A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → Ростов в работах фотографов первой трети XX в. (по материалам коллекции негативов ГМЗ «Ростовский кремль»).

Ростов в работах фотографов первой трети XX в. (по материалам коллекции негативов ГМЗ «Ростовский кремль»).

Леонова Елена Анатольевна, хранитель отдела хранения фондов, 

Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», г. Ростов.

Конференция «Музей в культурном пространстве исторического города» 2021 год

Одним из важнейших источников по истории второй половины XIX-XX вв. являются фотодокументы. В собрании ГМЗ «Ростовский кремль» имеется обширная коллекция фотоматериалов, включающая собственно фотографии, видовые открытки и негативы. Фонд «Негативы» насчитывает более 60 тысяч предметов, в основном это негативы на гибкой полимерной основе, но около 2 тысяч – на стеклянных фотопластинах.

Следует отметить, что тема истории фотографии и фотодела не нова. В масштабах Ярославского региона к ней обращался ряд исследователей[1], фотографии из собрания Ростовского музея неоднократно использовались в качестве источников[2]. Фотонегативы (т.е. оригиналы фотодокументов) становились предметом специального исследования значительно реже[3], к ростовскому собранию негативов обращались А.Г. Мельник и другие сотрудники «Ростовского кремля» (работы еще не опубликованы)[4].

Целью данной работы является выявление из общего собрания стеклянных негативов тех, которые непосредственно касаются Ростова, и определение круга сюжетов и тем, к которым обращались фотографы в конце XIX-первой трети XX вв.

Поскольку фотоснимок становится фотодокументом при наличии сведений о его происхождении, авторстве и другой информации, позволяющей его идентифицировать, первостепенной задачей является атрибуция собрания негативов[5].

В настоящее время выполнена первичная атрибуция значительной части фонда негативов по следующим категориям:

– общая характеристика носителя с определением технологии изготовления;

– автор, непосредственный создатель предмета;

– место и дата съемки;

– источник и способ поступления в музей.

Сложность состоит в том, что большая часть негативов поступила из числа ранее незаинвентаризированных предметов, хранившихся в музее со времени их изготовления в 1920-1930-х гг.; по неизвестным пока причинам учетная информация не была перенесена в новые книги. На некоторых предметах сохранились нанесенные тушью или при помощи небольших бумажных наклеек номера старых Книг поступлений указанного времени и (или) инвентарные номера.

Для части негативов с проставленными номерами удалось установить авторство и частично содержание снимков – так как в КП указано (не не всегда), от кого были приняты пластинки, их количество и, чаще всего, только тема съемки всей партии поступивших негативов.

Датируются данные негативы концом XIX в. – серединой 1930-х гг., (наиболее ранние 1890-х гг.), есть начала XX в., самые поздние были созданы в 1939 г. В музей они поступали в 1920-1930-е гг.. когда, собственно, и начала формироваться коллекция. Одно из первых известных нам поступлений - серия снимков Петровской экономии, принадлежавшей А.А. Титову, а также городские виды, снимки храмов и их интерьеров (все это поступило в 1925 г. из собрания А.А. Титова.

Негативы, датируемые началом XX в., на сегодняшний день не имеют авторства – на некоторых из них нанесены старые учетные обозначения, но по ним пока не удалось атрибутировать предметы, либо никакой маркировки на них нет вообще. Как следует из справочника 1899 г., в Ростове в это период работали только А.П. Орлов и Т.Л. Панов[6]. Возможно, что кто-то из них мог быть автором снимков имения Титова и других кадров этого времени.

Кроме указанных, в собрании Ростовского кремля есть 11 дореволюционных негативов с видами Ростова. Как мы знаем из Книги поступления, «из собрания А.А. Титова» в музей в 1925 г. одномоментно поступило «65 негативов, изображающих постройки и сельскохозяйственные орудия в имении Петровское. Ростовского уезда, иконы собр А.А. Титова и церкви Ростовского уезда»[7] - их нам еще предстоит найти и атрибутировать.

