A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → Недвижимое имение купцов Истоминых – строительство нового дома

Недвижимое имение купцов Истоминых – строительство нового дома

Евгений Лиуконен

Продолжим обзор старинной городской усадьбы в 22-м землемерном квартале на углу Московской и Петербургской улиц. Основанная в конце XVIII столетия угличским уездным казначеем титулярным советником Петром Ивановичем Смирновым, в 1835 г. перешедшая во владение купца 3-й гильдии Михаила Александровича Хорхорина, она к исходу 1860-х гг. получает знакомый нам облик.

В октябре 1863 г. «каменный двухэтажный дом с каменными флигелями и прочею надворною постройкою и землею» был приобретен купцом 2-й гильдии Иваном Васильевым Истоминым за 5000 рублей серебром и далее находился в собственности этой купеческой семьи. Под этой фамилией обозначенное имение преимущественно и известно в историко-культурной среде города. Именно Истомины возводят новое, еще более значительное здание с пышным лепным декором (ул. Ленина, 21/13), где в настоящее время расположен Дом детского творчества.

Свидетельство на приобретение имения было оформлено 15 октября 1863 г. Там, в частности, говорилось: «мерою же под тем домом и строением земли: по лицу Московской улицы двадцать сажен, в заднем конце от дому Г. Ноздровского двадцать две сажени, в длину от дома купца Курилова и по С.-Петербургской улице по сорока шести сажен». В тот период имение состояло в арендном содержании у московского купца Мамонтова – с 1 января 1863 г. впредь на три года. Обязательство по данному контракту до окончания срока принято «во всей силе» новым владельцем (1).

В качестве вступления можно отметить, что Истомины – одна из старинных угличских посадских фамилий. Эпизодически встречается в документах XVII-XVIII веков. Например, в Писцовых книга города Углича 1674-1676 гг. значится кузнец Федор Михайлов сын Истомин, владевший двором на Мостовой улице (местность современной ул. Ярославской). На торговой площади в Крашенинном ряду было пустое лавочное место Андрея Титова сына Истомина. В Переписной ландратской книге 1717 г. упоминаются Истомины, жившие в 1-й Песоцкой сотне (местность за Троицким ручьем): бобыль Иван Андреев сын Истомин (70 лет, ремесла никакого не имеет, кормится черной работой), нищий Ларион Андреев сын Истомин (69 лет), посадский человек Никита Иванов сын Истомин (32 года, промысел имеет мясной – бьет скотину).

В книге 2-й ревизии 1744 г. также в 1-й Песоцкой сотне за Троицким ручьем значатся сын умершего Григория Никитина Истомина Алексей 6 лет, а также Прокофий Ларионов Истомин, Андрей Иванов и Никита Иванов Истомины. Надо сказать, что и впоследствии многие Истомины состояли в приходе Николопесоцкой церкви, неоднократно являлись старостами храма. В тот же период Иван Федоров Истомин проживал на Мостовой улице (2).

Очевидно, уже в начале XVIII века был состоятельным человеком занимавшийся мясным промыслом Никита Иванов сын Истомин. В 1709 г. отдан в солдаты, но направил вместо себя наемщика. У него в 1717 г. были сыновья Иван 9 лет и Григорий 6 лет. Затем Н.И. Истомин упоминается в 1744 г. У его сына Ивана дети: Петр 6 лет, Андреян 4 лет и Сергей 13 недель. Вероятно, упоминавшиеся ранее купцы Василия и Лаврентий Сергеевы Истомины, посадский Василий Сергеев Истомин, имевшие владения в составе 22-го квартала, были сыновьями Сергея Иванова.

В «сказках» угличских купцов о характере их торговли и о годовых денежных оборотах, в делах Углицкого Провинциального Магистрата 1764 г. сообщается: «углецкой купец Иван Микитин сын Истомин сказал: купечество де он Истомин имеет в городе Угличе; в лавке своей мясными товарами… обращается в год до пятидесяти рублев» (3).

