A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → Осколки «дворянского века»

Осколки «дворянского века»

Евгений Лиуконен

Архитектурное наследие Угличского края велико и разнообразно. Даже после различных трагических перипетий сохраняется немало остатков былого величия, являющихся свидетельством богатой истории, усердных трудов предков по благоукрашению края. Увы, многие сельские храмы пребывают в руинированном состоянии, с трудом восстанавливаются, а большинство когда-то великолепных дворянских усадеб безвозвратно утрачено. Но и в таких условиях на территории Угличского района можно встретить редкостные оригинальные памятники.

Для нашего представления типичен традиционный образ храмового здания, сложившийся в XVII-XVIII веках. Просторы провинции украшают многочисленные церкви с четырёхчастной осевой композицией, двухсветной пятиглавой храмовой частью. Есть и другие распространённые типы, но наряду с ними встречаются на редкость необычные. К числу таковых можно отнести церковь села Иванкова Угличского района.

В древности данная местность входила в состав Верхоусецкого стана Ростовского уезда. В Писцовых книгах поместных и вотчинных земель 1629-1631 годов сообщается: «А в селе церковь Козмы и Демьяна, предел Леонтья Ростовского чюдотворца, другой предел Николы чюдотворца, древян, клетцкии, стоят без пенья, строенье было боярина князя Ивана Петровича Шуйского».

Вотчина прежде принадлежала видному государственному деятелю и военачальнику второй половины XVI века Ивану Петровичу Шуйскому (ок. 1540-1588). Он был участником Ливонской войны, битвы при Молодях, в 1581-1582 годах руководил обороной Пскова во время осады войсками Стефана Батория. Состоял опекуном при царе Фёдоре Иоанновиче, оказавшись одним из главных соперников Бориса Годунова.

Князь Шуйский, возможно, не был основателем храма села Иванкова, но возвёл здание, уцелевшее в Смутное время, некоторый период пребывавшее в запустении. В 1777 году, в ходе губернской реформы, северная часть средневекового Ростовского уезда была включена в состав преобразованного в новых границах Угличского уезда. На рубеже XVIII-XIX веков возводится каменный храм.

На пригорке в центре села возвышается небольшая церковь, завершённая купольной ротондой. С запада к ней примыкает четырёхгранная ярусная колокольня. Здание имеет центрическую композицию, но внимательный взгляд заметит куда более необычные особенности. Вырисовывается треугольный план, образованный боковыми фасадами и закруглёнными углами. Алтарная часть – вершина треугольника. К двум западным углам прилегают дополнительные округлые грани, окаймляющие колокольню.

«Трёхосные центрические храмы» стали темой научных работ Е.Г. Щёболевой и А.Н. Яковлева. Ими выявлены различные памятники на территории страны и их европейские прототипы. Среди них и, казалось бы, малоизвестная сельская церковь на территории Угличского района.

Тема треугольных зданий была достаточно популярна в европейской архитектуре XVII-XVIII веков в числе стилистических вариаций барокко и классицизма. В частности, среди многочисленных увражей французского архитектора и гравёра Жана-Франсуа Неффоржа в 1765 году опубликован проект так называемого «Храма войны» (дворцового павильона военной тематики), имеющего треугольный план. В альбоме он был представлен в ряду похожих проектов – кубический в плане «Храм изящных искусств» и «Храм мира» в виде ротонды. Постройки объединяет центрическая композиция, завершённая ротондой, ордерная обработка колоннами и пилястрами, обилие скульптур и барельефов, органично связанных с архитектурой. Структура плана включает круглый центральный зал и чёткую симметричную группу небольших помещений.

Альбомы Ж.-Ф. Неффоржа были хорошо известны в России, издания имелись в распоряжении архитектора В.И. Баженова. Очевидно, по образцу треугольного в плане «Temple de la Guerre» построена Владимирская церковь в подмосковной усадьбе Виноградово (1772-1777), имеющая несколько упрощённый план – центральную ротонду, вписанную в треугольник стен. Здесь взамен углубленных лоджий появляются выступающие портики с парными колоннами. Следующим этапом стала московская церковь Георгия Победоносца «на Всполье» (1777-1788). По мнению, А.Н. Яковлева, в композиции её плана была сделана попытка «соединить тему центрического сооружения с типом традиционной трёхчастной посадской церкви, где храм, трапезная и колокольня расположены на продольной оси».

