Евгений Лиуконен
Резной декор старинных зданий – одна из важнейших составляющих облика Углича и вместе с тем один из наименее изученных вопросов местной культуры. Глядя на пока ещё многочисленные традиционные деревянные дома, безусловно осознаёшь, что филигранное пропильное кружево подзоров, пилястр, наличников, светёлок, их совершенное композиционное построение достойны тщательного всестороннего изучения.
Но кто занимался этими вопросами? Деревянной застройке и особенностям резного декора уделили крайне малое внимание исследователи архитектуры, подготовившие издания по Угличу. Они осуществили лишь предварительное изучение. В 1950-х годах Иван Николаевич Потехин выполнил графические рисунки и акварели, где в свободной манере или в виде чертежей запечатлел детали зданий. Хотя число рисунков невелико, но его вклад можно признать наиболее значительным. Некоторые угличане и заезжие путешественники фотографировали деревянные домики, но никто не осуществил целостную комплексную работу. Если в Мышкине стараниями В.А. Гречухина собрана огромная коллекция наличников и других элементов декора, то наследие Углича безвозвратно уходит, никем незафиксированное и неизученное. Конечно, время упущено – в большинстве случаев уже нет поколений, помнивших строительство домов. Но хотя бы запоздало можно попытаться сделать некоторые выводы.
Можно ещё раз повторить, что в местных условиях резной декор деревянных домов – сравнительно позднее явление, получившее широкое распространение лишь на рубеже XIX-XX веков. Слабое экономическое развитие города в тот период не способствовало активному строительству. В Угличе, в отличие от соседних городов, практически не встречаются образцы стиля модерн – ни индивидуальные работы, ни воспроизведение типовых проектов. В малой степени и запоздало проявилась эклектика и другие стилистические направления – фактически можно говорить о единичных памятниках. Но тем актуальнее их значение и необходимость сохранения!
В окружении рядовой застройки выделяются здания, возведённые по индивидуальным проектам. Среди них здание первой Городской публичной библиотеки на Успенской площади. Фасад ранее построенного деревянного дома был выполнен в течение нескольких месяцев второго квартала 1897 года – непосредственно к открытию. Автор проекта – происходивший из Углича архитектор Николай Николаевич Казанский (1858-1914). Здание библиотеки – яркий образец неорусского стиля. По дощатой обшивке выполнен сложный насыщенный декор, включающий резные колонны, наличники с треугольными кокошниками и свисающими «полотенцами», резные многочастные подзоры. Сложная пластическая проработка содержит прямоугольные ниши оконных проёмов, постаменты колонн, различную компоновку деталей, поясков и карнизов. В составе декора применены фигурные объёмные и накладные детали, пропильная резьба.
Ещё одним ярким образцом неорусского стиля является дом купцов Евреиновых на улице Ярославской (№ 9), возведённый в начале 1890-х годов. Здание состоит из двух смежных объёмов с различиями в структуре и декоративном оформлении. Последнее включает наличники с треугольными сандриками, композиционно объединённые с поясками и лопатками. Многочастный карниз состоит из глухих объёмных деталей и двух рядов ажурных пропильных подзоров. Над лопатками помещены фигурные консоли. Не менее насыщенно, разнообразно оформление фронтонов и парадного крыльца. Слишком сложно словами описать великолепие форм – здание по праву следует признать одним из наиболее ценных элементов городской застройки, определяющих облик Углича.
В качестве итога можно отметить, что деревянные здания, построенные по проектам профессиональных архитекторов, характеризуются большей целостностью и логичностью композиции, в составе которой декор является частью единого общего замысла. Этим они отличаются от образцов народного искусства, где при совершенстве пропорций декор всё же выполняет более самостоятельную и формальную роль украшений. Даже при насыщенности форм композиция зданий, как правило, оказывается более упрощённой, ограниченной в наборе деталей.