По материалам 5-й ревизии 1795 г. Василий Сергеев Истомин 24 лет с братьями Лаврентием и Михаилом жил уже во 2-й сотне, к которой относился Петровский берег – будущая местность 22-го квартала. При 6-й ревизии 1811 г. в числе цеховых ремесленников по Мясному цеху, наряду с другими однофамильцами, числились Михайло и Василий Сергеевы Истомины. Далее в материалах 8-й ревизии 1834 г. в числе купцов 3-й гильдии значится Иван Васильев Истомин 29 лет, вступивший в купеческое звание из мещан в 1829 г. У него малолетние сыновья Аркадий, Александр и Николай. Далее, при 9-й ревизии 1850 г. он также значится в числе купцов. К вышеупомянутым детям прибавились сыновья Михаил, Иван и дочери Елисавета, Катерина и Марья (4).

Имение на углу Московской и Петербургской улиц упоминается как принадлежащее Истоминым в 1865 г. – и вновь имеет место условие аренды. 28 декабря угличский 2-й гильдии купец Иван Васильев Истомин сдал угличской 2-й гильдии купеческой вдове Екатерине Петровой Смирновой «при доме моем, состоящем в городе Угличе в 22 квартале, задний двор с каменным флигелем на лицо Московской улицы и половину каменнаго строения по С.-Петербургской улице от дому, равно на заднем дворе всю деревянную постройку, необходимую для склада, перегона спирта и выделки водок, сроком на один год, то есть с 1 января 1866 года, с платою пятисот рублей. Каменный флигель Смирнова должна занимать верхний этаж жилыми покоями и в нижнем этаже открыть такого рода торговлю питьями, какую Смирнова заблагорассудит. В подвалах может иметь очистную вина и склады для хранения и продажи питий, как это допускается правилами положения, а затем во всех прочих арендуемых строениях помещать необходимыя потребности для склада и водочнаго завода, на что я Истомин согласен» (5).

Можно сделать вывод, что поначалу Истомины продолжали использовать имение в том же направлении, что и М.А. Хорхорин, но затем назначение меняется – городская усадьба помимо утилитарного назначения приобретает черты парадной резиденции. Стоявший на перекрестке каменный двухэтажный дом с мезонином и шестиколонным портиком был крупным и представительным зданием, но по каким-то причинам не удовлетворял новых владельцев. Возможно, здание обветшало, было неудобным или они пожелали возвести демонстрирующее статус более значительное и роскошное здание, убранством и размерами превосходящее богатейшие особняки Углича. Старый дом подлежал сносу.

В августе 1866 г. купец Иван Васильев Истомин подал прошение в Губернское правление. Документ, написанный на печатном бланке гербовой бумаге с обращением на имя «Всепресветлейшего, Державнейшего, Великого Государя Императора Александра Николаевича, Самодержца Всероссийского, Государя Всемилостивейшего» имел следующее содержание:

«В г. Угличе желаю я, на углу С.-Петербургской и Московской улиц, построить каменный двухэтажный с антресолями дом, для чего, представляя фасад с планом местности, Всеподданнейше прошу.

Дабы повелено было означенную постройку мне разрешить. 1866 года Августа … дня. К податию надлежит в Ярославское Губернское Правление. Прошение сие писал со слов просителя коллежский секретарь Василий Платонов Лавров». Подача вверена угличскому купцу Ивану Николаеву Четвертухину.

1 сентября документы были рассмотрены и составлен протокол: «Строительное Отделение Ярославскаго Губернскаго Правления, разсмотрев приложенный к настоящему прошению план на постройку вновь каменнаго двухэтажнаго с антресолями дома в г. Угличе, нашло план этот составленным правильно и во всем согласно с правилами архитектуры и строительнаго искусства, а потому определило: постройку каменнаго дома в г. Угличе купцу Ивану Васильеву Истомину дозволить, о чем зделать на плане надпись, который и препроводить для выдачи просителю в Угличское Полицейское Управление, с тем, чтобы оно взыскало с Истомина 1 руб. 20 коп. гербовых пошлин и отослало в казну, донеся о том Контрольной и Казенной Палатам».

К прошению прилагался проектный чертеж, содержащий два фасада, разрез, планы второго и первого этажей. Чертеж довольно схематичный, выполненный простыми графичными линиями. Оба фасада имеют по семь осей. Первый этаж поднят на высокий цоколь, окна прямоугольные с рамочными наличниками и подоконной тягой. Второй этаж более декоративен – три центральных проема высокие арочные с архивольтами и фигурными импостами на консолях, боковые проемы с лучковыми перемычками. Подоконное пространство между поясками обработано филенками, зрительно увеличивающими высоту проемов. В филенках под центральными окнами кольцевидные вставки. В верхней части стен проходит карниз, состоящий из чередующихся узких и широких филенок. Центральные с тремя кольцевидными вставками.