План здания интересен тем, что во внешнем объёме выявляются круглый алтарь, диагональные помещения боковых приделов и западный дугообразный объём трапезной, соединённые арками с высокой центральной ротондой храмовой части. Ранее уже сообщалось, что в 1786 году помещик Александр Андреянович Лопухин пытался построить по аналогичному образцу церковь в селе Рождествене «в Кадке» Мышкинского уезда. Возможно, для этой цели был приобретён один из вариантов проекта Георгиевской церкви «на Всполье». Его замысел не увенчался успехом, но спустя пятнадцать лет возводится очень похожий храм в селе Иванкове Угличского уезда.

О строительстве каменной церкви выявлено немного сведений, но Опись имущества 1806 года позволяет установить, что здание датируется 1802 годом по Козьмо-Демьянскому приделу. Главный престол во имя Казанской иконы Божией Матери ещё не был освящён. В описи сообщается: «Означенная в селе Иванкове церковь во имя Божия Матери Казанския неосвящённая, с приделом Святых чудотворцев Космы и Дамиана и с колокольнею каменной. Покрыты тёсом и выкрашены красною краскою. Означенный придел устроен по левую сторону. Освящён в 1802 году». Атласный антиминс для него был освящён 29 марта архиепископом Павлом.

В документе упоминаются священник Матфей Иванов, диакон Исмаил Иванов, дьячок Пётр Тимофеев, пономарь Флор Гаврилов, а также владелец вотчины – флота капитан-лейтенант Алексей Петров Арнаутов. Староста церковный – его крепостной из сельца Ворошилова Влас Герасимов. Значатся и «лучшие тоя церкви прихожане», в числе которых были прапорщики Алексей Яковлев сын Карпов и Фёдор Григорьев сын Иванов. Перечисленные помещики и староста могли быть инициаторами строительства, основными жертвователями.

В различных изданиях фигурирует утверждение, что храм построен помещиками Арнаутовыми. Очевидно, следует полагать, что это был упомянутый Алексей Петрович (1762-1826), похороненный в Иванкове на приходском кладбище. Именно он мог выбрать и осуществить столь экстравагантное архитектурное решение. Едва ли удастся установить подробности, но при каких-то обстоятельствах могли быть получены чертежи, принадлежавшие А.А. Лопухину, либо имело место прямое копирование Георгиевской церкви «на Всполье». Последнему варианту храм села Иванкова, несомненно, ближе.

Можно обратить внимание, что обе церкви имеют примыкающую с запада трёхъярусную колокольню, – правда, различных форм. При этом в проекте для села Рождествена присутствует только крыльцо с массивными арками. Там же заметно отличается архитектурное решение западной части здания – полукружие со множеством окон, переходящее в прямой ризалит. У Георгиевской церкви и в Иванкове западная часть приобретает лепестковую форму, включая два закруглённых угла и дополнительные «лепестки» при переходе к колокольне. Композиция завершающей ротонды в Иванкове заметно упрощена, устранён равномерный ритм окон. Редкие проёмы разделены чередой узких лопаток. Оформление фасадов выдержано в стилистике провинциального раннего классицизма, включает рамочные наличники окон с угловыми выступами и сложным набором филёнок. Схематично выполнены миниатюрные портики с парными колоннами и многочастные карнизы.

Опись имущества 1853 года так представляет оригинальный облик храма в местном понимании: «При селе Иванкове церковь во имя Казанския Божия Матери, одноэтажная с двумя приделами круглообразная, с куполом вверху, с четырьмя арками внутри, построена в 1802-м году и имеет внутри от горнего места до трапезы тёплой, отделяющейся полуциркульной стеною с четырьмя арками, длины 18 аршин, ширины 10-ть (12,8х7 м). Покрыта по деревянным стропилам листовым железом, выкрашена зелёною краскою. Об одной главе, покрытой также листовым железом чешуёю, выкрашена тою же зелёною краскою. На ней крест железной, обитый английскою белою жестью в спайку с железными цепями.

