A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → Музейная реставрация: подведение итогов

Музейная реставрация: подведение итогов

Евгений Лиуконен

Наступление нового года – всегда яркое и запоминающееся событие. Когда завершилась череда праздников можно подвести итоги, вспомнить о некоторых ярких эпизодах ушедшего 2020 года. Он был непростым в жизни Угличского музея, но отмечен достижениями, успешным осуществлением намеченных планов. Как известно, одним из видов музейной деятельности является реставрация. Только за последние десять лет было отреставрировано более пятисот предметов. Старинным вещам, за время бытования получившим ряд повреждений и утрат, придан экспозиционный вид.

В 20-х числах декабря произошло знаменательное событие – были возвращены после реставрации в Суздальском художественно-реставрационном училище предметы коллекций «Керамика, фарфор» и «Металл». Для Угличского музея это событие стало настоящим новогодним подарком, важным итогом. Длительное сотрудничество с известным учебным заведением (филиалом Санкт-Петербургского государственного института культуры), с работающими в его стенах высококвалифицированными специалистами принесло многие замечательные результаты, которые хорошо известны посетителям экспозиций и временных выставок.

Рассмотрим некоторые из числа отреставрированных предметов. Среди них парные бронзовые подсвечники в стиле ампир, первой половины XIX века. Их круглые основания окаймлены рельефной гирляндой из пальметт и цветов. Выше, над рифлёным пояском расположен гладкий шар, на который опираются три львиные лапы основания стояна. Сам стоян выполнен в виде расширенной кверху колонны. На её верхней части закреплены маскароны в виде трех объёмных бараньих голов с пышной гривой и изогнутыми рогами. Быть может, они содержат отсылку к мифу о золотом руне, свидетельством чего служат и позолота, и расходящиеся лучи. Завершение каждого подсвечника округлое с перехватом, переходящее в цилиндрическую чашечку для свечи с рифлёными поясками и расширенными краями.

Детали имели жёлтый цвет потемневшей позолоты, а плоскости основания и стояна были покрыты тёмно-зелёной краской. Наличие осыпающегося красочного покрытия стало наиболее дискуссионным и сложным вопросом. Было выяснено, что краска имеет позднее происхождение – нанесена в ХХ веке. Консультации со многими специалистами и поиск аналогов позволили установить, что подсвечники изначально были покрыты тёмной патиной. В результате проведённых реставрационных работ предметы не только очищены от загрязнений и продуктов коррозии, исправлены деформации, но и приобрели изысканный благородный облик – золочёная деталировка сочетается с гладким чёрным патинированным фоном.

Другие металлические предметы менее блистательны, но не менее интересны. Среди них чугунная гиря весом один пуд. Подобные гири в форме восьмигранной усечённой пирамиды с рельефными поясками и кольцеобразной ручкой бытовали в XVIII веке – со времени Петра I до Павла I, когда были введены гири сферической формы. Они предназначались для взвешивания различных предметов, купеческих товаров и входили в состав стандартных наборов. Пудовая – одна из наиболее крупных. Обозначенная гиря имеет интересную историю происхождения, связанную с другим аналогичным предметом. В 1972 году один ленинградец путешествовал на пароходе по Волге. В городе Плёсе увидел валявшиеся на улице две явно старинные гири – 1 пуд и 0,5 пуда. Он взял их с собой на пароход, а во время стоянки в Угличе решил передать в местный музей. Так предметы оказались у нас и пополнили комплекс старинных весовых гирь.

Ещё один предмет – кованая накладка для ставня XVIII века, происходящая из дома Меховых, – известного памятника деревянного зодчества. Накладка выполнена из полосы железа с угловатыми выступами в средней части и круглыми завершениями на концах. Казалось бы, обычный утилитарный предмет, но ему придан выразительный эстетичный облик. Так, одно из завершений имеет зубчатые края и выбитые по окружности бугорки. По краям накладки волнистая кайма из точек. При реставрации предмет был очищен от ржавчины – стала чётко видна выразительная фактура металла.

