A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → Расцвет каменного зодчества

Расцвет каменного зодчества

Евгений Лиуконен

Период второй половины XV – XVI веков был весьма плодотворным в развитии местного зодчества. При князе Андрее Большом была реконструирована крепость – по сути дела создан архитектурный ансамбль Угличского кремля, включавший каменный собор, обширный княжеский дворец и военные укрепления. Велось строительство за пределами крепости, известны незавершённые проекты. После опалы и гибели князя каменное строительство не прекратилось – возводились храмы в наиболее значительных монастырях; существовала, по крайней мере, одна каменная палата на посаде, на Воскресенской улице. На протяжении значительной части XVI столетия Углич был вполне успешным городом, способным вести монументальное строительство. Но большая часть созданного тогда, как известно, стало жертвой перипетий Смутного времени – было разрушено при военных действиях и разграблении города.

Смута начала XVII века словно подвела жирную черту в каменной летописи Углича. На раннем этапе восстановления города обширное каменное строительство велось в Алексеевском монастыре. Благодаря активной деятельности настоятеля, старца Мисаила, в обители в 1620-х годах была возведена Богоявленская церковь с трапезной, хлебней, казённой палатой и шатровой колокольней. Одновременно возводится трёхшатровая Успенская «Дивная» церковь – прославленный шедевр древнерусского зодчества. Но столь блестящее начало не имело достойного продолжения – Алексеевский монастырь так и остался сравнительно небольшим.

В городе на протяжении большей части XVII столетия отсутствовала возможность вести каменное строительство. Ситуация меняется в 1670-х годах – тогда на средства ростовского митрополита Ионы Сысоевича возводится величественный ансамбль Воскресенского монастыря. Живописные храмы обители и сейчас производят сильное впечатление, определяют облик западной части города. Сложно даже представить какое впечатление они производили на современников! Сколь высокими и внушительными казались пятиглавый собор на подклете с галереей, приделами и четырёхъярусная звонница! В Угличе никогда не существовало ничего подобного. Лишь деревянные стены и башни кремля были сопоставимы с их грандиозным масштабом.

После столь заметного события каменное строительство начинает приобретать широкое распространение. В течение 1680-1690-х годов строятся каменные храмы в Алексеевском и Богоявленском монастырях, в кремле церковь Царевича Димитрия «на крови», в западной части посада церковь Рождества Иоанна Предтечи «на Волге». В 1700-х годах возводится городской Спасо-Преображенский собор. Вероятно, на рубеже XVII-XVIII веков строятся не имеющие точной датировки церкви Николы Подстенного (Успенского прихода) и Рождества Христова (Филипповского прихода). Затем в соответствии с царским указом от 20 октября 1714 года о запрете каменного строительства по всей стране, кроме Санкт-Петербурга, строительная деятельность приостанавливается и вновь возобновляется со второй половины 1720-х годов.

У многих авторов, писавших об Угличе, сложилось представление о расцвете местного зодчества в XVII веке, но с этим мнением едва ли можно в полной мере согласиться. С одной стороны, в тот период были созданы выдающиеся произведения древнерусского зодчества. Но, с другой стороны, каменное строительство было еще эпизодическим – в тот период лишь формировались основы местной архитектурной школы. Яркий расцвет по-настоящему самобытной архитектуры, наделённой региональными особенностями, пришёлся на период XVIII – начала XIX веков. В то время тоже создавались интересные значительные произведения, но их изучению препятствует огромный объём утрат, понесённых Угличем в 1920-1960-х годах.

В 1720-1770-х годах активно строились каменные посадские церкви, заменявшие прежние деревянные. Каждое десятилетие велось строительство нескольких храмов. Всего было возведено около девятнадцати церквей: Корсунская (1730), Василия Великого (1727-1730), Царевича Димитрия «на поле» (1728-1734), Петропавловская (1730-1735), Николосухопрудская (1735-1758), Вознесенская (1740-1742), Благовещенская (1744), Воскресенская кладбищенская (1744), Ильинская (1748), Введенская (1749), Воскресенско-Флоровская (1748-1762), Николопетуховская (1758), Пятницкая (1759-1764), Николопесоцкая (1761), Леонтьевская (1764-1778), Крестовоздвиженская (1775), Казанская (1769-1778), зимняя Печёрская Благовещенского прихода (1775-1779). Позднее – на протяжении 1780-1840-х годов – храмовое строительство продолжалось в рамках регулярного плана и новой городской среды. Результатом столь активной деятельности стало создание множества художественных произведений, формирование живописной панорамы, определявшей самобытный и колоритный облик города.

