Евгений Лиуконен
К числу наиболее известных и значительных памятников истории и культуры Угличского края относится Николо-Улейминский монастырь. В тексте Летописца записано: «сия Улейминская обитель построена бысть за городом в осми поприщах разстоянием, зовомая во имя святаго отца Николы Мирликийских Чудотворца». Те древние «поприща», насчитывавшие семьсот саженей, давно забыты – в более позднее время отмечалось, что обитель расположена «верстах в 12-13-ти от г. Углича по Ростовско-Угличскому тракту».
В отличие от других монастырей наших мест история основания Улейминского хорошо известна и нынешний год является юбилейным для обители. В Угличском летописце повествуется об иноке Варлааме из Ростова, в середине XV столетия совершавшем длительное паломничество по святым местам. Наряду с Палестиной и греческими землями им был посещён итальянский город Бари, где совершено поклонение мощам святителя Николая Чудотворца. Там же приобретена икона святого. Варлаам был в паломничестве три года, – начиная с 1457-го. Наконец, в 1460 году он вернулся в русские земли. На обратном пути в Ростов 9 мая – в день перенесения мощей Николая Чудотворца (22 мая по новому стилю) – проходил через Углич. Продолжив путь после праздничной службы, остановился отдохнуть в пустынном месте. Там инок Варлаам, в силу духовного откровения, решил поселиться и разместить принесённую из Италии икону. Были построены келья и часовня, а в следующем году – деревянный храм. Так было положено начало новому монастырю по имя Святителя Николая Чудотворца, основанному при поддержке князя Андрея Васильевича Большого, по благословению ростовского архиерея.
Дальнейшая судьба обители оказалась успешной – во второй половине XV века формируется монашеская братия, возглавляемая игуменом. По духовной грамоте (завещанию) угличского князя Димитрия Ивановича Жилки (1505-1521) «к Николе на Оулеиму» были положены земельные пожалования. Монастырь становится столь значительным, что в нём ведётся каменное строительство: в 1559-1563 годах возводится Введенская церковь с трапезной, а в 1577-1589 годах Никольский собор – высокий, со сводами, с погребами, с дверями железными.
Шестнадцатое столетие было благополучным периодом для Николо-Улейминского монастыря, но в начале XVII его затронули поглотившие страну трагические события Смутного времени. Как сообщается в Угличском летописце «Потом же, грех ради наших, бысть попущением Божиим, нашествие на Российскую землю злобожных поляков в лето 7117 (1609) году. Тогда бо многия грады Российския теми зловерными литовскими воины попленены и раззорены быша». При разорении окрестных монастырей враги подступили и к Николо-Улейминскому. Игумен Варсонофий с 27 выбранными из братии иноками пытался вразумить захватчиков, но был жестоко убит. Тогда братия и укрывшиеся в монастыре крестьяне заперлись в Никольском соборе. Враги, не сумев выломать двери, подкопали (или взорвали) храм, под обломками которого погибло множество людей.
Монастырь не исчез окончательно. В 1619 году пережил ещё одно разорение, совершённое разбойничьей шайкой пана Микулинского. При восстановлении значительную помощь обители оказал ростовский митрополит Варлаам (1619-1652), который, как считается, до возведения в высокий сан был архимандритом Николо-Улейминского монастыря.
В Писцовых книгах Угличского уезда 1629-1631 годов кратко описано состояние обители вскоре после восстановления: «Монастырь Николы Чудотворца, на речке на Улейме, а на монастыре церковь Николы Чудотворца древян, верх шатровой, да тёплой храм Введения Пресвятыя Богородицы древян, клецки, а в церквах образы и книги, и ризы и на колокольне колокола, и всякое церковное строение монастырское». Как можно видеть, разрушенные каменные храмы не значатся в документе. В обители находились две деревянные церкви шатрового и клетского типов.
