Евгений Лиуконен
В архитектуре старинных зданий встречается немаловажный элемент композиции – колонны, портики различных форм. На неискушённый первый взгляд они воспринимаются как часть декора, но их значение существенно выше. Это основа классической архитектуры и других академических направлений. Даже в тех сооружениях, где отсутствуют колоннады, ордерное построение определяет строй композиции, наделяя гармонией пропорцией, столь непременной для старинных зданий.
Что такое ордер в архитектуре? В учебном пособии, подготовленном на основе трактата Дж. Б. Виньолы, данное понятие определяется как «художественное выражение стоечно-балочной системы», «единство конструктивной прочности и художественной выразительности». Это слово переводится как «порядок», «строй», обозначая сложный ряд каноничных правил пропорционального и декоративного построения колоннад. В условиях отсутствия инженерных технических расчётов это был способ проектирования, при котором определённые соотношения высоты и толщины опор, ширины пролётов гарантировали прочность и надёжность. Похожие способы модульных построений применялись и в традиционном древнерусском зодчестве – при строительстве каменных церквей и палат, определении плана деревянных построек («окладывании» нижнего венца сруба). Важно отметить, что использовавшаяся в прошлом система мер была основана на средних размерах человеческого тела: рост, длина руки, шаг. Данный способ кажется примитивным, но, в отличие от сугубо искусственной метрической системы, удивительным образом способствовал соразмерности зданий человеку, позволял простыми средствами достигать гармонии.
В исторической части Углича присутствуют здания с колоннами и пилястрами на фасадах. Их не столь много, но едва ли можно усомниться, что они являются наиболее заметными и выразительными в городской застройке. Ордерные элементы пронизывают и местные памятники XVII века. Столь излюбленные в русской традиции оконные наличники – ничто иное как производная от миниатюрных портиков. На фасадах храмов встретятся и пилястры-лопатки, и аркатурно-колончатые пояса, и карнизы классического профиля. Так что присутствие классических деталей в местной архитектуре можно признать основополагающим и это одна из наиболее актуальных для Углича тем.
Мы вплотную приблизились к правилам пяти классических ордеров. Конечно, в Новое время наиболее популярными теоретическими и практическими пособиями являлись «Десять книг по архитектуре» Марка Витрувия и трактат Андреа Палладио, но мы обратимся к отечественному пособию «Опыт городовым и сельским строениям», 1802 года, подготовленному известным архитектором-теоретиком Иваном Михайловичем Лемом. Как известно, под его руководством, в числе многих других городов, был разработан генеральный план Углича 1784 года и серия «примерных» фасадов для застройки преобразуемых городов.
В разделе «О украшении зданий», он кратко излагает некоторые особенности ордеров: «У греков украшение первое было дорическое… ныне употребляют для храмов, академий, публичных школ и зданий героических. Второе ионическое было украшение… имеет капитель с завитками, посвящён миру правосудия, употребляется при судебных и других публичных зданиях, увеселительных домах и прочих. Коринфский с листовою капителью… превосходнее всех изобретённых красотою для украшения храмов, царских чертогов, триумфальных ворот и всякаго рода великолепных зданий. Четвёртое украшение изобретено римлянами, названное композитум, потому, что заимствовали части из греческих столбов, имеет отличие в капители с завитками, которые больше, а листы менее коринфских… в расположении и красоте уступает коринфскому, употребляется в строениях богатство изъявляющих. Пятое украшение тосканское – у римлян изобретено, толстой столб с немногими твёрдыми членами, изображающий Геркулеса, употребляется для украшения городских ворот, арсеналов и таких строений, где должно быть простоте и твёрдости». Далее говорится о модульном построении каждого из пяти ордеров – пропорциональном соотношении основных частей.
