Евгений Лиуконен
Многое в жизни мимолётно и быстротечно, подвержено постепенным или радикальным изменениям. Окружающее пространство – тоже важная часть нашей жизни. Большинство мест Углича имеют устоявшийся привычный облик, казалось бы, существовавший всегда. Тем удивительнее узнать, что знакомое нам – плод ранее произошедших радикальных изменений.
Улица 9 Января сравнительно короткая, но важная магистраль. Начинаясь от перекрёстка с Ростовской улицей и монументального собора Богоявленского монастыря, она ведёт к въезду на мост ГЭС. Несмотря на то, что после перекрёстка с улицей Опарина её трасса отклоняется в южном направлении, в перспективе видно башнеобразное здание трансформаторных мастерских ГЭС – ещё одна градостроительная доминанта. Пространство при въезде на мост имеет прозаический безыскусный облик – обыкновенная автострада в сочетании с типовыми домами и секциями гаражей. Сложно представить, что местность могла выглядеть как-то иначе – совершенно по-другому!
Песоцкая слобода, улица, площадь, Николопесоцкий храм… Для большинства из нас слово «пески» ассоциируется с диким пляжем около Цветочного, но для угличан прошлого на протяжении столетий имело совершенно иные ассоциации. Так называли песчаные отмели к западу от города – до Входо-Иерусалимской слободы и выше по течению Волги. Сложный рельеф выступающего мыса включал низкие пологие берега и поросшие лесом возвышенности. В результате строительства Угличского гидроузла мыс сменился заливом, в глубине которого расположены основной пляж и грузовой порт.
В древности территория около устья Троицкого ручья и пойменного берега Волги, хотя и страдала от наводнений, была удобным местом для развития ремёсел – в особенности кожевенного – из-за чего там формируется одна из наиболее многолюдных пригородных слобод. Это место было настолько важным, что при составлении писцовых книг, при ревизиях податного населения XVIII века с него обычно и начинали перепись города. «Жилые тяглые посадские и бобыльские дворы за Троицким ручьём в приходе у Николы на Песках», Заручье, 1-я Песоцкая сотня, Ново-Троицкая слободка, Николаевская Песоцкая улица в экономическом и социальном отношении являлись одним из важнейших мест Углича. Такому статусу нисколько не препятствовало окраинное местоположение – за посадским валом и Троицким ручьём.
Исконная планировка тех мест включала несколько дорегулярных кварталов, вытянутых вдоль русла Троицкого ручья – от устья до местности Сухого пруда и Солдатской слободки. Пара кварталов также располагалась вдоль берега Волги. Очевидно, застройку в разных направлениях объединяла Песоцкая улица. Важнейшим объектом и духовным центром тех мест являлась Николопесоцкая церковь. Приходской храм был построен на месте Свято-Троицкого Никольского монастыря «что на Песках», по преданию основанного в 1283 году угличским князем Романом Владимировичем, но упразднённого после событий Смутного времени начала XVII века. Каменный храм возведён в 1761 году взамен деревянных летней и зимней церквей.
Один из наиболее значительных храмов Углича выделялся ярким своеобразием архитектуры. Основной объём типа «восьмерик на четверике» с завершающим малым восьмериком дополняли пятигранный алтарь, боковые апсиды и протяжённая трапезная. С западной стороны возвышалась необычная для наших мест трёхъярусная колокольня со шпилем. Декор из лекального кирпича, затейливые фигурные кровли также подчёркивали своеобразие облика. Внутреннее убранство составляли оригинальные росписи второй половины XVIII века и великолепные резные иконостасы.
Ещё одним храмом тех мест являлась Воскресенская кладбищенская церковь «на убогом дому», основанная в 1672, возведённая в камне в 1744 году. Но она располагалась в стороне – юго-западнее кварталов Заручья. Ближе к Входо-Иерусалимской слободе находилась Владимирская слободка, приписанная к Воскресенскому монастырю. Там была древняя церковь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы «что на всполье», пережившая Смутное время, но упразднённая из-за ветхости примерно в начале XVIII века. Несколько отдельно расположенных дворов сохранялись до перепланировки города.