Сейчас в фонде музея есть негативы с видами улиц и площадей дореволюционного Ростова (Ил. 1) – к примеру «Рождественская площадь. Нач. XX в.» – на снимке мы видим площадь, снятую от кремля, заполненную гуляющим народом. На переднем плане запряженные в телеги лошади. В перспективе справа Тихвинская церковь девичьего монастыря, слева - пожарная каланча и Крестовоздвиженская церковь, уничтоженная впоследствии). На других дореволюционных кадрах – отдельные здания: деревянный двухэтажный дом с резными наличниками, дом А.А. Титова (ил. 2.).

Гораздо многочисленнее коллекция более поздних снимков. Вероятно, в 1920-1930-е гг. фонд фотографии считался вспомогательным и имел второстепенное значение – основной задачей музея являлось комплектование фондов оригинальными предметами декоративно-прикладного искусства и художественными ценностями. Однако по старым книгам поступлений прослеживаются эпизодические пополнения музейного собрания фотографиями уже в самом конце XIX в. (тематика съемок была близка профилю музея или связана с личностями, имеющими к нему отношение). В какой фонд их определяли, из старой учетной документации неясно. Негативы, однако, начинают поступать только в 1920-е гг., с конца 1920-х гг. прослеживаются их массовые поступления, в основном, это работы в рамках различных экспедиций, производившиеся в том числе по заказу музея. В конце 1920-х гг. в музее существовал Отдел фотографий и зарисовок. Поступающим туда предметам присваивался шифр «Ф.З.»[8], но до какого времени данный отдел действовал в структуре музея, пока неясно. Существует старая инвентарная книга Отдела Фотографий с шифром «Ф» (велась она в 1935-1938 гг.)[9] – в нее входят записи о поступлении и фотографий, и негативов. В отличие от записей в КП, когда обозначалось общее количество и тематика негативов, автор и размер, сохранность, в инвентарной книге указана тематика серии поступивших снимков и – значительно реже – созданы попредметные записи.

Фототека в этот период пополнялась за счет работ музейных сотрудников[10], либо внешних специалистов, работавших по договору. Из числа приглашенных самой видной фигурой, был, безусловно, ярославский фотограф Иван Артемьевич Лазарев (1865-1933). Из 898 единиц основного фонда его авторство удалось установить пока у 10 негативов (хотя 29.12.1925 г. «от фотографа Ивана Артемьевича Лазарева (Ярославль) поступило 194 единицы фотографии и негативов - куплено за 191 р. 2 к.)»[11], а в 1929 г. – еще 62 негатива и отпечатка к ним[12]. Это виды Ростова, в т.ч. с колокольни утраченной ныне Благовещенской церкви, интерьеры храмов. (Ил. 3).

Неотъемлемой частью фотообраза Ростова являются его церкви и монастыри (многие из них были утрачены или перестроены). Съемку архитектурных памятников производили, профессиональные фотографы И.А. Лазарев и С.Ф. Агафонов, а также и Д. Агафонов (о нем мы кроме инициала ничего пока не знаем). Фотосъемки проводились по заказу музея перед «ликвидацией» монастырей и храмов, музейные сотрудники стремились хотя бы таким способом сохранить их внешний вид, интерьеры, отдельные фрагменты внутреннего убранства (Ил. 4).

Съемка производилась с земли, но довольно часто фотографы забирались на высокие точки (кремлевские башни или колокольни храмов) и тогда получались снимки с панорамными видами улиц и высотными доминантами – многочисленными храмами (Ил. 5).

В жанре портрета и городского пейзажа работал потомственный фотограф М.А. Орлов (1877-1930, сын ростовского фотографа А.П. Орлова)[13]. В собрании музея – негативы 1920-1930-х гг. с фиксацией реставрационных процессов в Самуиловом корпусе бывшего архиерейского дома (Ил. 6). Перед зрителем – груды мусора, высокий культурный слой и приспособленные под жилье и различные учреждения здания бывшего архиерейского дома, а также реставрационные процессы, протекавшие в это время на памятниках.