Такова общая структура композиции. При этом фасад по Петербургской улице плоскостной, а по Московской имеет боковые раскреповки. Неглубокая центральная ниша завершена фигурным ступенчатым аттиком с полуциркульной центральной частью и вписанным медальоном. По сторонам аттика небольшие тумбы и ограждение крыши с кольцевидным рисунком. По южному дворовому фасаду должно было располагаться крыльцо с лестницей и обращенным на улицу парадным входом. Лицевая часть крыльца пониженная, выполненная на уровне первого этажа.

На разрезе четко прослеживаются парадные помещения с высокими потолками и вписанная с восточной дворовой стороны антресоль. Планировка двух этажей в целом схожа – она включала центральный зал по Московской улице и меньшие боковые комнаты, формирующие анфиладу. Служившее вестибюлем юго-восточное заднее помещение второго этажа, очевидно, планировалось оформить тонкими колоннами. Через него проходила лестница в антресоль. В парадных залах должны были располагаться угловые печи с вогнутыми зеркалами (6). На лицо типичный для середины XIX века эклектичный стиль, во многом сохраняющий классицистическую основу.

В правом нижнем углу чертежа стоит подпись: «Архитекторъ А. Савельевъ». Небезынтересны сведения об этом человеке, спроектировавшем для Углича некоторые значительные здания. Александр Калистратович Савельев (1837-1868) в 1850-1858 годах получил образование в Строительном училище Главного управления путей сообщения и публичных зданий, в Петербурге. После выпуска работал во Владимире, а затем в Ярославле.

Примечателен один факт – с большой долей вероятности А.К. Савельев был внуком прославленного баснописца Ивана Андреевича Крылова, сыном его внебрачной дочери Александры. К судьбе последней И.А. Крылов проявлял значительное участие, выдал замуж за чиновника Штаба военно-учебных заведений Калистрата Савельева. В последние годы они жили одной семьей, составляя окружение баснописца. Будущий архитектор А.К. Савельев с сестрой Надеждой провел при нем детство и оставил воспоминания. Л.Н. Трефолев, будучи знакомым с ярославским архитектором, отмечал значительное внешнее сходство с И.А. Крыловым (7). В составленном незадолго до смерти духовном завещании, при отсутствии родственников, единственным наследником всего движимого и недвижимого имущества, а также прав на издание литературных произведений был назван чиновник Калистрат Савельев.

Таким образом, биография малоизвестного провинциального архитектора оказывается далеко незаурядной – детство при великом деде, в гуще культурной жизни Петербурга! Его профессиональная деятельность практически не изучена и едва ли за короткую жизнь успел многое построить. Но в Угличе был еще один проект – в 1867 г. дом для угличского купца 2-й гильдии Николая Аристархова Жаренова, в 1-м квартале по Спасской улице. Сгоревшее в 1921 г. здание стояло поблизости от построенной в начале ХХ века гостиницы А.К. Поснова. В отличие от дома Истоминых, тот проект более детально проработан, фасад покрыт изящным декором. Общей чертой является наличие антресоли с дворовой стороны. Небезынтересен еще один факт – оба проекта были утверждены губернским архитектором Андреем Михайловичем Достоевским (1825-1897) – младшим братом великого писателя (8).

В ходе реализации проект дома Истоминых подвергся существенной доработке, которая могла быть осуществлена как при участии А.К. Савельева, так и независимо от него. Подробности неизвестны, но на лицо результат. Важным изменением являлось устранение внешнего крыльца и замена его внутренней парадной лестницей, размещенной в юго-восточном помещении. Это стало одной из особенностей особняка Истоминых, поскольку в местной традиции лестницы обычно располагались в дворовой пристройке крыльца – внутренние архитектурно оформленные были большой редкостью. В северо-восточной части появляется вторая лестница, связывающая два основных этажа и антресоль. В планировку первого и второго этажей добавляются идущие позади центрального зала внутренние служебные коридоры, делающие структуру интерьера более удобной, позволяющие изолировать целую группу помещений. Если южный дворовый фасад здания был освобожден от обширного объема крыльца, то к восточному добавлена небольшая служебная пристройка, выходящая на Петербургскую улицу.

