Евгений Лиуконен
История старинной Пятницкой (Советской) площади, как следует из материалов предыдущей статьи, уходит в глубину столетий. Но истоки современной градостроительной среды насчитывают лишь около двухсот тридцати лет. На рубеже XVIII-XIX веков велась разбивка территории по регулярному плану, постепенно в корне меняя существовавшую посадскую среду.
Учитывая расположение в тех местах Пятницкой, Воскресенской «что был монастырь» и Предтеченской церквей, была спроектирована своеобразная трёхчастная площадь, вписанная по диагонали между 13, 15, 14 и 1-м кварталами. Если Воскресенская и Предтеченская площади просто занимали свободное пространство вокруг храмов на месте приходских погостов, то Пятницкая врезана в массив 13-го землемерного квартала. Её прямоугольная территория расположена вдоль Воскресенской (Опарина) улицы. Постепенно сгладился перекрёсток дорегулярных улиц между оградой монастыря и Пятницким храмом, а последний оказался в южной части одноимённой площади.
Важным градостроительным мероприятием стало строительство обширной усадьбы Зиминых. Предки купца 2-й гильдии Михаила Ивановича Зимина (1768-1825) исконно владели двором на дорегулярной Волгской (Фалелеевой) улице, но при межевании участков новой Спасской улицы не удалось договориться с одним из соседей. В 1804 году он, вероятно, приобрёл землю у купцов Хорхориных и соборного священника Фёдора Фёдорова на Пятницкой площади. Там в 1804-1806 годах возводится внушительный особняк со сводчатым нижним этажом, парадным вторым и мезонином, а также полуэтажом-антресолью. Главный фасад был оформлен портиком сложной композиции и огромным балконом на колоннах. В 1817 году куплены два соседних участка посадских Ф.В. Пятунина и А.Т. Капустина. Главный дом дополняется боковыми симметричными флигелями и монументальными воротами с парными колоннами.
В первой половине XIX века на территории купеческой усадьбы, простиравшейся до Ильинской площади, сложился огромный комплекс каменных и деревянных строений: конюшня, каретник, амбар, сушильня, красильня, лощильня с конным приводом, избы, погреба, кухни, бани, сад с беседками, оранжереей и парником… Приведённый список свидетельствует, что в составе усадьбы помимо жилых и хозяйственных построек размещалась полотняная фабрика. Там же был ещё один каменный двухэтажный дом с мезонином, располагавшийся во дворе. В масштабах уездного Углича крупнейшая городская усадьба, имевшая поистине дворцовый характер. И этот классицистический ансамбль в XIX веке формировал облик Пятницкой площади!
Помимо возведения «Зимина двора» ещё одним немаловажным событием стало определение судьбы каменной ограды Воскресенского монастыря. Напомню, что это было монументальное сооружение, являвшееся неотъемлемой частью архитектурного ансамбля обители второй половины XVII века. С восточной и южной сторон территорию ограждали стены высотой две сажени (4,3 м) с угловой башенкой и двумя воротами. Последние были весьма значительными сооружениями – имели средний проезд, боковую калитку и верхний ярус в виде пятипролётной арочной галереи на круглых столбах. Эта небольшая декоративная галерея близко повторяла характерную деталь надвратных храмов Ростовского митрополичьего двора.
При проведении секуляризационной реформы 1764 года Воскресенский монастырь был упразднён и преобразован в приходскую церковь. При описании состояния зданий в 1768 году сохранение ограды признавали необходимым «для обгорожения как церквей Божиих, так и кладбища мертвых тел от скота». Но спустя десятилетия ситуация изменилась. В рамках генерального плана 1784 года расположение территории упразднённой обители оказалось противоречащим новой планировке – она выступала углом на Воскресенскую улицу и Пятницкую площадь. В итоге первоначальная ограда была разобрана в период 1809-1810 годов, а южные ворота перестроены в Знаменскую часовню, которая сохранялась до конца 1930-х годов. При перестройке ворот уцелела арка проезда, преобразованная в кубическое здание с классическим портиком. Причиной создания часовни послужило находившееся на воротах почитаемое фресковое изображение Знамения Пресвятой Богородицы.