Новый расцвет монастыря приходится на вторую половину XVII столетия. В 1675-1677 годах построен пятиглавый четырёхстолпный Никольский собор. Об этом важном событии было записано: «В лето от сотворения мiра 7183, от Рождества же Бога 1675 маия 9-й день начася сей св. храм созидатися… при митрополите Ионе Ростовском и Ярославском, при игумене Иосифе Березине». Облик здания типичен для соборных храмов – включает деление фасадов на три прясла, завершённых кокошниками, три алтарных апсиды. Массивные барабаны обработаны аркатурно-колончатым поясом. Общая композиция четверика и формы пятиглавия близки ярославской церкви Спаса на Городу (1672). Можно предположить, что Никольский собор строили ярославские мастера.
В 1695 году была завершена Введенская церковь с трапезной палатой. Здание имеет сложную композицию – поднято на подклет, где размещались хлебня, поварня, отдаточные, квасные и казённые палатки. На втором этаже помимо храма и трапезной находились паперть, келья и несколько хозяйственных помещений. С северной стороны примыкает крыльцо на два схода. Над западным фасадом возвышается изящная шатровая колокольня, под которой прежде были «часы боевые с получасьем» (от них сохранились круглая ниша для циферблата и гиревая шахта). Своим обликом Введенская церковь близка трапезным храмам Воскресенского и Богоявленского монастырей. Она могла быть построена артелью местных угличских мастеров.
На рубеже XVII-XVIII веков на средства получившего исцеление в обители ярославского купца Фёдора Верещагина возводится каменная ограда с восемью башнями, протяжённостью около 300 саженей. Наиболее значительная в Угличском крае монастырская ограда своим обликом отчасти повторяет укрепления Спасо-Преображенского и Толгского монастырей. Внушительные круглые, восьмигранные и четырёхугольные башни, выступающий верхний ярус с бойницами, круговой боевой ход досконально воспроизводят элементы крепостей XVII века, но в действительности формы миниатюрны и декоративны, рассчитаны на оптическую иллюзию.
Над главными западными воротами расположена небольшая Троицкая церковь. Одноглавый повышенный четверик храма с четырёхугольной апсидой алтаря был фланкирован симметричными объёмами келий. В средней части расположена проездная арка ворот, декорированная тремя гирьками – «вислым каменьем». Надвратный храм, исходя из требований единства ансамбля, строился с явной оглядкой на Введенскую церковь, но в изначальном виде имел более насыщенную и богатую пластику оформления фасадов. К сожалению, в 1891 году памятник подвергся значительной перестройке, исказившей облик, – в особенности западный фасад, заслонённый крупной пристройкой, расширившей храмовое помещение.
На противоположной восточной стороне расположены въездные Водяные ворота с примыкающей сторожевой кельей. Эти ворота также подверглись перестройке в XIX веке. Первоначально над ними находились две братские кельи с сенями, завершённые шатром. Прежде они являлись куда более значительным двухэтажным зданием.
На основе описи 1702 года можно проследить изначальный облик монастырских храмов. Так, главы и кресты Никольского собора уже в тот период были опаяны железом белым. Крыши покрыты тёсом «в зубец». С северной стороны, очевидно, со времени постройки располагался придел Феодора Стратилата. Глава придела «обита чешуёю муравлёной». Также упоминаются примыкавшие к собору три паперти, под которыми могли подразумеваться крыльца или галереи. Они располагались на месте более поздних западной паперти и южного придела. В соборе находился «иконостас флямованный, вызолочен и тумбы расписаны серебром и золотом на бархатный цвет». Это был значительный колончатый иконостас с полным каноническим набором икон и объёмной «флемской» резьбой. Позднее он подвергался переделкам, но, по всей видимости, сохранялся вплоть до разорения храма в советский период.
Сформировавшийся в XVII-XIX веках архитектурный ансамбль Николо-Улейминского монастыря достаточно хорошо сохранился до нашего времени – в отличие от полностью уничтоженного Покровского и значительно повреждённых в 1920-1930-х годах ансамблей Алексеевского и Богоявленского монастырей. Он по-прежнему восхищает строгим величием старинной архитектуры. Хотя, конечно, необходимо понимать, после трагического периода истории на полную реставрацию требуются десятилетия. В текущем году исполняется 560 лет со времени основания монастыря – это важный повод в очередной раз обратиться к его истории и замечательному архитектурному наследию.