Разработанная архитектором А.К. Савельевым композиция фасадов также подверглась значительной доработке. Так, на главном фасаде вместо боковых раскреповок вводится слабо выступающий центральный ризалит с балконом. Фасад по Петербургской улице завершается небольшим аттиком. Но самое важное – создается насыщенный лепной декор. Относительно последнего неясно, требовал ли он особого архитектурного проекта или создавался артелью опытных лепщиков из бытовавших в тот период моделей, типовых деталей. В нижней части стен первого этажа, над белокаменным цоколем был выполнен ряд широких и узких филенок с профилированными обрамлениями. Поле филенок и центральные части фасадов покрыты фактурной штукатуркой «под шубу». Боковые плоскости фасадов оформлены дощатым рустом. Под окнами второго этажа в соответствии с проектом размещены объемные филенки с кольцевидными вставками. Углы акцентированы рустованными лопатками. Взамен условного филенчатого карниза выполнен антаблемент дорического ордера с триглифами и чередующимися узкими и широкими метопами. Центр фасада по Петербургской улице выделен пилястрами ионического ордера с гирляндами. Окна ризалита по Московской улице оформлены плоскостными арками и угловыми лопатками. Карниз дополнен дентикулами.

Оконные проемы помимо профилированных обрамлений получили барельефные маскароны, ставшие одними из наиболее заметных узнаваемых элементов здания. На первом этаже это окаймленные рокайлями мужские маски с древнегреческими прическами и завитыми локонами бород. Над лучковыми перемычками окон второго этажа круглолицые женские маски на фоне картушей с ниспадающими цветочными гирляндами. Орнаментальные вставки простенков и арок также входят в число наиболее выразительных и заметных элементов композиции. Боковые части аттиков покрыты спиралевидными завитками растительных побегов. В медальоне аттика по Московской улице, по всей видимости, размещалась монограмма владельцев, заметная на одной из фотографий.

В оформлении фасадов присутствуют элементы нескольких архитектурных стилей. При этом доминируют сохраняющие четкость и строгость линий классицистические детали, формирующие основу композиции. Их дополняют орнаментальные вставки в стиле рококо. Дворовые фасады здания лишены самостоятельного значения – на них выборочно применены элементы декоративного оформления. При этом обращенный к парадному входу южный фасад подчеркнуто представителен.

В оформлении здания наряду с лепниной применено чугунное литье. Великолепен балкон с фигурными балясинами и четырьмя ажурными кронштейнами. Навес над парадным входом опирается на две тонкие фигурные колонны. Двухскатная верхняя часть содержит ажурные фриз и кронштейны с растительным орнаментом.

Для интерьеров здания характерна анфиладная планировка, включающая расположенные вдоль фасадов просторные и высокие парадные помещения. В комнатах сохраняются лепные карнизы из профилированных тяг, центральные розетки, двери из ценных пород дерева с фигурными филенками, профилированной окантовкой и бронзовыми приборами. В трех залах парадной анфилады по Московской улице присутствует насыщенный и сложный лепной декор потолочных плафонов, который наряду с убранством фасадов, очевидно, является наиболее ценной составляющей здания и главной достопримечательностью.

Первое помещение с лепным декором – парадная лестница. Там помимо типичных профилированных карнизов присутствуют угловые орнаментальные вставки и центральная розетка с крюком для светильника. Прихотливые изгибы растительного орнамента включают выполненные в высоком рельефе переплетенные побеги, листья, миниатюрные цветы. Барельефные и горельефные вставки в стиле рококо, пышные розетки ромбовидной формы характерны для убранства интерьеров дома Истоминых.