Ещё один пример неорусского стиля – дом Ожёговых на Пятницкой площади (Советская, № 5, 1907 год). Для него характерна свободная компоновка фасада. Декоративное оформление включает наличники, подзоры и детали светёлки (пропильные доски фронтона и перила). Примечательно, что изначально светёлке планировалось придать древнерусскую бочкообразную форму, но в итоге выбрали более утилитарное решение. Также следует вспомнить дом купцов Завьяловых на Благовещенской площади (улица Свободы, № 9, 1911 год), поражавший необычайной насыщенностью, изяществом и утончённостью резного убранства, – своеобразными формами наличников, широких кружевных фризов и великолепной светёлки с трёхгранным выступом и фигурными килевидными навершиями. Но один из наиболее ярких и художественно-совершенных образцов исторической застройки Углича был варварски уничтожен в 2014 году.
Здесь отметим важную характерную особенность местного деревянного зодчества рубежа XIX-XX веков – одновременное бытование элементов профессиональной архитектуры и народного искусства. Первая далеко необязательно связана с индивидуальными проектами. Были распространены и различные типовые проекты, и копирование образцов, которые становились источниками форм. К числу таковых, несомненно, относится несколько типов наличников. Один из наиболее характерных распространённых образцов – плоская широкая рама с угловыми выступами и накладными вставками пропильной резьбы. Завершение составляет треугольный сандрик с широкими плечами и профилированным карнизом. В поле сандрика вписан сектор розетки в форме веера. Пропорции и рисунок деталей отличают данный тип от классических образцов. Нередко в них ощущается влияние модерна.
Одни из лучших наличников описанного вида украшали фасад дома № 8 по улице Островского. Ещё один великолепный образец – декор дома № 13 по улице Ростовской. Выразительные крупные наличники дополняет пропильной фриз, состоящий из кольцевидных и крестообразных элементов.
Также были распространены наличники без пропильного декора, состоящие из профилированных тяг и накладных дощечек. В различных вариациях они воспроизводят классицистический наличник с прямым сандриком на консолях. Вероятно, лучший образец данного вида – наличники дома № 39 по улице Октябрьской.
Ещё один распространённый тип – наличники с пропильным подзором под прямым сандриком и завершающими ажурными гребнями. Замечательным образцом был декор дома № 21/29 по улице Февральской. Выразительные роскошные наличники органично дополняли классическую композицию более раннего деревянного особняка. Сохранялись первоначальная тесовая обшивка, карниз с дентикулами и рустовка углов. Но его фасады были полностью уничтожены в 2011 году – на смену художественному совершенству пришёл безликий сайдинг, превративший старинное здание в неприглядную коробку.
Довольно часто резной декор тесно сочетал особенности народного искусства и разработок архитекторов, поэтому порой слишком сложно провести границы разных типов и полноценно выявить характерные особенности. Можно вспомнить внушительный деревянный дом № 48 по улице Ленина, утраченный в 2013 году. По его карнизу проходил широкий фриз из вертикальных пропильных дощечек. Эффектными и выразительными были наличники с пологими лучковыми сандриками, подзорами и сплошным кружевом пропильных вставок. До второй половины 1930-х годов дом стоял в 17-м квартале на Песоцкой площади, принадлежал Коровниковым, содержавшим перевоз через Волгу. Поблизости (улица Февральская, № 22) ещё сохраняются руины похожего двухэтажного дома Жолудевых, до Волгостроя стоявшего на той же Песотской площади, в 18-м квартале. Наличники являлись уникальным для Углича образцом стиля эклектики.
С сожалением приходится констатировать, что деревянная застройка Углича – маловостребованная и неоценённая часть местного культурного наследия. Велик список утрат, понесённых и в последние годы, и в предшествующие десятилетия. К великому сожалению, мы совершенно не осознаём огромной ценности самобытного богатства, которым пока ещё обладаем. И здесь не имеет значения идёт ли речь о рядовых домах или обладающих художественно-совершенным резным декором фасадов. И те, и другие в равной степени одинаково идут под снос или подвергаются искажающим перестройкам.