Стремлением сохранить – очевидно – уходящую натуру объясняется обращение фотографов к этнографической съемке: музейные сотрудники в ходе этнографических экспедиций фиксировали уходящую действительность не только в деревне, но и в городе – в разные годы производилась съемка на ростовской ярмарке (Ил. 7). Объектами фотофиксации становились и карусели, и торговые ряды, и даже театральные представления.

Параллельно с этим фотографы сохраняли и новые приметы времени: магазин, Дом крестьянина в Ростове, субботники, производственные процессы в цехах фабрик Рольма и кофе-цикорной, на Ростовском хлебзаводе и пекарне артели Инвалидов (Ил. 8). Большая часть таких документальных снимков принадлежит М.А. Мордвинову. В 1930-е гг. он работал в фотоателье[14], одновременно производя и документальную фотосъемку городских событий

Со второй половины 1920-х гг. нарастает увлечение документальной стороной фотографии, обусловленное желанием зафиксировать преобразования, происходившие повсеместно в нашей стране. Новому руководству страны важно было запечатлеть, отразить свои победы в деле мирного устроения – отсюда и многочисленные постоянные фоторепортажи о политических съездах, разного рода «конференциях и слетах», крупных стройках, колхозном строительстве, портреты ударников производства и т.д. Как ничто иное, репортажная фотосъемка призвана была помочь в пропаганде достижений советского правительства. На негативах из собрания музея запечатлены участники Ростовской районной партконференции (Ил. 9) агроконференции и слеты колхозников-ударников, главные советские праздники - 1 мая и 7 ноября. На снимках мы видим украшенные к праздникам здания - милиции и даже кремля (Ил. 9) Украшали, разумеется, портретами Ленина, Сталина, Калинина, Энгельса, плакатами и многочисленными лозунгами. Перед зрителем – толпы народа, наполнившие бывшую Рождественскую – уже Советскую – площадь, ул. Пролетарскую, колонны демонстрантов, духовой оркестр, праздничные арки, обязательный показ достижений: идущая по улице колонна, впереди которой на высоких шестах несут модели самолета и дирижабля, агиттрактор с транспарантом о достижениях советского государства (Ил. 10). Есть в собрании музея серия негативов «Антивоенная демонстрация детей»: на снимках колонна детей (многие - босые), построенных стен кремля, в руках у них антивоенные лозунги: «Да здравствует Красная армия - защита от врагов капиталистов» и др. (Ил. 11).

Кадры с праздников и демонстраций, в том числе поступали из Ростовского Уездполитпросвета – как, к примеру, негативы, изображающих революционные праздники и вскрытие мощей в г. Ростове[15]. (Ил. 12). На снимке Советская площадь, снятая от Рождественского монастыря: справа здание пожарного депо с каланчой, левее – дома, на которых читаются вывески «Вторая советская аптека», «Парикмахеръ». Слева направо идет колонна солдат в шинелях, впереди – всадник (Первомайский праздник 1920 г.)

Как видим, одним из направлений деятельности фотографов – и в дореволюционный период, и в советский – была видовая съемка. Благодаря ей до нас дошли многие исчезнувшие или измененные памятники архитектуры и их интерьеры, искаженные городские ландшафты. К примеру, мы можем видеть церковь Исидора Блаженного до реставрации 1950-х гг. и сравнить с современным состоянием памятника (Ил. 13).

На более поздних кадрах с митингами, демонстрациями и праздниками в основном представлены, конечно, главные локации города – Советская площадь и улица Пролетарская.

