Юлия Яблокова
Знакомое всем слово «посуда» появилось в русском языке только 400 лет назад. Более древнее название любой посуды – «судно». «Сосудом» называли посуду столовую и «питейную». А самая первая глиняная посуда имела заострённое или округлые днища, потому, что ни печей, ни столов тогда не было, а на костре между камней такая посуда была устойчивее.
Ещё в древнерусских записях XI века упоминается «блюдо». Блюда были: стеклянные, деревянные, оловянные, керамические. На блюде подавали пищу сразу для нескольких человек, сидящих рядом. Выражение «сидеть в блюде» означало сидеть за одним столом, по соседству. Вероятно, здесь и корни слова «блюдо» в смысле «вид пищи» (обед из трёх блюд). Для блюд меньшего размера было название «блюдце» или «блюдечко», а иногда с пренебрежением «блюдишко». Блюдо часто употреблялось в пословицах и поговорках русского народа: «Кто таскает с блюд, того и бьют»; «Поросёнок только на блюде и хрюкает»; «Хороша рыба на чужом блюде»; «Был Елизар, да только блюдо облизал».
Слово «тарелка» пришло в русский язык из немецкого языка в XVI веке. По-немецки тарелка – «талер», русские же люди поменяли местами звуки – видимо, так было привычнее для русского слуха. Тарелки делали из металла (меди, олова и серебра), из дерева или из фарфора. Делали их, как и сейчас круглой формы, с поднятыми краями и плоским дном. А украшали росписью, резьбой или чеканкой. Изготовляли тарелки разного размера – от самых маленьких, до больших и глубоких, которые называли «Тарели». Сочинил народ про тарелки и поговорки, и пословицы, и считалки. («Длинным языком только тарелки лизать»). Крестьяне использовали в основном оловянные или деревянные тарелки, или деревянные кружки, в виде подноса или поддона (для крошения мяса, овощей и подачи их на стол) а также для еды. А 150 лет назад у зажиточных крестьян, были керамические тарелки. Так же тарелки использовали девушки во время гадания.
Ещё один вид посуды – «миса». Большую и плоскую мису использовали, как поднос – на ней подавали на стол хлеб или сразу несколько блюд. Дары тоже подносились на мисах. Небольшие мисы называли «полумисье». Кроме горшка и мисы в доме русского крестьянина практически не было другой посуды. Делали мисы из глины, дерева, а позднее из металла. Размеры некоторых были довольно большие, поскольку из одной мисы порой ела вся семья. Украшали мисы росписью или резьбой. Крестьяне использовали мисы в качестве обеденной посуды для горячих жидких кушаний, например, для борща, супа или похлёбки, или каши как в будние дни, так и в праздники. Миса известна с глубокой древности, 800 лет назад мису называли «солилом», а 100-200 лет назад мисой иногда стали называть и другие предметы утвари: блюдо, тарелку и чашу. А нам с тех далёких времён осталось слово «миска» (уменьшительное от «миса»). Так стали говорить в XVII веке. Деревянную мису для еды в некоторых волостях Ярославской губернии раньше называли – калабашка.
Главным кухонным и сервировочным сосудом был керамический горшок, который был предшественником современной кастрюли, супницы. В горшках варили супы, кипятили воду. Тушили мясо, овощи, рыбу. Запекали разнообразные продукты. Хранили крупы, муку, масло. Горшки были разных размеров и разной внешней отделкой. Более нарядными были горшки, которые подавали на стол. Им пользовались в царских и боярских поварнях. На кухнях горожан и в избах крестьян. У крестьян было 10, а иногда и больше горшков разных размеров. Про горшки народ сочинил много пословиц и поговорок: «Не боги горшки обжигают», «В большой семье ложек много, а горшок один». Горшки изготовлялись из специальной глины, жирной, пластичной, синего, зелёного или грязно-жёлтого цвета. Потом их обжигали в печи, и горшки приобретали красно-коричневый, бежевый или чёрный цвет. В хозяйстве горшками дорожили, берегли их. Ну а уж если случилось, что горшок треснул, то его не выбрасывали, а тщательно оплетали берестяными лентами и использовали для хранения продуктов. О таком горшке народ сложил загадку: «Был ребёнок, не знал пелёнок, стар, стал – пеленаться стал». Но в горшке не всё можно было приготовить, вот и пришли ему на помощь всевозможные кастрюли, противни и сковороды.
Вначале сковороды, как и горшки, изготовляли из огнеупорной глины, да и в печи такой материал был наиболее пригоден. По форме первые сковороды напоминали кастрюлю, края которой расширялись кверху. Называли их латками. Сбоку латки имелась полая ручка, в отверстие которой вставлялась деревянная рукоять. Со временем сковороды стали делать из чугуна. В них жарили мясо, рыбу или картофель. Для выпечки блинов были специальные блинные сковородки, соединённые по 2-3 вместе.
Следующая посуда, круговые ковши, они так называются, потому что, когда все садились за стол, сначала есть было нельзя, такой ковш передавали по кругу, в нём было пиво, квас или медовуха, каждый делал глоток и передавал дальше. И только после этого можно было брать ложки и приниматься за еду. Иногда ковши пускали по кругу несколько раз во время пира. Ковши служили для украшения стола и некоторые из них являются шедеврами народного творчества. Деревянные ковши изготовлялись из целого куска дерева, корневища, капа (это нарост на берёзе). У них плоское дно, нос сделан в виде голов коней, есть горизонтальная рукоять, которую называют «полка». Есть ковши похожие на круговые, их называют – скобкари.
