Евгений Лиуконен
На пологом волжском берегу, почти над самой водой, возвышается величественный белоснежный храм. Пятиглавый собор Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в 1824 году, сочетает в своем облике древнерусские традиции и влияние классического стиля. Это село Катунки Чкаловского района Нижегородской области – прежде оно входило в состав Балахнинского уезда, располагалось на границе с Юрьевским уездом Костромской губернии.
Обозначенное село отстоит от нашего города почти на пятьсот километров, но, как ни удивительно, оно имеет некоторую связь с Угличским краем. В прошлом Катунки выделялись богатством и процветанием – там находились кожевенный и клееваренный заводы, четыре церкви, пароходная пристань. В середине ХХ века воды Горьковского водохранилища значительно подтопили те места, стерев немалую часть культурного наследия. Помимо обозначенных производств местность славилась строительным промыслом. Сейчас уже хорошо известно, что в Угличском крае в конце XVIII – первой половине XIX веков, на протяжении почти пятидесяти лет, работали артели мастеров – крестьян Балахнинского уезда. Они брали подряды на строительные работы и, надо сказать, очень многие наиболее значительные здания Углича построены их руками.
На рубеже XVIII-XIX столетий здесь работал подрядчик каменных дел Петр Иванов – крестьянин Нижегородского наместничества Балахонской округи экономического ведомства деревни Урково. Под его руководством артелями каменщиков были возведены такие знаковые здания Углича как Филипповская и Феодоровская церкви, колокольня Казанской, торговые ряды, Филипповский и Соборный мосты, дом купцов Выжиловых, общественный дом около Филипповского моста и очень многие другие в городе, Угличском, Мышкинском и Рыбинском уездах. В 1816 году, во время строительства колокольни Филипповской церкви, подрядчик Петр Иванов по болезни отошел от дел, но, еще за несколько лет до этой даты наиболее значительные мастера его артелей начинают работать самостоятельно, от своего имени принимая подряды. Выделяются шесть подрядчиков, работавших столь же активно вплоть до начала 1840-х годов. Среди них был Егор Тихонов Катышев – крестьянин Балахонской округи села Катунок деревни Леденцова, вотчины майора Михаила Петровича Нарышкина. Эпизодически встречаемая в документах фамилия вполне могла происходить он названия села Катунки.
Как и многие другие, этот мастер давно незаслуженно забыт, но напоминанием о нем служит несколько сохранившихся до наших дней значительных и известных зданий. Одно из них – здание бывшей Городской Думы на территории Угличского кремля, рядом с Соборным (Никольским) мостом. Контракт на данный подряд, очевидно, не сохранился, но в Приходо-расходных книгах содержатся записи о выплатах за выполненные работы. 19 февраля 1813 года, перед началом строительства, подрядившемуся «класть для общественных присутственных мест каменной дом» крестьянину Егору Тихонову в задаток по заключенному контракту было заплачено 200 рублей.
Затем 7 октября того же 1813 года последовала итоговая выплата – 2660 рублей 47 копеек. Плата была произведена за следующие работы: кладку 335 100 кирпичей, теску 382 погонных аршин карнизного белого камня, теску 327 аршин гладкого камня, за 42 подставы из белого камня (вставки под кованые петли и крепления связей), за рубку и вкладку досок над дверями и окнами, бутовый фундамент из дикого камня и земляные работы по выравниванию территории. Из сказанного можно сделать вывод, что основа значительного здания была возведена очень оперативно и быстро, за один строительный сезон. При этом качество не вызывает сомнений – по прошествии двухсот лет оно по-прежнему надежное и прочное.
