Почему, представляя в двух экземплярах фасад, покорнейше прошу Городскую Управу просимую переделку мне разрешить».

Вскоре последовало решение: «1880 года мая 5 дня в Присутствии Угличской Городской Управы, рассмотрев настоящий фасад, к съемке верхнего мезонина с дома угличского купца Александра Николаевича Серебренникова препятствия не находим. С тем, чтоб Серебренниковым были соблюдены правила относительного свободного и беспрепятственного прохода и проезда по улице». В итоге над объемом здания была сооружена единая крыша, а над центральными тремя осями сделан пологий дощатый фронтон с широким арочным слуховым окном. Обозначенная перестройка, несомненно, значительно изменила облик здания – лишила вертикальных пропорций и выразительного центрального элемента композиции.

Внутренняя структура тоже имела оригинальные особенности. В первую очередь необходимо отметить, что северную половину нижнего этажа (в пять осей по фасаду) занимает обширная квадратная в плане одностолпная сводчатая палата. Своды помещения состоят из четырех идущих от стен лотков, опирающихся на центральный довольно тонкий столп. Пяты сводов расположены низко, около оконных проемов выполнены распалубки. Конструктивно это помещение очень напоминает подвал отмеченного ранее общественного дома близ Филипповского моста, построенного в 1806-1807 годах. Сводчатая палата изначально могла использоваться для производственных нужд солодовенного завода, а позднее служить мучной лавкой или пекарней. При этом вход в помещение с улицы сохраняется на историческом месте.

Одностолпную сводчатую палату купеческого особняка можно признать одним из наиболее колоритных и примечательных интерьеров Углича. В силу традиций и консервативного уклада постройка рубежа XVIII-XIX веков имеет вполне древнерусский средневековый облик. Таковой еще более подчеркивает дизайн расположенного в помещении винного магазина – открытая кирпичная кладка сводов и стен с характерной архаичной и чрезвычайно красивой подлинной фактурой. При этом прилегающая южная часть первого этажа имеет обычную планировку и плоские деревянные перекрытия. Но также необходимо учитывать, что на задней дворовой стене здания еще лет пятнадцать назад были видны следы примыкания других сводчатых помещений, – очевидно, это был одноэтажный объем, облик и назначение которого уже невозможно представить.

Интерьеры второго этажа неоднократно перестраивались. В настоящее время имеют коридорную планировку, но в некоторых помещениях еще сохраняются лепные карнизы потолков, старинные кафельные печи и фигурные филенчатые двери.

Земельный участок тоже неоднократно менялся. Изначально имел стандартные размеры – ширину по Ростовской улице 10 саженей (21,3 м), протяженность боковых сторон 42 и 46 саженей (89,6 и 98 м). К середине XIX века недвижимое имение существенно расширилось за счет приобретения соседних земель – получило форму, близкую квадрату (по лицу 30 саженей (64 м)), было дополнено прилегавшим участком со стороны Вознесенской (Первомайской) улицы. Возможно, расширение потребовалось уже в ходе строительства дома, поскольку его объем занимал всю лицевую сторону участка.

Не вызывает сомнений, что неоднократно менялись назначение и застройка территории недвижимого имения. Так, в сентябре 1873 года купеческий брат Александр Николаев Серебренников получил в Городской Управе разрешение на строительство деревянной лавки по Ростовской улице, шириной по лицу 12, а длиной 20 аршин (8,5х14,2 м). Торговая лавка была расположена напротив южной боковой стороны дома. На плане 1874 года отмечены расположенные в глубине участка каретный сарай, баня и другие деревянные служебные постройки. Если в составе имения изначально существовал комплекс солодовенного завода, то к 1870-м годам его сооружения уже утрачены.

В советский период недвижимое имение было национализировано – 1 июля 1920 года изъято у Александра Николаевича Чуксанова. Дальнейшая судьба схожа с соседним домом № 6 – в 1923 году в двух зданиях был размещен Дом крестьянина. Вплоть до начала 1970-х годов они служили, по сути дела, основной местной гостиницей. В 1920-х годах два каменных двухэтажных дома соединили со стороны двора бревенчатым переходом. Затем примерно в середине ХХ века между ними сооружается пристройка из силикатного кирпича, гармонично стилизованная под архитектурные формы дома № 6. При этом, к большому сожалению, были уничтожены боковые фасады зданий, – в частности, интересный профилированный карниз с дентикулами дома № 8.

В помещении сводчатой палаты в позднесоветский период размещался овощной магазин. Затем с 1990-х годов находилось кафе «Погребок». Позднее размещен магазин «Виномания», в интерьере которого найдено удачное оформительское решение открытой старинной кирпичной кладки и стилизованного торгового оборудования.

Еще одной интересной реликвией прошлого являются фигурные кованые перила торцевой пожарной лестницы. Они перенесены с углового балкона дома № 6, выступавшего в Зарядский переулок. Правда, к сожалению, использована лишь часть декоративной композиции. Если прежде балкон эффектно оформлял закругленный угол, то теперь это не более, чем малозаметная, наполовину утраченная деталь – изящная работа старых мастеров.

x
Подписаться на новости
X