Интересная родословная и у современного графина. В Древней Руси его место на столе занимала ендова. Современный элегантный хранитель напитков ничуть не похож на свою прародительницу. По форме ендова скорее напоминает широкую миску с открытым узким и длинным носиком. Первые ендовы делали из дерева и керамики, затем из металла и стекла. Как говаривали про ендову: «Постучали ендовой и поехали домой». То есть посидели выпили и разъехались весёлые по домам. Графин же появляется только 200 лет назад в богатых семьях. Когда он появляется его называют «бардак», «графиня» или «карафирь». Делали графины в основном из стекла, в нём хранили и подавали на стол вино, воду, компот, морс и другие напитки.
Из всех предметов для винопития, пожалуй, самым праздничным и торжественным являлся кубок. Упоминания о нём дошли до нас из глубокой древности. Были и другие названия кубка: «балдак», «корец» или «кубушок». Кубок использовался как парадная посуда для питья вина, пива, браги или мёда во время праздников. Особую роль кубка на пиршественном столе подчёркивает его форма. Довольно высокая, но широкая и устойчивая ножка поддерживает огромную, широкую чашу – этот грациозный сосуд уже сам по себе создаёт соответствующий праздничный настрой. Изготовлялись кубки из дерева, керамики, серебра, золота, а начиная с XVII века – из стекла. Украшали кубки резьбой, росписью, чеканкой или покрывали поливой.
Наши предки разламывали пищу и подносили её ко рту руками. Но горячую, а тем более жидкую пищу руками не возьмёшь. Значит, нужна ложка. Первые похожие на ложку предметы, найденные археологами, относятся к каменному веку. Древние египтяне пользовались ложками из камня, дерева и слоновой кости. У древних греков и римлян были бронзовые и серебряные ложки. В средние века серебряными ложками пользовались только богатые люди, а у тех, кто победнее, ложки были костяные, деревянные, оловянные и жестяные. В зависимости от величины, формы, назначения, вида отделки ложки имели разные названия:
Существовали особые правила пользования ложками. После каждого зачерпывания еды из общей миски ложку облизывали с обеих сторон и снова клали на стол, лишь пережевав пищу, снова брали ложку со стола и зачерпывали снова из миски, тот, кто не выпускал ложку из рук, считался прожорливым. Если кто-нибудь вёл себя за столом не так, как подобает, - смеялся, разговаривал, то его наказывали, ударив ложкой по лбу.
Ложки часто носили при себе в особых футлярах либо просто за поясом или за голенищем сапога. По этому поводу народ создал много присказок и поговорок: «Со своей ложкой, по чужим обедам», «Работник с сошкой, а лентяй с ложкой», «В бочке мёда ложка дёгтя». В некоторых волостях Ярославской области ложку называли – лузка.
А вот вилки ещё 300 лет назад были в Европе большой редкостью. Поэтому вилку считают самым молодым столовым прибором. Весь пышный двор французского короля Людовика 14-го обходился без вилок, пищу брали руками. Говорят, что появление вилок связано с модой на пышные кружевные воротники, которые мешали класть пищу в рот руками. Первые вилки были с двумя зубчиками и имелись только у состоятельных людей. Народ начал пользоваться вилкой лишь в XIX веке. Даже за царским столом в XVII веке пользовались только ножом и ложкой. Российская аристократия узнала вилку в XVIII веке с помощью Петра Первого. А у нас в глубинках Ярославской области вилку раньше называли - бенечка.
Нож очень долго был исключительно орудием. Как столовый прибор он вошёл в обиход в XVII веке, но многие и сейчас обходятся за столом без него.
Почему же столовый нож имеет закруглённый конец? Ведь резать, особенно жёсткое мясо, удобнее ножом с острым концом. Столовые ножи имели острый конец до XVII века, а закруглил их знаменитый кардинал Ришелье – глава католической церкви во Франции. Однажды за обедом он заметил, что один из гостей ковыряет в зубах кончиком ножа. На другой же день кардинал приказал своему мажордому (дворецкому, домоправителю) отпилить острые концы у всех столовых ножей и закруглить их. Затем новую моду приняла вся Франция, а за ней весь мир. Уже к началу XIX века остроконечный нож стал редкостью.
Применение ножа за обеденным столом требовало соблюдения определённых правил: Нож для разрезания хлеба за обедом в кругу семьи подавался только хозяину, когда все уже находились за столом, хозяин брал буханку хлеба, чертил над ней ножом крест, и лишь после этого разрезал её и раздавал членам семьи. Не разрешалось, есть с ножа, чтобы не сделаться злым, нельзя было оставлять нож на столе на ночь, нельзя было подавать нож острым концом, не то с этим человеком произойдёт ссора.
Салфетки не употреблялись, обтирали руки полотенцем или краем скатерти. Но необходимою принадлежностью на столе были: солоница, уксусница и перечница, иногда горчичница. Когда готовили стол к трапезе, то, постилали скатерть и на неё ставили все эти предметы. И первый предмет, который ставили на праздничный стол, была солонка. А о ней вы можете прочитать в предыдущих публикациях на страницах музея в социальных сетях.
На фото посуда из собрания музея.