В центре фасада по Московской улице расположен обширный квадратный в плане зал. В верхней части стен проходит фриз, покрытый непрерывным орнаментом из завитков растительных побегов с чередующимися листьями и цветочными букетами. В средней части в него вписаны вазоны и обращенные в разные стороны клюющие побеги птички. Над фризом выступающий двухчастный карниз, декорированный узким поясом обращенных вниз стилизованных лилий и широким поясом обращенных вверх акантовых листьев. Выше расположена падуга с угловыми и средними орнаментальными вставками, включающими рокайли сложных форм с композициями из листьев, цветочков, букетов, переплетенных завитков. Над падугой, по периметру потолка проходят профилированные тяги с вписанными дополнительными орнаментальными вставками. Важной составляющей убранства является огромная центральная розетка, которая помимо пышных рокайлей и цветов включает плоскостные детали, похожие на ананасы.

С юго-западной стороны к центральному залу примыкает вытянутое в плане угловое помещение. Оно соседствует с парадной лестницей и вполне могло служить кабинетом, которые в расчете на прием сторонних посетителей традиционно располагали поблизости от входа. Убранство включает фриз со спиралевидным растительным орнаментом, в который вписаны корзины с цветами, крупные розы, мелкие цветочки и грозди. Выше проходит карниз с двумя узкими поясами ленточного орнамента, включающими миниатюрные лилии и пальметки. Над узкой падугой по периметру потолка проведен широкий бордюр, включающий треугольные филенки с вписанными трилистниками и угловые круглые медальоны. В средней части и по углам пышные рокайльные вставки. При этом средние в виде картушей, а угловые окаймляют медальоны. В центре потолка типичная для дома Истоминых орнаментальная розетка ромбовидных очертаний, состоящая из переплетенных побегов и листьев.

С противоположной стороны к центральному залу примыкает квадратное в плане северо-западное помещение. На фризе его лепного плафона виноградные лозы с характерными листьями и гроздьями, перемежающиеся плетеным орнаментом. Карниз состоит из трех поясков ленточного орнамента, включающего разнонаправленные акантовые листья, пальметки и лилии. Окаймляющая потолок гладкая профилированная тяга разделена по углам и в середине каждой из сторон орнаментальными вставками. Если угловые вставки более крупные и насыщенные, то для средних характерна основа в виде картуша, фланкированная выгибами и завитками тяги. В центре, как и в предыдущих помещениях, размещена изысканная и сложная розетка.

Как следует из вышесказанного, лепной декор в интерьерах применен только при оформлении потолочных плафонов. Можно предположить, что рельефные детали и фоны в прошлом могли иметь цветную тонировку. Также могли присутствовать золочение и росписи. Эффект цвета способствовал большей выразительности, делал убранство еще более содержательным и насыщенным.

Не вызывает сомнений, что при наличии пышных лепных плафонов стены тоже должны были иметь достойную отделку. Известна фотография 1924 г., сделанная в кабинете председателя Угличского исполкома, который в тот период размещался в муниципализированном доме Истоминых. Видимые участки стен покрыты тканью или бумажными обоями с насыщенным растительным орнаментом. Покрывающие основные плоскости прямоугольные панно окаймлены бордюрами и узкими рамками с угловыми виньетками. Плохо просматривается отделка цокольной части стен. Смутно заметен рисунок паркетного пола. Также устанавливается, что филенки дверей прежде имели внутренние тонкие рамки (9). К сожалению, это единственное старинное изображение интерьера. Также в нашем распоряжении нет сведений о когда-то роскошной меблировке дома, люстрах и разнообразных других светильниках, формировавших облик помещений.

Не вызывает сомнений, что практически во всех комнатах прежде присутствовали печи. В парадных залах они могли иметь сложные архитектурные композиции. Но к настоящему времени практически все печи утрачены. В одном из залов по Петербургской улице сохраняется высокая угловая печь со скошенным зеркалом. В нижнем ярусе, по всей видимости, находилась широкая каминная топка, фланкированная пилястрами, завершенная мраморной полкой. Верхний ярус оформлен прямоугольной лепной рамкой и профилированной тягой. Завершает объем зауженный диагональный выступ лепного карниза. В коридоре первого этажа размещается углубленная в стену утермарковская печь цилиндрической формы, сохранившая металлический корпус с профилированными поясками и элементы технического устройства.

Еще одним интересным элементом интерьеров является «черная» деревянная лестница, расположенная в северо-восточной части здания, связывающая основные этажи и антресоль. Лестница имеет плавно закругленные поворотные марши и перила с точеными балясинами. Это замечательный образец старинной столярной работы.