Техническая часть, несомненно, во многом была на ответственности подрядчика – именно ему предстояло разработать в соответствии со строительной практикой того времени конструктивную основу. В немалой степени он оказал влияние и на облик здания. Городские присутственные места строились по образцовому проекту № 57 из части II «Собрания фасадов, Его Императорским Величеством высочайше опробованных для частных строений в городах Российской Империи». Это был образцовый проект петербургского архитектора Луиджи Руска. Строители воспроизвели композицию и структуру фасада – число осей, колонные портики, венчающий мезонин. Но вот деталировка не везде была выполнена столь же изящно и тщательно: таковы пропорции колонн, огрубленный и упрощенный антаблемент дорического ордера, рустовка боковых крыльев. Ответственность за отсутствие скульптурной группы в завершении фасада явно лежит на заказчиках из числа городских властей. Так, в меру провинциальных вкусов и возможностей было возведено основное административное здание Углича, в настоящее время находящееся в ведении музея.
В следующем 1814 году артель переходит на соседний не менее значимый объект – Богоявленский зимний собор. Его Е.Т. Катышев возводит совместно с другим подрядчиком из Балахнинского уезда – Яковом Ивановым Мунаевым. Таким образом, все здания южной части Угличского кремля были возведены в первой четверти XIX века балахнинскими мастерами. И даже больше – ими в значительной мере был сформирован ансамбль окружавшей кремль с трех сторон торговой площади.
В 1819 году артели подрядчиков Егора Тихонова, Якова Иванова и Ивана Васильева Зеленова построили каменный мост на Московской улице через Троицкий ручей. Им 14 января 1820 года Городской Думой было заплачено 1851 рубль 50 копеек за кладку 148 300 кирпичей, фундамент из дикого камня, положение в боковые стены двух железных связей, теску и кладку более тысячи блоков белого камня – в контрфорсы и другие места. Этот низкий, но протяженный мост на улице Ленина (в квартале между Февральской и Интернациональной улицами) сохраняется до сих пор, – правда, значительно поврежден и засыпан землей.
В 1820 году Е.Т. Катышев совместно с И.В. Зеленовым и Я.И. Мунаевым занимается перестройкой церквей сел Ильинского «что в Поречье» и Троицкого «что на Устье». В Ильинском за 5400 рублей следовало возвести новую колокольню, которую окончить непременно в 1823 году. Монументальное трехъярусное сооружение в классическом стиле уже без малого два века украшает пейзаж старинного села, свидетельствуя о таланте и ответственном подходе мастеров.
В селе Троицком следовало выполнить весьма значительные работы – построить колокольню с примыкающими палаткой и сторожкой, а также сделать боковые пристройки к летнему храму. Все работы оценивались в 2500 рублей. Их требовалось осуществить в течение трех лет. Примечательно, что колокольня вышиной 36 аршин, длиной и шириной по 9 аршин (25,6 и 6,4 м) возводилась по данным подрядчиками плану и фасаду, по образцу церкви Димитрия Царевича «что на Всполье». Из этого можно сделать вывод, что колокольня угличского храма незадолго перед тем была построена теми же балахнинскими мастерами. Между двумя сооружениями есть заметное сходство.
21 октября 1823 года Егор Тихонов самостоятельно принял подряд на перестройку церкви села Воскресенского «что в Поречье». С наступлением весны будущего 1824 года ему следовало разобрать прежний пятиглавый летний храм, аккуратно собрав кирпичи, железо и щебень. Далее заложить бутовый фундамент под новое здание и возводить с использованием старого и изготовленного вновь кирпича. Выполняя работы с перерывами, строительство надлежало завершить в 1827 году. Так был возведен один из крупнейших храмов Угличского уезда, живописно возвышающийся на холме близ Ростовской дороги. В последующее время были заново построены трапезная и колокольня – работы также могли выполнять балахнинские мастера.
Наследие скромных подрядчиков из крестьян огромно, встречается повсюду, формируя характерный облик Углича и окрестных сел. Практически все построенные ими здания в наше время являются признанными памятниками архитектуры. Всматриваясь в выразительные классические фасады, фигурные детали и живописные силуэты, нам следует помнить имена людей, чьими силами, умением и талантом эти здания были построены. Они – часть нашей истории.