Помимо церквей строились каменные дома. В XVIII веке на торговой площади были возведены здания архива и богадельни, но в середине века каменные посадские дворы исчислялись лишь несколькими единицами. К 1790-м годам насчитывалось около 25 домов на фоне более девятисот деревянных.

Казалось бы, каменное строительство второй половины XVII-XVIII столетий заложило мощную основу городской среды, которую следовало только развивать и приумножать, но дальнейшие обстоятельства сложились иначе… Начиная с 1780-х годов в Угличе вводился генеральный план, определивший радикальное изменение планировки. Важно понять, что ансамбли монастырей, приходские церкви и дома строились в рамках исконных средневековых улиц, которые определяли расположение, наилучшие точки и ракурсы для обзора. Подобные вещи, несомненно, учитывались строителями. В новых условиях посадские дома нередко оказывались внутри кварталов. Для храмов создавались открытые площади, но их восприятие всё равно менялось, терялись прежние особенности.

Приведём некоторые примеры соотношения старой и новой планировочной среды. Главный въезд в Углич был с западной стороны – по Московской дороге. Преддверием города служила Входо-Иерусалимская слобода, которой вовсе не случайно дали такое название. Мимо Николосухопрудской и Петропавловской церквей к торговой площади вела большая улица, которую именовали Петровской, Петровским берегом (по расположению речки Шелковки). Ей отчасти соответствует участок ул. Ленина (Московской) до ул. 9 Января, но дальнейшая трасса застроена. Николосухопрудская церковь, когда-то встречавшая путников, оказалась на задворках.

В районе Сенной и Лесной торговых площадей, имевших куда меньшее пространство, чем современная площадь, пролегали Кожевенная и Нижняя Успенская улицы. Вслед за ними улица Скокова спускалась к Большому Красному мосту через Каменный ручей, который находился севернее современного Филипповского – где-то между Музеем быта и Галереей «Под Благодатным Покровом». Далее за ручьём начиналась Мостовая улица, соответствовавшая Ярославской. В её начале (на месте парка Победы) находились Филипповская и Вознесенская церкви. Одно из ответвлений Мостовой улицы поворачивало в юго-восточном направлении и переходило в Масляную улицу. На этом участке располагались дом Серебренниковых (ул. Ярославская, 14) и Крестовоздвиженская церковь, гармонично связанные с линиями дорегулярных улиц. Их исконное расположение прослеживается на одной старинной фотографии.

Можно вновь привести ранее затрагивавшийся пример – для Богоявленского монастыря лицевой стороной служила западная, выходившая на одноимённую большую посадскую улицу. Смоленская (Богоявленская) церковь к ней была обращена представительным западным фасадом с двухъярусной галереей, крыльцом на два схода и шатровой колокольней. Рядом находились каменные Святые ворота.

Ансамбль Воскресенского монастыря изначально был вписан в четырёхугольный квартал и имел фронтальное восприятие, – а не диагональное, как стало в условиях регулярного плана. Южный фасад стоящей по соседству Предтеченской церкви был обращён вглубь квартала, образуя внутренний дворик, фланкированный Симеоновским приделом и крыльцом. Вдоль западного и северного фасадов пролегали посадские улицы – именно эти стороны являлись главными.

В условиях регулярного плана фактически не претерпел изменений Алексеевский монастырь, возвышающийся на Огневой горе. Вдоль его южной стороны прослеживается древняя Шилова улица, а вдоль западной – Вотский переулок. Для Углича это редкий пример сохранения значительного фрагмента исконной среды. Лишь немногие древние памятники сохранили изначальное восприятие, обусловленное планировкой.

x
Подписаться на новости
X