Евгений Лиуконен
В составе существующего храмового ансамбля села Сергиевского церковь Преподобного Сергия Радонежского является наиболее ранней частью – была построена в 1792-1798 годах. В начале XIX века возведена классицистическая колокольня. Затем в 1860-х годах перестроена, расширена трапезная. Так постепенно формировался облик сельской приходской церкви.
Приведём сведения о внутреннем убранстве. В описи имущества 1806 года сообщается, что в храмовой части находился «иконостас трёхъярусный резной. На нём гладкие места прокрашены белой краскою и покрыты лаком, а резьба вся вызолочена на полимент червонным золотом. Царские врата резные, на коих образ Благовещения и Тайная Вечеря резные ж, лица отживлены, а платье вызолочено». Посреди церкви висело на железной цепи медное посеребрённое паникадило о 24 шандалах. В Троицком приделе «иконостас столярный двухъярусный, выкрашенный и местами позолоченный. Царские врата столярные же. На них образ Благовещения и евангелисты писаны из красок».
Затем в описи 1853 года представлен более поздний внешний облик храма: «Крыша железная, выкрашена зелёною краскою медянкою. На настоящей Сергиевской церкви одна глава, на святом алтаре одна и на трапезной одна же. Главы обиты железом и выкрашены зелёною краскою; на всех главах кресты железные, обложены белою жестью… Колокольня каменная четырёхугольная о трёх ярусах. Купол обит железом, окрашен зелёной краской, шпиль обит белым железом, крест вызолочен». На колокольне находились восемь колоколов, из которых большой весил 151 пуд 29 фунтов, второй – 58 пудов 20 фунтов, следующие 20, 10, 5 пудов, 3, 1 и 0,5 пуда.
Описание иконостаса схоже с предыдущим, но образы царских врат уже не резные скульптурные, а живописные. Завершением служило Распятие с предстоящими, «а по сторонам в небольших клеймах изображены страсти Господни». В храмовой части и трапезной у клиросов и по боковым стенам размещались многочисленные киоты с почитаемыми иконами, окрашенные в зелёный, белый, красный, ореховый цвета, декорированные золочёной резьбой. «Полы как в настоящей, так и трапезе деревянные… Церковь расписана стенным письмом, по приличию мест, в клеймах».
Росписи храмовой части и алтаря были выполнены местным живописцем из левобережной деревни Муравьёво Антоном Лукичом Гусевым, который 30 мая 1845 года подрядился написать «лучшей живописной работы на масле клейма». От росписей того периода, вероятно, сохраняются имитирующие лепнину классицистические гризайлевые орнаменты – фризы, карнизы, обрамления клейм. Они сочетаются с подлинной лепниной, включающей тонкий декор карнизов, рамки и филёнки окон нижнего яруса. Считается, что в более поздний период живописные работы также производил Василий Михайлович Клевцов. Мастерами его артели могли быть созданы существующие клейма.
В селе Сергиевском на протяжении более столетия существовал обычный приходской храм, включавший помещения для летних и зимних богослужений. В начале ХХ века происходит знаменательное событие – на средства известного благотворителя, уроженца тех мест, создателя одной из крупнейших в России колбасно-гастрономических фабрик Николая Григорьевича Григорьева (1845-1923) строится отдельно стоящий зимний храм, значительно обогативший облик села.
Можно отметить, что 24 мая 1907 года Ярославская духовная консистория направила в Строительное отделение Ярославского губернского правления проект новой церкви с целью рассмотреть в архитектурном отношении. 19 июля проект был одобрен с учётом незначительных требований «с тем: 1) чтобы все двери открывались наружу; 2) чтобы постройка нового храма была произведена под наблюдением техника, имеющего право производить строительные работы; 3) чтобы по окончании постройки церкви было сообщено Губернскому правлению для освидетельствования».
Примечательно, что незадолго до согласования возведения храма, 6 декабря 1906 года императорским указом временному московскому купцу 2-й гильдии Николаю Григорьеву за заслуги по духовному ведомству было пожаловано звание потомственного почётного гражданина. При этом он обозначен как попечитель Сергиевской церковно-приходской школы.
Новый храм следовало разместить к югу от церкви Сергия Радонежского, по линии каменной ограды. С запада и востока на дальнем расстоянии его фланкировали дом священника и двухэтажное с резными наличниками здание школы. Интересно, что в ранних документах не обозначено посвящение храма – его лишь условно именуют «новым». Вероятно, несколько позднее было решено освятить во имя Святителя Николая Чудотворца – святого покровителя Н.Г. Григорьева. Церковь возводилась в память 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости и в ознаменование 50-летия основания фирмы – это было взаимосвязанное сочетание личного и общественного дел.
