Евгения Карпова
Памятник князю Андрею Большому Угличскому был открыт 29 сентября 2023 года. Авторами памятника являются московские скульпторы Наталья Захарова и Кирилл Александров, архитекторы Татьяна Царёва и Дмитрий Александров, автор экфрасиса (историко-художественного описания) – Михаил Кириллов-Угрюмов.
Высота памятника – 380 см. Высота фигуры – 250 см. Высота постамента – 130 см.
Материал памятника – фибробетон.
Проект памятника стал победителем конкурса, объявленного в 2022 году, на который было представлено 17 моделей.
Фигура решена в каноне, близком ко времени правления и жизни князя (1446-1493). Фигура уплощена в традициях православной аскетической скульптуры византийского и русского средневековья. Над головой князя – металлический позолоченный нимб – символ верного княжеского служения, что соответствует достаточно устойчивой в русской традиции практике изображения правителей. Яркими примерами этой традиции могут служить росписи Грановитой палаты и Архангельского собора Московского Кремля, изображения царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского монастыря в г. Москве.
Фигура князя стоит на лещадке, в иконописном каноне символизирующей ступени лествицы восхождения к горнему миру.
В левой руке князя Андрея Васильевича меч – в память о его ратных делах. В первую очередь, об избавлении от татаро-монгольского ига во времена решающего «стояния на Угре» против полчищ хана Большой Орды Ахмата. Меч князя изображен немного отклоненным – не как грозная доминанта у его прадеда Димитрия Донского, а как защита мирного мира.
Ладонь правой руки князя, обращенная к зрителю – «ладонь праведника», символизирующая в иконологии искренность и доверие, чистоту помыслов и честность.
Княжеское одеяние – шуба, надетая поверх далматика, покрыта рельефным орнаментом.
На лицевой части постамента изображены дети князя Андрея Васильевича, обреченные после ареста отца на долгие муки. «В железа тяжкие окованные» дети провели в монастырских стенах десятки лет. Старший Иван Андреевич – 32 года, младший Димитрий Андреевич – больше 49 лет. Иван перед смертью принял схиму с именем Игнатий и прославился как чудотворец. Дети изображены в условных оковах, молитвенно воздевающие руки к отцу Андрею Васильевичу. «Птенцы голубиные и чистые» молятся (благодаря) за то, что «… их отлучили от сего света суетного».
С тыльной стороны постамента изображена Голгофа, как символ мученичества, и личная печать князя Андрея Васильевича – два всадника, едущие навстречу друг другу. На этой печати, употреблявшейся и Великим князем Иваном III, всадник справа – в панцире, шлеме и латах, слева – полунагой.
Князь Андрей Васильевич Большой – выдающийся деятель в истории средневекового Углича. Он родился в августе 1446 года в Угличе во время феодальной войны второй четверти XV столетия, когда великокняжская семья Василия II Темного находилась в Угличе в ссылке. В 1462 году по завещанию Василия Темного Углич был дан ему в удел.
30-летнее правление Андрея Большого было временем наивысшего расцвета Угличского княжества. Кроме Углича в состав его владений входили Можайск, Звенигород, Романов, Усть-Шексна, земли Бежецкого верха. При князе был перестроен и увеличен в размерах Угличский кремль, развернулось каменное строительство: в Кремле был воздвигнут Спасо-Преображенский собор и комплекс княжеского дворца, огромный собор в Покровской монастыре, собор в Антониевом Краснохолмском монастыре, и, возможно, каменный храм в Учемском монастыре. Вероятно, в результате его строительной деятельности сложилась классическая трехчастная планировочная система Углича из Кремля, посада и слобод.
Князь был заказчиком выдающегося иконописца 15 века Дионисия. В Угличе велось летописание, переписка и оформление книг, в городе и его окрестностях было основано несколько монастырей. Время его княжения отмечено пребыванием и деятельностью в Угличском княжестве ревнителей веры и благочестия Паисия Угличского, Кассиана Учемского, книжника старца Ефросина.
Он был заметным военным деятелем, Иван III поручал ему командовать частью великокняжеских войск в походах на Новгород, Казань, в отражении набегов казанских татар. Он участвовал в присоединении Твери, Новгорода в состав централизованного Московского государства. Приход войска Андрея Большого на Угру в 1480 году во многом решил исход «стояния», положившего конец ордынскому владычеству над Русью.
Памятниками его эпохи являются Палата дворца угличских удельных князей в кремле, остатки Никольского храма в Антониевом Краснохолмском монастыре, иконы Леонтьевского чина в коллекции Угличского музея и три рукописных книги, находящиеся в хранилищах Ярославля, Санкт-Петербурга, Твери.
В 1491 году Андрей Большой был арестован по обвинению в измене своему старшему брату великому московскому князю Ивану III. Аресту подверглись и его сыновья Иван и Димитрий (около 13 и 12 лет), отправленные в Переславль-Залесский, а затем в Вологду. Князь Андрей Васильевич Большой скончался в заточении в 1493 (1494) году. Похоронен в Архангельском соборе Московского кремля.
Традиция местного почитания князя Андрея впервые получила письменное отражение в житиях других угличских святых, судьба которых так или иначе была связана с именем князя Андрея Васильевича Большого. Так, преподобные Паисий Угличский и Кассиан Учемский были его современниками, князь-инок Иоанн-Игнатий, (преподобный Игнатий Прилуцкий и Угличский) – сын Андрея Васильевича, мощи святого благоверного князя Романа, жившего в XIII в., были обретены князем Андреем при строительстве каменного Преображенского собора.
Упоминания о князе Андрее, включенные в большинство произведений угличского исторического и агиографического цикла (в основном, XVIII века) отражают представления угличан о тридцатилетнем княжении князя Андрея в Угличе как о времени процветания и благоденствия.
В 1964 году имя Андрея Угличского (+1494, дата памяти 6 ноября (ст.с.)) в числе прочих благоверных князей и княгинь было включено в Собор святых Ростово-Ярославских с датой памяти (23 мая ст.с./5 июня н.ст.), учрежденный по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I и Определением Священного Синода.
Позже, в 1969 году, Священным Синодом Русской Православной Церкви утверждён текст службы Собору святых земли Ростово-Ярославской (составлена митрополитом Никодимом (Ротовым)). Служба была впервые опубликована в Журнале Московской Патриархии номер 10, 1969 года (с.87-95). В списке святых благоверных князей и княгинь также присутствует имя Андрея Угличского.
Источники:
1. Сосновцева Е.Г. О почитании князя Андрея Васильевича Большого в Угличе и создании его жития. - Slověne = Словѣне. International Journal of Slavic Studies – 2015 - № 1- с. 493-506
2. Кириллов-Угрюмов М.В. Экфрасис к памятнику князю Андрею Угличскому Большому
3. Ерохин В.И. Историческая справка о времени правления князя Андрея Большого Угличского
4. Комментарий члена Межрегиональной комиссии по канонизации святых Ярославской Митрополии, клирика Спасо-Преображенского собора г. Углича иерея Антония Зверкова