Создание классических ордеров является одним из главных достижений древнегреческой цивилизации. Витрувий, характеризуя каждый из них, отмечает, что дорийская колонна воспроизводит в зданиях «пропорции, крепость и красоту мужского тела», ионийская подражает «утончённости женщин, их украшениям и соразмерности». Коринфский ордер «подражает девичьей стройности, так как девушки, обладающие вследствие нежного возраста большею стройностью сложения, производят в своих нарядах более изящное впечатление».
В Древней Греции основными ордерами являлись дорический и ионический, преимущественно использовавшиеся при строительстве храмов и общественных зданий. Наиболее роскошный коринфский с капителью в виде стилизованной лиственной корзины имел второстепенное значение, воспринимался как вариант ионического. Мог употребляться в миниатюрных декоративных сооружениях, – например, памятник Лисикрата в Афинах. Но, как ни парадоксально, этот ордер «девичьей стройности» чрезвычайно полюбился римлянам и в их интерпретации стал одним из символов имперского величия, государственной и военной мощи. С его помощью создавалось торжественное оформление важнейших зданий – как фасадов, так и интерьеров. Воспроизведения коринфского ордера продолжали бытовать в византийском, романском и готическом искусстве Средних веков. Затем он также являлся наиболее распространённым в Новое время, оформляя наиболее значительные представительные здания. Ещё в римскую эпоху на его основе был создан композитный «сложный» ордер, в основном отличавшийся добавлением в коринфскую лиственную капитель иоников и более крупных завитков-волют, которые иногда заменялись фигурками мифических существ. Композитный ордер формировал ещё более роскошный и помпезный стиль.
Ионический и дорический ордера применялись заметно реже. При этом важно учитывать, что дорический в нашем понимании в основном ассоциируется с классической эпохой Древней Греции и наиболее совершенным произведением – афинским Парфеноном. Но с течением времени он продолжал эволюционировать, меняясь в направлении большей лёгкости. В Новое время чаще бытовал римско-дорический ордер, который в отечественной интерпретации провинциальных мастеров мало отличим от тосканского, – тем более, при отсутствии бороздок-каннелюр на стволах колонн, вольном отношении к формам капители и базы. Важным наследием дорического ордера стал его антаблемент (фриз и карниз) с выступами-триглифами и плитами-метопами… Эти эффектные формы часто применялись в декоре зданий, тем более, что Витрувий вроде бы дозволил использовать данные элементы в коринфском ордере.
Казалось бы, античная ордерная архитектура преимущественно ассоциируется с языческой древностью, но это вовсе не так. Христианская цивилизация восприняла данную часть художественного наследия – в средневековье и Новое время отсутствовало представление о чужеродности. Формы базилик и купольных храмов перешли в византийскую и романскую архитектуру. Без интерпретаций классического декора невозможно представить ни владимиро-суздальское, ни московское зодчество. Московские государи, активно привлекая европейских мастеров, жили в окружении ренессансной архитектуры. Если говорить о раннем периоде каменного зодчества Угличского края, можно отметить, что у собора Покровского Паисиева монастыря (1479-1482) нижнюю часть стен опоясывал выполненный из кирпича фигурный цоколь, повторявший профиль классической базы. А ведь Покровский храм, вероятно, возводился русскими мастерами. Подобные детали, присутствующие у многих памятников, вполне типичны для древнерусского зодчества.
Не вызывает сомнений, что классические ордерные формы находили наиболее совершенное воплощение в мраморе, но постройки из натурального камня на территории нашей страны широко распространены лишь в Петербурге. В провинции колонны и карнизы преимущественно выполнялись из кирпича со вставками известняка и лепниной, а зачастую из дерева. Данные материалы редко обеспечивали полный объём детализации и долговечность. Но, тем не менее, периоды барокко, классицизма, эклектики и неоклассицизма наполнили архитектурную среду русских городов множеством зданий с колоннами, создающими несравненный эффект благородства и монументальности. Классицистическая архитектурная среда формирует облик Углича, а потому будет небезынтересно внимательно рассмотреть классические формы известных зданий.