Евгений Лиуконен
Западная сторона исторической части Углича сравнительно невелика по территории, но насыщенна историко-архитектурными памятниками, уникальными достопримечательностями. Немалая часть исторического пространства была утрачена либо искажена при строительстве ГЭС во второй половине 1930-х годов, но несмотря на утраты и разрушения территория остаётся богатой культурным наследием.
Композиционным центром западной части Углича является Советская площадь, исконно именовавшаяся Воскресенской и Пятницкой. Живописная громада Воскресенского монастыря и внушительная купеческая усадьба «Зимин двор» формируют основу архитектурного облика. В этом году завершается благоустройство местности. Многие угличане, вероятно, с удивлением узнали, что в нашем городе есть ещё одна площадь – помимо Успенской. Что она тоже способна стать важной точкой притяжения, местом для общественных мероприятий и отдыха. К сожалению, на протяжении многих десятилетий она являлась площадью только по названию. На её территории не было ничего, кроме луговины и тропинок. В недавние месяцы горожане и гости Углича уже успели оценить эстетичное и удобное благоустройство, включающее мощёные площадки и дорожки, изящные фигурные фонари, ровные газоны и долгожданный фонтан. В прошлом пустынная и как бы не существовавшая площадь стала яркой и многолюдной. Масштабные качественные изменения – важный повод обратиться к её истории.
В древности примерно в тех местах находилась некая Старая площадь, но её статус и назначение конкретно неизвестны. В начале XVII века там упоминаются церкви: «ружной храм. Святой великомученицы Параскевы, нареченныя Пятницы», Страстотерпца Христова Георгия и Сошествия Святого Духа. Поблизости, в сторону торговой площади располагались подворья монастырей: Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского, Покровского, Калязинского, Архангельского, Воскресенского, Учемского и Николо-Улейминского, а также, вероятно, уже тогда – подворье ростовских архиереев, построенное на случай приездов в Углич, а также выполнявшее административные и хозяйственные функции. Возможно, Старая площадь являлась одним из городских торгов, расположенных на территории посада, но впоследствии её значение было утрачено.
При разорении города в ходе событий Смутного времени Георгиевская и Духовская церкви были сожжены, но Пятницкая уцелела. В Писцовых книгах 1674-1676 годов значится деревянный храм клетского типа с трапезной и папертью, об одной главе. При нём «колокольница» на столбе с четырьмя колоколами общим весом 3 пуда 23 гривенки. Очевидно, исконно Пятницкий храм был одной из посадских приходских церквей. В Писцовых книгах помимо двора священника упоминается «владычный… домовой двор митрополита Ионы Ростовского и Ярославского – вдоль двора его и огорода 25 сажен без чети, поперёк 20 сажен». Вероятно, на том этапе Пятницкая церковь только соседствовала с подворьем, но вскоре становится домовым храмом.
Важным событием истории тех мест становится строительство каменного ансамбля Воскресенского монастыря в 1670-х годах. В Угличском летописце сообщается: «А землю под монастырь он, Иона митрополит, покупал у посадских ту жителей на свои же денги по доброй воли». Вероятно, тогда помимо посадских дворов под обитель отходят и остатки Старой площади. Тогда же возрастает и значение архиерейского подворья, которое во-многом обслуживал монастырь.
Описания города того времени и фиксационные планы XVIII века свидетельствуют, что какая-либо площадь в тех местах отсутствовала –, были посадские улицы, дворы горожан и территория Воскресенского монастыря. Последняя, как и основные здания ансамбля обители, располагалась под углом относительно современной планировки. На нынешнюю площадь выступал юго-восточный угол монастыря с каменной оградой, двумя проездными воротами и угловой башенкой. Между южной стороной ограды и Пятницкой церковью проходила улица, являвшаяся продолжением Сенной. Она связывала торговую площадь с берегом Троицкого ручья, являясь одним из основных путей в Песоцкую слободу. Вдоль восточной стороны ограды была перпендикулярная улица, выходившая к Волге.
Нетрудно заметить, что в тех местах сложилась наиболее компактная порядковая система планировки с довольно чёткой сеткой кварталов. Посадские улицы окаймляли жилые кварталы и четырёхугольник ограды Воскресенского монастыря. Один из перекрёстков находился на территории будущей регулярной площади.