Никольская церковь выполнена в типичном для начала ХХ века неорусском стиле. Это крестообразный в плане храм, в котором углы средокрестия являются несущими столпами, поддерживающими верхний ярус храмовой части с эффектным шатровым завершением. Между столпами широкие арочные проёмы, из которых выступают ветви креста. Они образуют симметричные боковые объёмы, алтарную часть с полукруглой апсидой и удлинённый объём трапезной. Композиция проста и логична – в ней получила творческое осмысление тема древнерусских шатровых храмов XVI-XVII столетий, переработанная в соответствии с утилитарными требованиями современности.
Фасады покрывает пышное кирпичное «узорочье». Между арочными окнами широкие и узкие лопатки, тонкие пояски. Над верхним ярусом четверика возвышается сложная композиция завершения, включающая трёхъярусный восьмерик с крестообразно выступающими древнерусскими «бочками», поясами ниш-ширинок и кокошников. По углам размещены круглые барабаны с луковичными главками. Завершением сужающихся восьмериков служит шатёр с проёмами-слухами и главкой на восьмигранном барабане.
Содержащийся в архивном деле старинный чертёж позволяет установить, что в ходе строительства облик церкви подвергся немалым изменениям. Во-первых, была удлинена на одно окно трапезная, появилась более значительная паперть. Во-вторых, частично откорректирован декор фасадов – устранены тонкие вертикальные тяги между окнами; пояс кокошников вверху стен заменён вставками ширинок над окнами. В основании шатра двойные кокошники заменены тройными. На шатре нижние слухи выполнены парными и введён второй ярус слухов с выступающими обрамлениями в виде наличников с треугольными сандриками. В-третьих, если изначально плоскости фасадов предполагалось выполнить в красном кирпиче, а декор выделить штукатуркой и побелкой, то при реализации фасады были целостно оштукатурены. Сложно сказать, чем обусловлены данные изменения декоративного оформления, выполнялись ли при участии автора проекта или исключительно по местной инициативе.
Вопрос авторства проекта чрезвычайно интересен. На чертеже под изображением фасадов стоит собственноручная подпись: «Архитекторъ С. Воскресенскiй». С большой долей вероятности это никто иной как известный московский архитектор Сергей Флегонтович Воскресенский (1862-1933), работавший в стилистике рационального модерна и неоклассицизма. По его проектам в Москве были возведены многочисленные доходные дома и особняки. Доводилось проектировать и храмовые постройки в неорусском стиле. Среди таковых колокольня Никольской церкви в Новой слободе и церковь Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой. Хотя оба сооружения имеют шатровую композицию, бессмысленно искать сходство – большинство произведений С.Ф. Воскресенского индивидуальны, выделяются разнообразием форм.
Волне естественно, что Н.Г. Григорьев заказал проектирование храма крупному столичному мастеру. Впоследствии их сблизило ещё одно обстоятельство. С.Ф. Воскресенскому также было суждено пострадать за веру – в 1922 году он открыто выступил в защиту Церкви за что приговорён к 1,5 годам исправительно-трудовых лагерей.
Никольская церковь села Сергиевского была возведена добротно и изящно. 25 августа 1911 года освящена при большом стечении народа архиепископом Ярославским и Ростовским Тихоном (Белавиным) – будущим патриархом и мучеником за веру.
В газете «Угличская мысль» при описании события сообщалось: «Новый храм, расположен шагах в пятнадцати от старого… бросается в глаза какая-то особенная лёгкость и стройность постройки. Четыре небольшие, усыпанные золотыми звездами главы возвышаются над главным корпусом, а пятая – такой же величины, венчает собой в русском стиле башню. Отделка храма внутри замечательна не только по богатству, но и по своей красоте и изяществу: стены, потолки и своды покрыты довольно ценной живописью, изображающей отдельные случаи из жизни Христа. Живопись, фрески и узоры исполнены московскими мастерами. Трёхъярусный иконостас работы калязинского резчика Шишкина сплошь покрыт позолотой…»
В трагическое лихолетье ХХ века пострадало и здание храма. В 1960-х годах Никольская церковь была частично разрушена – от неё уцелели лишь средокрестие с шатром и гранитный цоколь. Более тридцати лет когда-то прекрасный храм пребывал в руинированном состоянии и запустении. Затем в 1990-х – начале 2000-х годов стараниями настоятеля архимандрита Виктора (Захарова) Никольская церковь была восстановлена и вновь освящена 3 июня 2004 года. Вместе с тем возрождена и память благотворителя Николая Григорьевича Григорьева – в 2000 году он был причислен к лику местночтимых святых новомучеников-исповедников Российских.