Строительство дома купцов Истоминых было начато в 1866 г. и, очевидно, продолжалось несколько лет. 19 мая 1869 г. угличский 1-й гильдии купец Аркадий Иванов Истомин подал прошение в Губернское правление: «Желаю произвести накладку кирпичной стены на высоту одного с четвертью аршина над службами с перекрытием железом крыши и зделанием дверей и ворот для помещения в сих службах Крупяной, и находящагося ранее сего виннаго склада, и равно и устроить ворота вновь между домом и флигилем по прилагаемому при сем плану с копией, почему Всеподданнейше прошу».

Прошение вверялось подать губернскому архитектору коллежскому советнику И.Ф. Яровицкому. Как уже ранее отмечалось, им был выполнен приложенный чертеж.

24 мая проект был рассмотрен Строительным отделением – работы разрешены. За губернского инженера протокол подписал Иоасаф Филиппович Яровицкий, а за архитектора Андрей Михайлович Достоевский. В сентябре того же 1869 г. И.Ф. Яровицкий направил рапорт: «На предписание Ярославскаго Губернскаго Правления от 26 мая сего 1869 года № 559, честь имею донести, что постройки, произведенныя купцом Истоминым в г. Угличе, мною освидетельствованы и оказались исполненными правильно, прочно и согласно утвержденных планов» (10).

Проект свидетельствует, что у двух служебных корпусов по Петровской улице планировалось надстроить стены. У корпуса, соседствовавшего с одноэтажным флигелем, также предполагалось на гладких участках фасадов взамен прежних арочных ниш пробить ворота с лучковыми перемычками и по два небольших окна. Между флигелем и бытовой пристройкой дома обозначены ворота во двор, также имеющие лучковую перемычку. Они должны были получить карниз с дентикулами и треугольный фронтон с декоративной вставкой в завершении. Проект этих ворот в целом был реализован, но фронтон получил более утонченные слегка вогнутые формы. По скатам проведены профилированные тяги, завершающиеся на коньковом стыке эффектными завитками.

Главные ворота по Московской улице должны были состоять из крупного центрального проема с лучковой аркой, замковым камнем и симметричных боковых калиток. Пилоны и участки ограды обрабатывались мелким дощатым рустом. Завершением служил аттик с рядом мелких филенок и флагштоком. Над калитками крупные прямоугольные филенки. Но по какой-то причине формы ворот были изменены – пилоны оформлены парными пилястрами. Над калитками выполнены лучковые фронтоны с плечиками. Поле декорировано лепными розетками. Центральный проем перекрыт коробовой аркой, дуга которой составляет единственное завершение. Причины изменений непонятны, но, возможно, такие формы ворот казались более практичными и стилистически близкими новому дому.

На чертеже присутствует план имения, где виден дом, вписанный в конфигурацию угла квартала. К задней стороне двухэтажного флигеля по Московской улице примыкает каменный служебный корпус. По Петровской улице обозначен вытянутый во двор одноэтажный флигель, а далее тянутся два других служебных корпуса, предназначенных под крупяную и винный склад. Имеются и деревянные служебные постройки. Территория усадьбы делилась на две части – передний двор, ограниченный каменными зданиями, и обширный хозяйственный двор, Г-образно выступавший вглубь квартала.

Как известно, купцы Истомины занимались торговлей хлебным товаром. Ими был создан Торговый дом братьев Истоминых в который входили Аркадий Иванович и Иван Иванович, а позднее их сыновья. Торговому дому принадлежал лабаз, размещавшийся в лавке Большого Мучного ряда, по соседству с домом Евреиновых. В начале ХХ века лабаз имел годовой оборот около 150.000 рублей. В статистических сведениях о фабрично-заводской промышленности Ярославской губернии за 1896 г. значатся принадлежавшие Торговому дому братьев Истоминых две крупчатые мельницы, производившие пшеничную муку, отруби и манную крупу. Первая мельница основана в 1875 г. и находилась в деревне Савино Покровской волости Угличского уезда. На ней работали 34 человека. Двигатели – паровая машина и шесть водяных колес. Вторая мельница основана в 1893 г. и находилась в деревне Пакушево Ивановской волости Рыбинского уезда. Работали 44 человека. В числе оборудования водяная турбина, паровой насос и две паровые машины. Их годовой оборот составлял 132.994 и 327.833 рубля (11). В числе владений также упоминавшиеся небольшой крупяной завод и винный склад в постройках имения на углу Московской и Петровской улиц.