Алтарь оная церковь имеет полуциркульной. По сторонам онаго два малых отделения: одно для хранения ризницы и библиотеки, другое для постановления жаровни и тут же устроен кладезь для умовения… В куполе настоящей церкви вверху пять окошек без решёток, в фонарике над куполом четыре окна с проволочными сетками… По боковым сторонам настоящей приделы: на правой Святителя и Чудотворца Николая, на левой Св. Безсребреников Космы и Домиана, построены в одно и тоже время с настоящею церковью и имеют вид дугообразный… Покрыты по деревянным стропилам листовым железом, окрашенным зелёною краскою, без глав.

Трапеза от настоящей и приделов отделена арками. В ней длины от средней арки 11 аршин, ширина 18 аршин (7,8х12,8 м)… Полы в настоящей холодной церкви, приделах и трапезе деревянные; в трапезе и приделах тёплых с накатом внизу. В трапезе печь изращатая с двойными вьюшками медными, колпаком и железною заслонкою».

Если иконостас храмовой части («столярный о двух ярусах с колоннами и резьбою, вызолоченными на полимент») прилегал к округлой стене ротонды, то боковые были «выгнутые дугою внутрь приделов». Эта особенность проистекала из сложной конфигурации плана. Можно добавить, что иконы для главного предалтарного иконостаса были выполнены в 1811-1812 годах угличским живописцем Петром Алексеевым Масленниковым – «живописною самою превосходною и прочнейшею работою, против данного образца».

Ещё одним интересным произведением была находившаяся в алтаре надпрестольная сень – «четвероугольная, поставлена на четырёх колоннах с тумбами и по местам резьбою, позолоченною на полимент. Колонные столбы по серебру покрыты зелёною краскою, а тумбы окрашены кармином» (тёмно-красный краситель).

Позолотными работами занимался в 1811 году крестьянин Калязинской округи деревни Осечки Василий Филиппов сын Лебедев. Он обязался вызолотить резьбу иконостаса на прочном левкасе червонным золотом, а фоновые плоскости покрасить в указанный цвет и покрыть лаком под вид кости. Также вызолотить балдахин и клиросы.

После повреждения храма «от громового удара» восстановлением главного предалтарного иконостаса занимался с января по август 1850 года также происходивший из Калязинского уезда (деревни Петелина) золотарный мастер Евстафий Григорьев Шохин. Он должен был дополнить резной декор, заменить повреждённые детали, а затем вызолотить червонным полузолотниковым золотом на полимент. Также сплошь вызолотить восемь колонн. «Тело иконостаса покрыть новою карминною краскою в лучшем виде».

В описи имущества 1853 года приводятся сведения о колокольне: «При означенной церкви колокольня каменная, отштукатурена и отбелена извёсткою с вохрою под бланжевой (светло-кремовый) цвет, имеющая в длину и ширину по 9 аршин, высоты 30 аршин (6,4х21,3 м), о двух ярусах с пролётами, с каменным сводом над папертью и полом деревянным. Под колокольнею снизу до первого яруса лестница каменная, от полу второго яруса четыре деревянных. Пол на колокольне деревянной. Покрыта по железным стропилам. В вазе утверждён шпиль и крест, кои обиты английскою жестию в спайку».

Завершение – глава в форме вазы и шпиль – было сломано бурей в 1838 году, а затем вновь восстанавливалось. На колокольне находились семь колоколов, имевших следующий вес: 1) 81 пуд 15 фунтов, 2) 45 пудов 25 фунтов, 3) 16 пудов, 4) 1 пуд 20 фунтов, 5) 30 фунтов, 6) 15 фунтов, 7) 12 фунтов.

Столь необычные оригинальные здания возводили на Угличской земле местные дворяне, служа провозвестниками столичной культуры. Немногое уцелело до наших дней, но сохраняется и привлекает исследователей старинный храм, возможно, опосредованно связанный с работами архитектора В.И. Баженова.

x
Подписаться на новости
X