Разборка ограды позволила сформировать площадь и провести новую улицу, но ансамбль Воскресенского монастыря утратил важный композиционный элемент. Его храмы в новых условиях не только получили диагональное расположение относительно регулярных улиц, но и на два столетия оказались неестественно открытыми, лишёнными канонического обрамления. Возрождение обители на современном этапе позволило устранить это трагическое недоразумение. Возведённая в 2000-х годах ограда вновь придала целостность архитектурному ансамблю – в рамках существующей планировки.
Важной частью облика площади также является группа старинных домов. Среди них особняк купцов Ожёговых, построенный примерно в конце 1810-х годов (№ 6). Двухэтажный каменный дом в шесть окон по лицу, вероятно, на рубеже XIX-ХХ веков подвергся перестройке и получил роскошный лепной декор. На главном фасаде нижний этаж оформлен мелким рустом с профилированными швами. На втором этаже в подоконном пространстве чередующиеся узкие и широкие филёнки с рамками и кольцевидными вставками. Простенки также обработаны филёнками – в виде рамок с фактурной штукатуркой «под шубу». Над оконными проемами дугообразные архивольты с внутренними ромбовидными вставками. В прошлом объём здания дополняли симметричные каменные ворота.
В XIX веке семейным делом купцов Ожёговых являлось свечное производство. В отличие от большинства других местных заводчиков, производивших сальные свечи, Ожеговы изготавливали восковые. Продукция в основном поставлялась в местные церкви. В домашнем быту дорогие восковые свечи использовались только в торжественных случаях. Можно отметить, что в списке фабрикантов и заводчиков Ярославской губернии 1888 года купец Илья Иванович Ожёгов значится как владелец свечно-воскового завода с суммой годового производства 17 200 рублей. Завод располагался здесь же в составе имения на Пятницкой площади. В 1907 году к северу от основного здания был построен деревянный одноэтажный дом (№ 5). Здание можно признать одним из лучших в Угличе образцов неорусского стиля. Затейливые формы резных наличников и оформление балкончика светёлки выделяются художественным совершенством форм.
В юго-восточном углу площади расположен деревянный одноэтажный особняк, принадлежавший мещанам, купцам Жуковым (№ 7). Его владельцы занимались торговлей шорным товаром (элементы конской упряжи). По всей видимости, при доме размещалась шорная мастерская. Здание было построено вскоре после пожара 1822 года и является интересным памятником периода классицизма. Формы фасада формируют обшивка из широких досок, угловые лопатки с порезками-каннелюрами и характерные рамочные наличники с прямыми сандриками и лучевыми полурозетками.
Облик Пятницкой площади целостно сложился в первой половине XIX века и позднее продолжал преемственное развитие. Но в дальнейшем не обошлось без утрат. Например, имение купцов Зиминых в поздний период переживало упадок. В 1860-х годах его арендовало Земство, а в 1876 году было приобретено городским обществом для размещения Городского трёхклассного училища. Перестройки первой половины XX века привели к утрате многих элементов ансамбля усадьбы – помимо надворных строений исчезают балкон на колоннах, классические ворота, искажаются либо частично разбираются симметричные флигели.
Пятницкая церковь (1759-1764), являвшаяся главным украшением и старейшим зданием площади, в советский период тоже пополнила трагический список утрат. Углич был буквально опустошён в 1930-х годах, лишившись большей части приходских церквей – уникальных памятников истории и культуры. Пятницкий храм пережил тот массовый вал вандализма, но не пережил период хрущёвских гонений. В 1962 году старинная церковь, включенная в туристические путеводители по городу, была уничтожена. В результате был утрачен интересный архитектурный памятник эпохи барокко и существенно обеднён облик города. Выстроенный по диагонали великолепный ансамбль Воскресенского монастыря и Предтеченской церкви лишился немаловажной составной части. На современном этапе, при благоустройстве площади, на месте Пятницкого храма размещён газон, а с восточной стороны в плиточном мощении выполнены очертания алтарной апсиды. Казалось бы, незначительная мера, но словно воссоздано сакральное пространство храма и возвращена историческая память.