В начале ХХ века каменный дом и флигели с надворными строениями и землею и две земли по Петровской улице принадлежали: 1/2 Ивану Ивановичу, 1/2 Ивану и Александру Аркадьевичам Истоминым. Они также владели каменным двухэтажным домом и деревянным флигелем в 21-м квартале по Московской улице (ныне № 32 и место № 34/26А по ул. Ленина); полукаменным домом в 34-м квартале по Алексеевской улице (ныне № 6 по ул. Шаркова) (12).

Истомины занимали высокое положение в местной иерархии, участвовали в общественной жизни и деятельности органов власти. Ф.Х. Киссель в своей «Истории города Углича» писал, что они производят «обширный торг хлебом и другими товарами» (13). Купец 1-й гильдии Аркадий Иванович Истомин в 1869-1872 гг. и в 1877-1879 гг. состоял в должности угличского городского головы. Вероятно, наиболее значительное и яркое событие в истории имения напрямую связано с одним важным общегородским событием – открытием Угличского музея древностей при участии великого князя Сергия Александровича и его супруги Елизаветы Феодоровны 3 (16) июня 1892 г. На страницах «Ярославских епархиальных ведомостей» подробно описана последовательность: торжественная встреча августейших посетителей на пристани, литургия в соборе, крестный ход, освящение Дворца царевича Димитрия, церемония открытия, осмотр экспозиции музея, посещение церкви Царевича Димитрия «на крови».

«Из храма Их Высочества прошли на пароход, где имели краткий отдых, и затем направились в дом купца И.И. Истомина на завтрак, предложенный Августейшим Посетителям городским обществом. При входе Их Высочества были встречены хозяином дома с хлебом-солью и его супругой, которая удостоилась поднесть Ея Высочеству букет. Завтрак был сервирован на сто персон. На оный были приглашены Высокопреосвященный Ионафан, губернатор А.Я. Фриде, представители дворянства, земства и почетныя лица, бывшия на торжестве освящения дворца. Пред домом собралась масса народа; тут же играл оркестр военной музыки Болховскаго полка» (14).

В поздний период Истомины преимущественно проживали в Санкт-Петербурге, приезжая в Углич лишь на лето. Вероятно, данные обстоятельства были вызваны необходимостью вести основные дела в столице и общим экономическим упадком Углича второй половины XIX – начала XX веков. В материалах Первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г. сообщается, что в основном недвижимом имении в тот период проживала только купчиха, вдова Серафима Ивановна Истомина, 43 лет, пользовавшаяся процентами с капитала. При ней было шесть слуг: две горничные, кухарка, садовник, дворник и кучер. Дом в 21-м квартале сдавался под квартиру купцу Андрею Семеновичу Виноградову. В доме, находившемся в 34-м квартале, проживал приказчик мучной лавки мещанин Петр Николаевич Пивоваров (15).

В советский период имение купцов Истоминых было муниципализировано. Формально это произошло 1 января 1919 г. В 1920-х гг. в здании располагались Угличский уездный исполком и Общий отдел. В 1930-х гг. – Райземотдел, квартиры работников Районного комитета ВКП (б). С 1960-х гг. – Горком КПСС. После его перевода в новое специально построенное здание в 1971 г. – Дом пионеров, преобразованный в 1990-х гг. в Дом детского творчества (16).

Приведенный краткий перечень позволяет установить, что с первых лет советской власти одно из наиболее значительных городских зданий использовалось для административных и общественных нужд. Несмотря на элитарный статус в течение ХХ века произошло немало негативных изменений. Помимо утраты многих составляющих отделки интерьеров происходило разрушение зданий бывшего купеческого имения. Так, в 1930-х гг. при строительстве здания городской бани был снесен один из служебных корпусов по улице 9 Января (Петербургской, Петровской). Второй корпус, примыкающий к одноэтажному флигелю, значительно перестроен. Фасад фактически обезличен – уничтожены архитектурные детали, пробиты новые окна. Завершающая торцевая часть оформлена как симметричный флигель с примерным повторением композиции фасада. У флигеля перестроена дворовая часть – грубо переложена с использованием старинного и силикатного кирпича.