В 1763 году была составлена опись ростовского архиерейского дома. Описано и угличское подворье. В тот период деревянный храм находился в ветхом состоянии. На нём была глава, покрытая деревянной чешуёй. Окна слюдяные, закрывавшиеся ставнями. На подворье находились двухэтажные кельи, крытые тёсом, с примыкавшим крыльцом. В кельях четыре покоя с изразцовыми печами, дощатыми чуланами, слюдяными и стекольчатыми оконницами, но здание пребывало в крайне ветхом состоянии, так что даже печи топить было нельзя. В середине XVIII века в здании подворья располагалось Угличское духовное правление, хранились архивные дела.
В реалиях того времени подворье было мало востребовано, но ситуация могла измениться. Занимавший архиерейскую кафедру в 1742-1763 годах видный иерарх Церкви митрополит Арсений (Мацеевич) принял решение построить на угличском подворье каменную церковь. В 1756 году в Духовное правление поступил указ о заготовлении строительных материалов – дикого каменья для бутового фундамента, трёхсот тысяч штук кирпича и шестисот четвертей извести-кипелки.
Кирпич изготавливали угличские посадские Омячкины и Рудеевы. Известь поставили в 1760 году Андриан Минин и Василий Осокин. Осенью 1759 года силами монастырских крестьян были выкопаны рвы и заложен фундамент. Они же занимались перевозкой из разных мест камня, леса и железа. В апреле 1760 года на стройку направлены 26 каменщиков и 2 кузнеца из архиерейских вотчин, которые в течение нескольких месяцев возвели здание. По всей видимости, основные работы были выполнены ростовскими мастерами под руководством каменщика Киприана Васильева. В конце июля присланы 15 плотников для покрытия новопостроенной церкви. В последующие годы происходила отделка храма – штукатурные работы, настилка полов, изготовление иконостаса. 25 июля 1764 года каменная церковь была освящена.
Пятницкий храм успешно построен, но дальнейшие планы после опалы и лишения сана митрополита Арсения остались нереализованными. Угличское подворье вскоре было упразднено, а церковь, оставаясь домовой архиерейской, в 1780 году приписана к Спасо-Преображенскому собору. В помещениях подклета размещалось Духовное правление – важное административное учреждение в реалиях XVIII – середины XIX веков.
Здесь вновь вернёмся к важному событию, затронутому в предыдущей статье, – пребыванию в Угличе императрицы Екатерины II в период путешествия по Волге, 6 мая 1767 года. Как известно, встреча происходила в кремлёвской крепости, где сооружена пристань. Там государыня была на службе в соборе и приложилась к святыням. А затем направилась в воеводский дом, находившийся на Ново-Воскресенской улице, близ берега Троицкого ручья (местность дома № 12 по Пионерскому переулку). Там представлены государыне «угличское дворянство, купечество и лучшие граждане». Не вызывает сомнений, что это был приём исключительно высокого, отнюдь не местного уровня – достаточно посмотреть список сопровождавших в путешествии Екатерину II видных государственных деятелей и знатных вельмож. Здесь в городе принимающей стороной был воевода Угличской провинции Лаврентий Петрович Жеребцов.
Очевидно, специально для обеспечения визита в Углич доставили карету, на которой государыня направилась из кремля в резиденцию воеводы. Неизвестен точный маршрут, но с наибольшей долей вероятности мог пролегать по Сенной улице, обеспечивавшей наиболее удобный прямой путь от Кремля и торговой площади к воеводскому двору. Старинная посадская улица пересекала наискосок будущую Пятницкую (Советскую) площадь. Небезынтересно, что в 1841 и 1837 годах в «Зимином дворе» останавливались Николай I и будущий государь Александр II, – а за сорок лет до постройки купеческой усадьбы по тому же месту проезжала в карете Екатерина II. По левой стороне улицы возвышался Пятницкий храм. Проезжая мимо него, императрица едва ли знала, что это было творение низложенного противника – митрополита Арсения, в том же 1767 году заточённого в Ревеле под именем «мужика Андрея Враля». Обратно к пристани государыня возвращалась пешком. При этом интересно – по той же улице или по другим, например, Фалелеевой, выходя к Предтеченской церкви и берегу Волги.