Важным объектом западной стороны являлась переправа через Волгу. В статистическом описании 1770-х годов сообщалось: «имеетца один только перевоз на простирающихся к Санкт-Петербургу, к Кашину и к Бежецку дорогах через реку Волгу под самым городом Угличем. Содержится тот перевоз из казны; перевозят как идущих пешком, так и едущих на лошадях – в лодках, третниках и в паромах».
Можно предположить, что изначально переправа через Волгу располагалась непосредственно на посаде – около Предтеченской церкви, где близ окончания посадского вала в откосе берега были прокопаны Набережные земляные ворота. На каком-то этапе переправа перемещается за Троицкий ручей – выше по течению Волги, где и располагалась вплоть до начала строительства ГЭС.
Здесь достоин внимания один интересный факт. 18 июля 1799 года ярославский гражданский губернатор Николай Иванович Аксаков получил письмо, отправленное месяц назад его коллегой – тобольским губернатором Дмитрием Родионовичем Кошелевым. Письмо имело следующее содержание:
«Милостивый Государь мой! Ярославской губернии в городе Угличе на протекающей чрез оной реке некогда видел я перевозное судно, у простолюдинов самолёт называемое, которое с помощью прикреплённого на стоящей на нём мачте каната, по реке на бочках лежащего, без употребления вёсел весьма поспешно действует, управляемо будучи одним человеком или малым числом. – По множеству в Сибири рек, чрез которые лежат почтовые дороги, желая и здесь устроить перевозы подобным образом, покорно прошу Вашего Превосходительства: в споспешествование казённой и общественной пользе приказать сделать план помянутого судна со описанием управления оным и доставить ко мне. Что приму особенным знаком Вашего ко мне благорасположения».
Н.И. Аксаков отнёсся с пониманием к обозначенной просьбе – 21 июля направил ответное письмо и в тот же день дал предписание подчинённым. 19 августа губернский землемер И.С. Коренев рапортовал в Губернское Правление: «план перевозному судну, называемому самолёт, чрез реку Волгу против города Углича, со описанием при сём честь имею представить». Затем 24 августа материалы были отосланы в Тобольск.
К сожалению, в нашем распоряжении нет тех чертежа и пояснения, но в Топографическом описании Ярославской губернии 1803 года, в разделе, посвящённом Угличу, присутствует следующая информация: «Через Волгу казённый перевоз на судне, именуемом самолётом. Разность его от обыкновенных паромов не столько в строении, сколько в ходу примечательна, ибо не употребляется ни весел, ни парусов, а только один канат, и то не с берега на берег, а на якоре, положенном посреди реки, выше перевоза саженях в двухстах. Канат поддерживается двумя большими лодками, называемыми третниками. Работников употребляется один, который управляет судном, а переход его от берега до берега производится ударением в нарочно сделанную под дном судна доску».
Паром перемещался с помощью силы течения реки. Работник поворачивал под определенным углом доску-лопасть, задавая направление движения, и судно на длинном канате описывало дугу от одного берега к другому.
Паромы подобной конструкции известны в России с петровского времени. Пока не установлено, кто и когда внедрил в Угличе данное техническое устройство, но оно явно воспринималось как редкая диковинка, достойная подражания. Очевидно, паромы-самолёты в том или ином виде преемственно использовались в Угличе и в последующее время. На фотографиях можно видеть и ряд лодок-третников, и протянутый от мачты канат. Управляли судном с высокого мостика посредством длинного весла. Запрос из Тобольской губернии не прошёл даром – губернатор Д.Р. Кошелев известен развитием сибирской почты, а паромы-самолёты применялись на Иртыше вплоть до 1970-х годов.
На рубеже XVIII-XIX веков западная окраина Углича была преобразована в соответствии с генеральным планом. В конце Петербургской улицы создана Песоцкая площадь, окаймлённая линиями прилегавших кварталов. Это был один из основных въездов в город. Вскоре после революции местность лишили исторического названия, переименовав в площадь Володарского. Но продержалось недолго – в 1936 году западное предместье Углича с многовековой историей Песоцкой слободы, застройкой периода классицизма и характерным ландшафтом уходит в небытие.