A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → К предстоящему празднику

К предстоящему празднику

Евгений Лиуконен

Незаметна и быстротекуща река времени – завершается 2020 год и уже скоро нас ожидает праздник встречи нового года. Он окружен множеством традиций, выделяющих его на фоне остальных праздников, – как государственных, так и семейных. Эти традиции знакомы каждому из нас и характеризуют наше время. Они также дают повод обратиться к прошлому и постараться рассмотреть, как славный зимний праздник отмечался в старину.

Начнем с того, что Новый год в нынешнем понимании – явление довольно позднее, связанное с событиями ХХ века. В прошлом его содержание было совершенно иным. Наши предки отмечали другой зимний праздник – Рождество Христово, второй по значимости после Пасхи Двунадесятый праздник. Новый год, или Новолетие, также был известен нашим предкам и тоже являлся преимущественно церковным праздником, относимым к числу средних. В храмах совершались службы на Новолетие, знаменующее начало церковного года и круга Двунадесятых праздников. Особенно торжественно Новолетие отмечалось в Московском кремле на Соборной площади, где в присутствии царя проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение», «Действо многолетнего здоровья», а также совершалась церковная служба.

Для определения колорита добавим, что новый год с 1492 по 1699 год в России встречали 1 сентября, т.е. он был отнюдь не зимним праздником. Как известно, начало календарного года было перенесено на 1 января при Петре I. Это произошло в 1700 году, который был встречен дважды – по-старому и по-новому. Тогда же в России утвердилось летосчисление от Рождества Христова, сменившее прежнее – от сотворения мира. При этом церковное Новолетие по-прежнему отмечается 1 (14) сентября.

Очень часто новогодние традиции связывают с именем Петра I и достопамятным указом от 20 декабря 1699 (7208 – 1700) года, который в числе прочего гласил: «А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам… перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.

Да генваря ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить… каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать…»

При этом необходимо отметить, что обозначенные действа в тот период так и не укоренились – еще длительное время сохранялись исконные традиции празднования Рождества и святок. Еловые ветви в XVIII веке полюбились только содержателям кабаков, прибивавшим их при входах в дополнение к вывескам. Вероятно, именно оттуда пошло множество выражений, связанных с ёлками.

Традиция ставить украшенную ёлку на Рождество – исконно немецкая. Она приходит в Россию только в XIX веке. Первоначально этому способствовала супруга императора Николая I Александра Федоровна, по происхождению – прусская принцесса. С 1840-х гг. традиция переходит в массы, в 1850-х гг. уже устраиваются общественные ёлки, а к исходу XIX столетия традиция распространяется по всей стране, среди всех слоев населения.

Так на протяжении длительного времени сложилась обширная группа зимних праздников, организованная в соответствии с бытовавшим в России Юлианским календарем. Первым и самым значимым праздником было Рождество Христово, отмечаемое 25 декабря (7 января), которому предшествует длительный пост. Далее 1 января следовал Новый год. Завершало череду праздников Крещение – 6 (19) января. От Рождества до Крещения продолжались святки – веселая пора народных гуляний. Именно на их время приходилась встреча Нового года.

В Угличе сохранялась традиционная система праздников, шедшая с отдаленных времен, причудливо сочетавшая древние поверья с церковными правилами. Л.Ф. Соловьев в конце XIX века писал: «Языческие обычаи между угличанами остались и до настоящаго времени. Девицы, жаждущия знать свою будущность и суженаго, устраивают под Новый год и во всю неделю святок разныя гаданья, которыя происходят в ночное время: бегая по улицам, подслушивая под окнами, у бань и других мест какие-то таинственные разговоры, а в иных местах ища себе суженаго, им, вместо желаемаго, нередко приходится видеть якобы домового, это бывает обыкновенно шуткой кого-либо из молодежи. Такия суеверия угличан переходят от поколения к поколению и существуют доныне».

Описанные действа сочетались с чинными службами, семейными застольями, разными уличными увеселениями – такими были зимние праздники на протяжении столетий. Но в сложную систему исконных традиций активно проникали новые веяния. В начале ХХ века издававшиеся в Угличе газеты пестрели разными сообщениями к праздникам. Так, в «Угличанине» в декабре 1907 г. печатались рекламные объявления. – Магазин торгового дома «Василий Кашинов с сыновьями» предлагал большой выбор игрушек и ёлочных украшений. Лавка Общества потребителей при Угличской писчебумажной фабрике к предстоящему празднику предлагала полученные в большом ассортименте различные продукты: «Консервы рыбныя, мясныя и овощныя. Всевозможныя приправы к кушаньям: зелень, овощи, спаржа, сои, пикули, томаты, ананасы, баклажаны, помидоры, кабачки, каперсы, оливки, грибы, шампинионы белые, рыжики и проч. и проч.» А также ветчину, окорока, ренсковые вина. А кроме того – большой выбор ёлочных украшений (коллекциями и поштучно), игр и игрушек.

Редакция газеты сообщала подписчикам об имеющихся праздничных подарках для детей, среди которых были книги, изданные Обществом грамотности: полное собрание басен И.А. Крылова, стихотворения А.В. Кольцова, сочинения Н.В. Гоголя и А.С. Пушкина и «Приключения Робинзона Крузо». Угличское общество любителей музыкального и драматического искусства подготовило на праздничные дни ряд театральных постановок и бал-маскарад 2 января. На 27 декабря и 3 января были запланированы детские ёлки в зале мужского начального училища (под каланчой) – для учеников означенного училища, а также женского Мариинского и заволжского. Для увеселения детей постановлено нанять местный оркестр.

На исходе 1910 г. газета «Голос Угличанина» сообщала о предстоящей Ёлке для бедных детей, которую организовывала М.Д. Лаврова и для этой цели принимала благотворительные пожертвования. После того, как праздник состоялся, 30 декабря газета опубликовала полный отчет о пожертвованиях, которые большей частью составили по одному рублю, а кроме того, предоставлены разные продукты, фрукты сладости и подарки. 2 января проводился ставший уже традиционным святочный бал-маскарад. Сообщалось о проведении Ёлки с подарками, угощениями, музыкой и представлениями не только в городе, но и в Прилукском училище, Чернятинской земской школе.

Так отмечали зимние праздники столетие назад, сочетая исконные традиции с новыми веяниями. В наше время новогоднее празднество – еще более сложная смесь различных традиций – от местных до восточных, от возрожденных старинных до вновь введенных.

x
Подписаться на новости
X