В числе отреставрированных предметов чугунный нагревательный утюг и форма для выпечки печенья. О последней скажем особо. Старинный предмет напоминает привычные нам формы для выпечки с раскрывающимися створками и длинными ручками. Створки чугунные прямоугольные, с внутренней стороны покрытые рельефным выпукло-вогнутым орнаментом – два равноконечных креста с разомкнутыми двойными обрамлениями. На концах ручек проволочный запор. При реставрации обозначенные предметы тоже были очищены, выполнены стабилизация очагов коррозии и консервация. Результатом стал облик близкий первоначальному.

Была отреставрирована многочисленная группа керамических и фарфоровых изделий. К числу наиболее интересных относится красноглиняный кувшин с узким вытянутым горлом, витой ручкой и туловом с барельефными изображениями шести совмещённых мужских лиц. Есть что-то гротескное и чудовищное в тесно сомкнутых лицах с общими глазами и щеками, разнообразной мимикой, индивидуальными чертами и формой носов. Каждое второе лицо снабжено тонированными черным цветом окладистыми усами. На лбы, переходящие в завершение тулова кувшина, нанесены изогнутые тяги, отделяющие декоративную антропоморфную часть от функциональной.

Примечательно, что в собрании музея есть ещё один похожий кувшин, имеющий близкую композицию, но покрытый голубой поливой. Узнаваема ручка из витых жгутов – только плетение более крупное. Почти идентично трубообразное горло с наклонным расширенным сливом и орнаментальной вставкой на лицевой стороне. Но есть и отличия, – если основание первого кувшина напоминает шею, то у второго оно более функционально. На боковых сторонах тулова размещён герб Великобритании – разделённый на четыре поля овальный геральдический щит, увенчанный короной, по сторонам фигуры льва и единорога. Вполне узнаваемы схематичные мелкие детали. Оба кувшина явно имеют одно происхождение. В их облике немало восточного, но весьма вероятно и британское происхождение. В XIX веке в европейских странах изготавливалось немало оригинальных стилизованных предметов.

Было отреставрировано фаянсовое блюдо с яркой росписью. Проведённая исследовательская работа позволила установить, что это чаша для пунша, изготовленная в Китае в технике «Famille Rose» (розовая семья). Для данной техники характерна роспись непрозрачными надглазурными красками. Характерны и орнаменты – крупные цветы пионов и другие мелкие соцветия на изогнутых стеблях, представленные во многих вариациях утончённого восточного искусства. Они покрывают внешние полусферические стенки. Внутри на чистом белоснежном фоне тоже размещены цветы. Орнаментальный бордюр окаймляет верхний край. И даже на дне размещён цветок – как будто незавершенный, подмалёвок красно-оранжевой краской. Сосуд сохранил отметины от столовых приборов – в нём действительно подавали пунш, разливаемый по бокалам.

Среди отреставрированных предметов обширен набор фарфоровой чайной посуды. В их числе полоскательница – чашеобразный предмет, служивший для ополаскивания стаканов и чашек, сбора использованной заварки. Она имеет фигурное тулово с округлым основанием и расширенной воронкообразной верхней частью. Орнаментальная роспись включает позолоту и цветочные картуши на синем фоне. Внутри белизну фарфора оттеняет золотой орнамент.

Целая группа предметов происходит из усадьбы Шишкино дворян Тучковых. Среди них чашки и блюдца, заварочные чайники, созданные на известных фарфоровых фабриках – Гарднера в Вербилках, А.Т. Сафронова в Богородском уезде, А.М. Миклашевского в Черниговской губернии. Предметы отличаются изяществом форм, затейливыми росписями с позолотой и орнаментацией.

Интересен заварочный чайник в китайском стиле, снабжённый необычной дугообразной ручкой. Внешние поверхности покрыты насыщенным восточным орнаментом, исходящим из крупных цветов в основании носика и с противоположной стороны. Пышный ковёр прерывают клейма в форме веера. В них на фоне гористого пейзажа представлены бытовые сцены из жизни отшельника.

Перечисленные предметы – лишь одни из многих, чья реставрация была завершена в декабре прошлого года. Со временем они займут место в экспозициях музея.

x
Подписаться на новости
X