Двухэтажный флигель по улице Ленина (Московской) также перенес немало утрат и повреждений. Примыкавший со двора каменный служебный корпус был снесен. При капитальном ремонте флигеля была уничтожена внутренняя структура и переложены оконные проемы фасада. При этом исчезли замковые камни, тройное окно палладианских форм, боковые проемы подняты под самые сандрики. Все это привело к существенному искажению пропорционального и согласованного классического облика, стройной композиции фасада.

Более полувека в бывшем купеческом доме размещается учреждение дополнительного образования. Ежегодно около пятисот детей занимаются в различных творческих объединениях, профильных кружках, участвуют в конкурсах, концертах, краеведческих чтениях, туристических поездках и походах... Немаловажно, что подрастающие поколения с малых лет пребывают в стенах старинного здания, объекта культурного наследия. Это приобщение к истории и культуре Угличского края и возможность эстетического воспитания. Высокохудожественный облик здания, изысканное оформление фасадов и интерьеров выполняет эти функции, приобщая к наследию отечественной и мировой культуры. Облик старинного купеческого особняка наглядным примером повествует историю искусства.

Важно отметить значительные труды руководства и коллектива Дома детского творчества по поддержанию памятника архитектуры в надлежащем состоянии. Стремление сохранить исторический облик, восполнить утраченное, свято беречь историческое наследие – как это далеко от многих случаев скандальных евроремонтов в памятниках архитектуры, примитивных стремлений все заменить и переделать на новый лад. В 2010-х гг. в доме быв. купцов Истоминых были проведены значительные реставрационные работы, затронувшие фасады и интерьеры. Осуществлены расчистка и укрепление лепного декора, воссоздание утраченных деталей. В результате облик здания стал ближе первоначальному, возродилась эстетика форм. Многое предстоит сделать, но крайне важно, что старинное здание продолжает служить людям.

Примечания

1) ГАЯО. Ф. 151. Оп. 2. Д. 33864. Л. 1-4 об.

2) Писцовые книги города Углича стольника М.Ф. Самарина и подьячего М. Русинова 1674-1676 гг. // Труды ЯГУАК. Вып. 2. М., 1892. С. 170, 235; Углич. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. М., 1887. С. 8-9, 11, 124, 134.

3) ГАЯО. Ф. 1536. Оп. 1. Д. 18. Л. 4.

4) ГАЯО. Ф. 100. Оп. 7. Д. 431. Л. 10; Оп. 8. Д. 472. Л. 19; Д. 1338. Л. 32 об.; Д. 1913. Л. 22об. – 23.

5) УгФ ГАЯО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 1886. Л. 177 об. – 178 об.

6) ГАЯО. Ф. 80. Оп. 1. Д. 35. Л. 1-4.

7) http://krylov.lit-info.ru/krylov/vospominaniya/vospominaniya-41.htm

8) ГАЯО. Ф. 80. Оп. 1. Д. 121. Л. 2-4 об.

9) УГИАХМ. Коллекция «Фотографии». Ед. хр. Уг/КП-8441, Ф-2284.

10) ГАЯО. Ф. 80. Оп. 1. Д. 225. Л. 1-6.

11) Статистические сведения о фабрично-заводской промышленности Ярославской губернии за 1896 год // Памятная книжка Ярославской губернии на 1898 год. Ярославль, 1898. С. 42-45.

12) УгФ ГАЯО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 867. Л. 139 об., 137 об., 111 об.

13) Киссель Ф.Х. История города Углича. Ярославль, 1844. С. 406.

14) Пребывание 3-го ч. сего июня, в г. Угличе Их Высочеств… // ЯЕВ. ч. неоф. 1892. № 26 (23 июня). С. 408-409.

15) ГАЯО. Ф. 642. Оп. 3. Д. 1128. Л. 35-36; Д. 1141. Л. 151-152; Д. 1143. Л. 202-203.

16) Шелехова Ю. Дом Истоминых и его обитатели // Сборник «Отечество». № 9. Углич, 2008. С. 88-89.

x
Подписаться на новости
X