A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → Имение Вороновых, Кошкиных, Серебренниковых, Чуксановых. Часть II

Имение Вороновых, Кошкиных, Серебренниковых, Чуксановых. Часть II

Евгений Лиуконен

Продолжим далее обзор истории старинного купеческого особняка – дома № 8 по улице Ростовской, построенного на рубеже XVIII-XIX веков Иваном Васильевым Вороновым (ок. 1768-1851). С сентября 1872 года недвижимое имение в 11-м землемерном квартале по Ростовской улице с каменным двухэтажным домом принадлежало угличскому купцу Александру Николаевичу Серебренникову. После его кончины в 1883 году владельцами были его вдова Мария Алексеевна с сыновьями Николаем и Иваном Александровичами, которые числись во 2-й гильдии. В апреле 1894 года был учрежден Торговый дом «Мария Серебренникова с сыновьями».

В дополнение к ранее приведенному списку деловых предприятий купеческой семьи можно отметить, что, например, в 1890 году они сдавали в аренду временному купцу Николаю Семеновичу Недошивину три комнаты в своем доме под трактирное заведение. Помимо основного помещения там были буфетная и кухня. В 1900-х годах Герасим Ефимов Галкин в имении наследников Серебренниковых содержал пекарню черного и белого хлеба. Торговый дом в то же время вел торговлю мучным товаром на Ростовской улице в своем имении с годовым оборотом 30.000 рублей, но в 1903 году деятельность была прекращена.

С течением времени наступили финансовые трудности. В результате в 1912 году проводилась оценка имения, – очевидно, для судебной продажи за долги. В марте 1913 года недвижимость приобрел угличский мещанин Александр Николаевич Чуксанов, который стал последним владельцем в предреволюционный период.

Можно отметить, что в 1915 году в своем имении он содержал целый спектр коммерческих заведений. Среди них торговля мучным товаром со складским помещением при лавке. Коммерческим предприятием заведовала его жена Александра Федоровна Чуксанова. Приказчиком был Василий Иванович Жуков. Вторым аналогичным предприятием по торговле мучным товаром заведовал сам А.Н. Чуксанов. Приказчики – Ив. Н. Александров и Ив. А. Скорняков. В числе арендаторов по-прежнему числятся Галкины – крестьянка Угличского уезда, Улейминской волости, деревни Пестово Наталья Галкина содержала в доме пекарню с торговлей черным и белым хлебом, которой заведовала самостоятельно.

Таковым было использование каменного дома и других построек недвижимого имения. Далее обратимся к архитектурным особенностям. На геометрическом специальном плане, выданном первоначальному владельцу в ноябре 1799 года, содержался и чертеж фасада. В пояснении говорилось: «Фасад, в сходственность коего означенный Иван Воронов должен постройку дома производить. Наружное украшение и внутреннее расположение здания предоставляется хозяину на волю. Меру же строения и крышу по вышеписанному в плане. Скатов же на соседние дворы не делать, да и деревянного строения в два жила. И крыть самцами не производить, а крыть епанчами, а не конем, без скалы. И все то строение зачинать делать по объявлении с позволения начальства».

Для здания следовало использовать приложенный к генеральному плану города «примерный» фасад № 1, который в серии фасадов архитектора И.М. Лема в условиях уездных городов, очевидно, заменял проект наиболее значительного трехэтажного секционного дома с проездными арками. В Угличе этот «примерный» фасад применялся в 1790-1800-х годах для наиболее значительных двухэтажных купеческих особняков, составляя основу композиции и компоновки объема.

На старинном чертеже представлен двухэтажный прямоугольный объем в семь осей с выступающим цоколем, угловыми лопатками, междуэтажным поясом и венчающим карнизом. Прямоугольные окна оформлены простыми рамочными наличниками. При этом в соответствии с правилами классицизма и местной традицией второму этажу отводится доминирующее значение.

Крыша простая четырехскатная со схематично представленным низеньким ограждением – парапетной стенкой. В пояснении к чертежу специально оговаривалось: «скатов же на соседние дворы не делать... и крыть самцами не производить, а крыть епанчами, а не конем, без скалы». Большинство формулировок в документах прописывалось по типовым стандартам, но в данном случае можно видеть изложение своими словами примененных к местным особенностям строительных правил того периода. Основная их суть заключалась в противопожарных мерах, для чего запрещались некоторые традиционные типы конструкций крыш.

Среди них двухскатные крыши на бревенчатых фронтонах-самцах, а также слеговые безгвоздевые конструкции, завершенные коньковым брусом. Правда, таковые едва ли было возможно применить к крупному каменному зданию в классическом стиле. Вместо них предписывалась четырехскатная вальмовая крыша, видимо, для большей понятливости обозначенная традиционным древнерусским названием – «епанчей». Понятно, что в большинстве случаев в Угличе на рубеже XVIII-XIX веков бытовали не железные, а тесовые кровли. При этом запрещалось применять берестяной прокладочный слой – «скалу», который помимо хорошей гидроизоляции был пожароопасным.

В экспликации к генеральному плану Углича приводились следующие пояснения: «Партикулярныя каменныя домы могут строить против вновь строющихся городов по представляемым при сем примерным фасадам под № 1-м, 2-м и 3-м, какие в которых кварталах Господин Генерал Губернатор по состоянию тамошних граждан назначит… по желанию ж хозяев дозволить строить и выше сих фасад наилутчим украшением».

«Примерные» фасады определяли пропорции и основу композиции в рамках канонов классицизма. При этом дозволялись некоторые изменения и дополнения декора. Во многих случаях простая схема в руках заказчиков и артелей каменщиков преобразовывалась в весьма насыщенную композицию, формируемую обширным набором архитектурных деталей. В данном случае для дома купца И.В. Воронова был выбран сдержанный вариант, правда, тоже отличавшийся от «примерного» фасада.

Объем здания более протяженный – в девять осей. На плоскости фасада, лишенного лопаток и междуэтажного пояса, выделяются прямоугольные окна, из числа которых более высокие проемы второго этажа дополнены верхними и нижними филенками. Мерные ряды окон и филенок формируют простую геометричную композицию. Единственная объемная фигурная деталь – завершающий карниз, который помимо полочек и профилированных тяг содержит ряд выступов-дентикул. Подобные карнизы, выполненные из тесанного или фигурного кирпича, характерны для местной архитектуры раннего провинциального классицизма 1790-1800-х годов. Аналогичную композицию имеет и южный боковой фасад в шесть осей. Таким же был и утраченный северный боковой фасад.

По принятым в период преобразования городов правилам, дом № 8 по улице Ростовской мог быть построен примерно в 1799-1804 годах. Хотя, конечно, в реальности временные рамки могли быть и несколько смещены. При наличии достаточных средств каменные здания нередко строились в течение двух лет. Также иногда отделочные работы могли быть растянуты на более длительный срок.

Близким аналогом рассматриваемого здания можно признать расположенный неподалеку (ул. Ярославская, № 1) бывший общественный дом близ Филипповского моста (Галерея «Под Благодатным Покровом»), фасад которого также обработан прямоугольными филенками и первоначально имел карниз с выступами-дентикулами. Он был возведен в 1806-1807 годах в русле тех же градостроительных стилистических традиций – наиболее активного этапа реализации регулярного генерального плана Углича.


x
Подписаться на новости
X