Таким образом, негативы указанного периода представляют собой результат архитектурной съемки, видовой и репортажной (документальной). На кадрах запечатлены как уникальные объекты города, ключевые точки для Ростова, делающие его узнаваемым среди прочих городов – его многочисленные храмы и монастырские комплексы, ансамбль бывшего архиерейского дома, озеро Неро, так и типичные события, являющиеся хоть и значимыми в тот исторический период, но одинаково происходившие в других городах государства: митинги, демонстрации, слеты и т.д. Ценными фотодокументами, являются снимки промышленных интерьеров фабрик и производственных процессов 1920-1930-х гг., позволяют реконструировать те или иные процессы, происходившие в разное время в городе, различные стороны жизни Ростова.


[1] Александровичюс О.В., Ерохина С.В., Полякова О.Б. К вопросу об истории формирования коллекции фотографий Угличского музея // Сборник докладов международной конференции «Фотография в музее», 2021 г. СПб., РОСФОТО, 2012 г. С. 147-150; Гузанов Е. Ярославль через фотообъектив // Северный край, 1995, 17 мая; Илларионова И.Л. Ростов Великий в творчестве фотографа И.Ф. Барщевского // Материалы конференции «История и культура Ростовской земли» 2000 г. Ростов. 2001. С. 192-195;Костюченко К.В., Никонов С.В. Фотографы и фотографические ателье Ярославского края (вторая половина XIX-первая половина XX вв.): справочник: в 2 т. Ярославль: Издательское бюро «ВНД». 2019; Никитина П.А. Обзор коллекции фотографии из фондов Ярославского музея-заповедника // Сборник докладов международной конференции «Фотография в музее», 2021 г. СПб., РОСФОТО, 2012 г. С. 65-72; Панфилова Н.В.. Из истории появления фотографии в Ярославском крае (1850-е гг. – 1903 г.) // Краеведческие записки. Вып. 8. Ярославль, 2005. С. 520–525; Чукарев А. Первые ярославские фотографы // Северный край, 1997, 3 августа.

[2] Крестьянинова Е.И., Никитина Г.А. По старинным улицам Ростова. Издание 3-е, переработанное и дополненное. – М., 2019, 208 с.; Мельник А.Г. Уничтоженные храмы Ростова Великого. М., 2008. 288 с.

[3] Абдураманова С.Н. Бахчисарай в фотодокументах в 20-30-е гг. ХХ в // Культура народов Причерноморья. 2012. № 228. С. 17-19; Андреева Е.А. Коллекция фотонегативов Александра Васильевича Адрианова в Томском областном краеведческом музее // Вестник Томского Государственного университета. Культурология и искусствоведение, 2019. № 36. С. 196-203.

[4] Мельник А.Г. Храмовые иконостасы конца XVII-XIX века Ростова Великого. Каталог. СПб., Пушкинский дом, 2012. 288 с.

[5] Методические рекомендации по приему и описанию фотодокументов, в том числе в цифровом виде. Государственное казенное учреждение новосибирской области «Государственный архив Новосибирской области». Новосибирск. 2016. 133 с. С. 8.

[6]Вся Россия: Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации:
Торгово-промышленный адрес-календарь Российской империи —
Санкт-Петербург: А.С. Суворин, 1899. Т. 1. С. 664.

[7] Ростовский Базовый Музей. Книга поступлений № 13. Л. 153. КП 4705

[8] АДМ-478. Отчет о работе музея за 1926-1927 гг. Л. 4 об.

[9] Ростовский Государственный музей. Инвентарная книга Отдела Фотографий. Книга № 1 Фото-архив. 1935-1938 гг.

[11] Ростовский Базовый Музей. Книга поступлений № 14. Л. 33. КП 50280.

[12] Ростовский Базовый Музей. Книга поступлений № 14. Л. 134. КП 51057

[13] Костюченко К.В., Никонов С.В. Фотографы и фотографические ателье Ярославского края (вторая половина XIX-первая половина XX вв.). Т. 2. С. 114.

[14] Костюченко К.В., Никонов С.В. Фотографы и фотографические ателье Ярославского края (вторая половина XIX-первая половина XX вв.). Т. 2. С. 114.

[15] Ростовский Базовый Музей. Книга поступлений № 13. Л. 153. КП 47050.

x
Подписаться на новости
X